Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://st-kraevoy.livejournal.com/484688.html

Как сказал герой одного известного советского фильма: «Все люди во что-то верят. Одни верят, что Бог есть, другие, что его нет». Но когда в жизни случаются затруднения, либо человек очень хочет достичь какой-то цели, он обращается к Богу. Спортсмены в этом смысле не исключение. Даже те, кто не посещает храм по воскресеньям, как это предписано каждому православному христианину, перед серьезными стартами приходят на службу и просят у Батюшки благословения.

В олимпийской сборной России есть свой духовник - Клирик Ярославской епархии архимандрит Сильвестр, призванный окормлять спортсменов. Как утверждают многие спортсмены, именно они чаще других молятся Богу. С другой стороны, очень часто можно услышать мнение, что спорт и Православия – вещи несовместимы. Мол, большой спорт с его допингами, фанатами, мордобоями и прочими негативными явлениями – дело грешное во всех отношениях.

Сегодняшняя тема – «Грешно ли заниматься спортом? Нужен ли спорт современному человеку, если он думает о своей душе».

Православная церковь о спорте


Для начала узнаем официальную точку зрения Русской православной церкви по этому поводу. В свое время Архиерейским Собором РПЦ был принят документ: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Он отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем.

В параграфе XI «Здоровье личности и народа» в частности говорится: «Попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном - искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге - о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, он врачевал «всего человека» (Ин. 7. 23). Исцеления сопровождали проповедь Евангелия как знак власти Господа прощать грехи. Были они неотделимы и от апостольского благовестия. Церковь Христова, наделенная своим Божественным Основателем всей полнотой даров Духа Святого, изначально была общиной исцеления и сегодня в чине исповеди напоминает своим чадам о том, что они приходят во врачебницу, дабы отойти исцеленными.

Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого бытия. Однако нельзя не признать, что для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом. В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий».

А вот, что сказал Святейший Патриарх Кирилл, выступая на встрече с молодежью в Нижнем Новгороде: «Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности – как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании того и другого строится вся человеческая жизнь… Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту».

Что касается физкультуры, то тут все понятно. А вот на вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, да еще к спорту профессиональному, однозначно ответить сложно. И тут противники большого спорта часто приводятся слова Апостола Павла: «…упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим.4,8). Но тот же Павел в другом месте пишет: «Прославляйте Господа и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор.6,20).

Тут нет никакого противоречия, ибо фраза: «мало полезно» - не означает совсем бесполезно. Здесь еще надо понимать, что 2000 лет назад, когда писались эти строки, подавляющее число людей добывали себе на пропитание физическим трудом. И многим было не до спорта. Ныне, в эпоху офисов, компьютеров, смартфонов, городского транспорта и автоматизации всех процессов, человеку катастрофически не хватает движения.

И уже если говорить о православном подходе к этому вопросу, то противники телесного оздоровления не должны забывать «социальный» аспект физического здоровья. Ведь если мы болеем, то становимся обузой своей семье и обществу. Больной человек ничего не производит, а только потребляет. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не докучать родных своим болячками.

Святые отцы о спорте

 

Давайте посмотрим, что по этому поводу говорили Святые Отцы.
Знаменитый учитель христианской Церкви Климент Александрийский в своем знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья - лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего».

Святой праведный Алексий Мечев своему духовному чаду советовал заниматься физическими упражнениями. Он рекомендовал «заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю, а некоторые современные миряне,- писал святой,- о физкультуре даже слышать не хотят. Вероятно, это связано с тем, что они неверно понимают христианский аскетизм и в буквальном смысле стараются умертвить свою плоть».

Известно, что святая преподобномученица Елисавета занималась спортом, плавала, играла в теннис, и нередко, поздравляя своих близких с церковными праздниками, желала им помимо душевного спасения еще и крепкого здоровья, которое необходимо, - как она писала,- «чтобы были силы молиться». Впоследствии ее физическая подготовка позволяла ей выдерживать очень тяжелые нагрузки настоятельницы Марфо-Мариинской обители.

«Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому, - писал священник Георгий Рябых. - Но когда спорт – только зрелище, когда цель человека – исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности – тогда спорт лишь уводит человека от Истины».

Обычно, когда у священника спрашивают, какими видами спорта можно заниматься, а какими – нет, те отвечают, что единого мнения нет. Как правило, в зону критики попадают такие виды, как аэробика, фитнес, спортивные танцы, синхронное плавание, поскольку они состоят из сексуально-чувственных телодвижений, представляющих собою соблазн, как для самого спортсмена, так и для окружающих его людей.

Мода на фитнес и бодибилдинг – целая индустрия, бизнес, зарабатывающий на культе красивого тела. Если из занятий спортом делать культ, возводить это на уровень страсти, прилепляться к этому всей душой, и кроме развития своего тела ничего вокруг другого не видеть, это, естественно, не душеполезно. Занятия боксом и другими единоборствами могут нанести увечья и развить грех рукоприкладства. И так далее…

Профессиональные бойцы и Православие

 

В тоже время в этих видах спорта есть прямо противоположный пример - Федор Емельяненко. Наш земляк, родившийся в Рубежном, четырехкратный чемпион мира по ММА в тяжелом весе по версии «Pride FC», двукратный - по версии «RINGS», двукратный - по версии «WAMMA» (бои без правил), четырехкратный чемпион мира и семикратный чемпион России по боевому самбо. Это нагляднейший пример православного отношения к спорту, тем более к боям без правил в которых он участвовал. Его отношение к соперникам и православная вера помогает ему оставаться христианином всегда. Он часто приводит слова полководца Суворова, которые стали для него правилом: «Победи себя - и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!».

 

Несмотря на то, что Емельяненко, стал легендой в мире единоборств, первым номеров в рейтинге по всем классификациям смешанных единоборств и турнирных таблиц «боев без правил», его главной отличительной чертой является скромность. «У меня никогда нет злости по отношению к сопернику. Мне кажется, верующий человек по-другому просто не может. И не только тот, кто занимается борьбой. Можно и ракеткой по воланчику бить с таким озлоблением, как будто за сеткой - твой личный враг» - признавался Федор.

Друга сторона медали - профессиональный спорт, как шоу, связанное с огромными деньгами. На эти зрелища ходят фанаты, которые на трибунах во время матчей впадают в массовую истерию. Так дается коллективный выход темным эмоциям толпы: неистовые крики, душераздирающий свист и безобразный мат-перемат. Последний такой пример, мы видели на финале Кубка Украины по футболу.

Для самого же спортсмена, большая опасность состоит в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Диакон храма преподобного Максима Исповедника отец Сергий Будников говорит: «Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд - в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть».

Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною


И тут снова можно вспомнить Апостола Павла, который писал в послании к Коринфянам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех. Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Однако, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры.

Духовник олимпийской сборной России архимандрит Сильвестр, побывавший по благословению патриарха Кирилла на Олимпийских играх в Лондоне, рассказывал: «Спортсмены – живые люди со своими страхами, бедами, проблемами. И на таких соревнованиях, как Олимпийские игры, им особенно нужна поддержка в духовных вопросах. Потому что спорт невозможен без духовитости. Мое благословение не означает, что человек непременно выиграет. Но моя помощь, надеюсь, дает возможность человеку показать то, на что он способен. Многое решает воля Бога. Даже полное поражение – это не конец, это только начало пути. Я об этом часто говорю спортсменам. Много обсуждаем, что делать после спорта, ведь карьера скоротечна. Для многих та Олимпиада – последняя. Сегодня ты чемпион, к тебе особое отношение, а через какой-то год – обычный гражданин. Нужна новая цель, новая мотивация. Это сложный период в жизни. И атлеты не могут об этом не думать. Это не уныние, ибо уныние грех, а здравое отношение к жизни. Если мы не будем развивать спорт, то получим проблемы с наркоманией, пьянством, другими пороками. У молодежи должны быть ориентиры. Спорт их дает».

Разумеется, с вышеприведенными точками зрения можно спорить, можно полемизировать по поводу совместимости профессионального спорта и Православия.

Опубликовано в газете «Спортивное обозрение»

 

Количество просмотров материалов
1442744

доска объявлений