Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://vverh-dm.ru/experts/tochka_zreniya/protoierej_sergij_ryzhov_blagoj_primer__eto_80__zaloga_horoshego_vospitaniya

  • ФИО: Рыжов Сергей Викторович
  • Должность, регалии: священнослужитель, протоиерей, настоятель семи приходов Большемуртинского и Сухобузимского районов Красноярского края
  • Специализация: священнослужение
  • Жизненное кредо: «Если не я, то кто?»

Рыжов Сергей Викторович

О том, как одноногий инвалид голодных кормил; о том, как прапрадеду нашего героя удалось чудом деревенский храм сохранить; о том, как профессиональный повар вдруг стал священнослужителем; о том, как матушка-хореограф воспитывает 11 детей; о проблемах деревенских храмов, о семейном досуге, о родительской власти и свободе воли детей, о воспитании в детях правды, чистоты и добра – об этом и о многом другом - в нашем интервью с настоятелем семи приходов Большемуртинского и Сухобузимского районов Красноярского края, протоиереем Сергием Рыжовым.

- Батюшка, каким было Ваше детство? Какие ситуации и люди повлияли на формирование Вашей личности?

- В моей жизни главную роль заняла бабушка Екатерина: именно она большую часть детства меня воспитывала, поскольку мои родители развелись, и я остался жить с бабушкой по отцу. Конечно, я жил и у мамы, и у другой бабушки - Зои, где проводил каждое лето. Баба Катя очень рано осталась вдовой, и ей поступало много предложений выйти замуж, но она выбрала воспитание внука, и осталась моим Ангелом Хранителем.

В моей детской памяти запечатлелось жертвенное служение бабушки, я с детства его наблюдал, ощущал, и оно питает меня до сих пор. Жертва во имя Господа и во имя любви – бабушка добровольно несла крест своего сына. К Богу она пришла уже в зрелом возрасте, но жизнь её всегда была христианской.

Наверное, основы закладываются ещё в детстве… У моей бабушки был потрясающий дед (мой прапрадед): Елисей Савельевич Курбан служил старостой храма, который был в числе немногих красноярских храмов сохранён во времена гонений. В те страшные годы осталось всего три незакрытых храма во всём Красноярском крае, и один из них – храм Архангела Михаила в с. Новоберёзовка Идринского района Красноярского края – его сохранил мой прапрадед. Храм, кстати, до сих пор существует, он действующий!

А дело было так: в молодости дед стал инвалидом, оказавшись жертвой несчастного случая на советской стройке. Всю оставшуюся жизнь он прожил без ноги, передвигаясь на деревянном протезе. Во времена правления Хрущёва храм Архангела Михаила, в числе прочих, власти решили закрыть, чтобы использовать помещение под свои нужды. Но Елисей Савельевич не позволил этого сделать! Он продал корову – единственную кормилицу – и поехал в Красноярск (инвалид на одной ноге!) на разговор к высокому начальству. Там он напомнил, что стал инвалидом на советской стройке, и сейчас его единственная возможность кормить семью – служение старостой при храме. Это, конечно же, была лишь отговорка, внутренняя причина была гораздо глубже. Но Краевой комитет принял решение – отменить решение Районного совета о закрытии храма. Дед вернулся домой радостным, хоть и потерял корову, но зато храм сберёг от закрытия! И, представляете, когда дед приехал, то увидел в почтовом ящике свёрток с суммой, которая была эквивалентна стоимости коровы.

Господь всячески помогал деду и его семье, буквально кормил. Вот представьте: много ли может на земле сделать одноногий инвалид? Участок нужно вскапывать, обрабатывать, пропалывать и пр. Физическая работа была для деда почти непосильной – с горем пополам закопали картошку, с горем пополам выкопали – всё! Но при этом урожай у него всегда был в два раза больше, чем у соседей. А секрет прост - прадед щедро делился с нуждающимися тем, что имел: у него было специальное окошко, через которое он раздавал нищим милостыню – в основном картофелем, в иной день, бывало, выходило по ведру картошки! Такой вот парадокс: инвалид кормил голодных…

Так, моя бабушка была свидетельницей доброты, щедрости деда и стойкости его христианской веры.

- Невозможно поверить, чтобы при таком деде Ваша бабушка выросла атеисткой…. Может быть, она только внешнюю атрибутику советского строя соблюдала?

- Поначалу она была атеисткой, но потом вдруг, ни с того, ни с сего она начала поститься. И я, даже будучи ещё некрещённым ребёнком, стал поститься вместе с ней.

Но мой выбор священнического пути привёл её в негодование и смятение. Когда я учился в семинарии, она всем говорила, что я ушёл в армию… Но со временем бабушка приняла мой выбор, смирилась, и её эта мысль даже грела. Помню, она даже просила меня – тогда ещё диакона – ходить с ней в храм только в подряснике.

Бабушка во всех смыслах была удивительным человеком. Перед своей кончиной она почти всё своё имущество раздала, многое пожертвовала храму в с. Сарыг-Сепе, республики Тыва. Кроме того, она завещала похоронить себя в необшитом гробу и без венков, а поминать - без вина. 26 марта 2004 года, когда её хоронили, был Великий пост: на столе была только постная пища, как бабушка завещала. Многих это смутило, мол, «не по-людски». Важно ещё учесть, что бабушка была заведующей пекарни, а её муж - председателем райпо. Их все в округе знали, поэтому такие похороны выглядели немного юродиво…. Но зато по воле усопшей.

Жили мы тогда в республике Тыве, которая до 1924 года была провинцией Китая. Многие годы в республике был всего лишь один православный храм в г. Кызыле. Кстати, в моём генеалогическом древе – родственная связь с Министром обороны РФ Сергеем Кужугетовичем Шойгу. Моя тётя вышла замуж за Валерия Кужугет, а его отец – двоюродный брат отца Сергея Шойгу. По тувинским меркам это довольно близкое родство.

Кстати, другой мой дядя - Василий Соколов - тоже уникальной жизненной истории человек! Его отца ждала неминуемая гибель во младенчестве: семья отца жила в староверческом селении, в верховьях Енисея, а в то непростое время староверы по лжерелигиозным соображениям сжигали себя и свои семьи (документально зафиксировано самосожжение более 200 человек)! Дедушка и бабушка моего дяди тоже были активно в это вовлечены… Бабушка моего дяди Василия в те страшные дни заморозила всех своих детей, но только единственный из них - Филимон - заплакал, воспротивился этому. Мать каким-то чудом оставила его в живых. У Филимона со временем и родился Василий – мой дядя.

Дядя Василий был всю свою трудовую жизнь учителем, затем завучем, далее - директором в средней школе. И в завершении тувинского периода - Главой администрации в селении у старообрядцев. Потом он по моему приглашению переехал в Красноярский край, где и стал православным священником. Про него в книге «От мира не уйти», вышедшей в советское время в тувинском издательстве, написали, что в Туве он был первым атеистом среди староверов. А спустя годы этот первый атеист стал первым православным священником в тех местах. Сейчас он служит настоятелем Покровского храма в с. Шила, в соседнем со мной районе. В этом году дяде исполнилось 70 лет.

- А каким был Ваш путь к вере? Кем Вы мечтали стать в детстве?

- Сначала я мечтал стать ветеринаром. У меня с 10 лет было большое хозяйство - до 70 кроликов!  Я сам их врачевал, делал прививки – всё по книге. Но решил всё же идти учиться на повара, т. к. с детства любил готовить.

Отучился я в г. Минусинске и получил диплом с высшим пятым разрядом. По специальности я работал сначала на сельхозпредприятиях, затем – в местном соборе. Готовил для клириков, прихожан и гостей соборного храма. Однажды к нам приехал владыка Антоний (Черемисов, ныне митрополит Орловский). Наш настоятель начал расхваливать меня, мол, у нас в храме работает дипломированный повар! Владыка сказал, что у него нет такого повара – и забрал меня к себе.

Месяц я у него отработал и получил благословение на поступление в Тобольскую духовную семинарию.

- А как дальше складывался Ваш духовный путь? Как повар вдруг стал священнослужителем?

- Начиная с детства, в моей жизни было столько необъяснимых выходок! Например, помню, когда мы с мамой ехали однажды в автобусе (мне было лет 5), я вдруг, ни с того, ни с сего начал задавать женщинам, находившимся в автобусе, странные вопросы: «Почему вы не носите платочек?», «Почему вы не ходите в Церковь?». Представляете ужас моей мамы? Она не верила своим ушам – откуда её ребёнок из совершенно невоцерковлённой семьи вдруг начинает такую агитацию?.. Мама – женщина с завитушками химии на голове, с макияжем на лице, довольно модная по тем временам, и вдруг пассажиры начали на неё наговаривать, будто она – замаскированная сектантка. Пришлось нам выйти из автобуса через несколько же остановок. До сих пор не могу понять, откуда в моей голове это взялось? Как я мог задавать вопросы о Церкви, если ни я, ни члены моей семьи туда никогда не ходили!

Но защита православной веры жила во мне, наверное, на подсознательном уровне. Когда мне было 16 лет, к нам в дом однажды пришли адепты секты «Свидетели Иеговы». Я с ними вступил в яростную дискуссию, начал отстаивать Православие. Это при том, что я не знал, что такое Православие, и даже не был ещё крещён. После спора со мной, сектанты сказали моей маме с огорчением: «Твой сын в руках сатаны». Они такими взглядами на меня смотрели, что я подумал о том, что, если существует дьявол, то это – его слуги.

- Ни этот ли факт побудил Вас к принятию Святого Крещения в 16 лет?

- Однажды я зашёл в храм, перед началом Пасхальной службы, когда пели Часы (тогда я об этом не знал), и у меня вдруг будто отключилась память, я мгновенно потерял счёт времени, оно просто остановилось. И включилось ощущение времени только через несколько часов, когда люди уже стали выходить из храма. Я не мог понять, где же я – на земле или уже на Небе?.. Служба пролетела за считанные мгновения. После этого случая я принял твёрдое решение о принятии крещения. С того момента прошло уже 28 лет, но я помню всё, будто это было вчера… Это был День памяти Сорока Севастийских мучеников.

Когда я жил на квартире, моей соседкой была ризничная Спасского собора, баба Клава. Она договорилась с настоятелем, и меня окрестили отдельно, одного. Хотя тогда был огромный поток – по 200 человек в день! В День моего крещения батюшка сказал, что из меня выйдет хороший пономарь. Прошло буквально несколько дней, и я начал пономарить. Помню, я просился петь в хоре, но там пели только профессионалы с музыкальным образованием. Зато меня сразу взяли в алтарь, надели стихарь, и я стал и пономарём, и чтецом, и звонарём, и поваром, и даже истопником – в огромном Спасском храме было четыре мощных печи, поэтому я приходил аж в 4 часа утра, чтобы их натопить – закинуть в каждую печь по семь вёдер угля. А в 8 часов я уже был на уроках в поварском училище.

- Пройдя такую сложную школу жизни, как Вы думаете: священником рождаются или становятся?

- Думаю, что это призыв свыше. Господь призывает, но услышать способен не каждый.

Меня поразил факт, о котором я недавно прочёл: оказывается, в современном мире есть такие страны, где нет ни одного кандидата в священники (речь о католиках, протестантах, но это в данном случае неважно) - за год ни одного желающего стать священником! Есть, над чем задуматься…

- В чём лично для Вас радости и сложности священнического пути?

- Самая большая радость, когда люди приходят к Богу. А сложности… Наша Церковь – воинствующая, люди зачастую приходят озлобленные, и наша пастырская задача - их примирить.

Особенно это актуально для деревень. Люди порой говорят: «Вот если Марья будет сюда ходить, меня здесь не будет!». Проблема деревенских храмов зачастую сводится к простой фразе: «Как мне не нравится такая-то!». В городе есть альтернативы: не нравится один приход, иди в другой. А в деревне храм один, люди все друг друга знают, поэтому споры неминуемы… Примирить непримиримых – самая большая проблема деревенских приходов.

- Вы не только священнослужитель, но и глава большой семьи, отец 11 детей! Расскажите, пожалуйста, о Вашей семье: чем увлекаются детки, как строится процесс воспитания?

- У меня обычная семья, в которой у каждого члена семьи свой характер.

Матушка Елена – педагог дополнительного образования. У неё нетипичная для матушек профессия – она преподаёт хореографию. Но это прекрасное воспитательное средство! Матушка довольно строгий учитель, детям нужно много трудиться, но зато у её коллектива множество грамот, призов и пр.

Интересный факт: обычно в хореографических коллективах бывает дефицит мальчиков – на 7 девочек приходится 1 мальчик, а у матушки наоборот, потому что у нас 9 сыновей. Поэтому все призовые места - наши!

- Скажите, а как Вам удаётся уделять детям своё отеческое внимание при таком количестве пастырских послушаний и приходов?

- Честно говоря, я мало внимания уделяю детям. Больше времени у меня уходит именно на пастырское служение. Но вот сегодня, например, я в 6 часов утра услышал телефонный звонок от старшего сына - ему сейчас 22 года, он учится и работает в Москве. Я перепугался, ведь у него сейчас там 2 часа ночи, думаю, не случилось ли чего? Поднимаю трубку, спрашиваю, что случилось, а сын мне в ответ: «Ничего не случилось, просто хочу сказать, что я тебя люблю». Услышать такое – дорогого стоит!

- А как вы организуете семейный досуг, как проводите свободное время, когда оно всё же выкраивается? Существуют какие-то добрые традиции?

- Главная наша традиция – совместное богослужение. Чаще всего мы вместе именно за богослужением. Ну, а досуг – это, например, поездки на речку, в лес.

У моей супруги была другая семейная история – они с родителями регулярно выезжали на море, отдыхали на юге. Поэтому и детей матушка старается вывозить куда-то на море или на озёра. Я такого в детстве не знал, меня никогда никуда не вывозили, поэтому я и сейчас никуда не рвусь, больше люблю местные водоёмы.

Кроме того, традиция поездок на моря ограничена финансовым вопросом, а для многодетной семьи это особенно актуально. Но, несмотря на это, у наших детей так: кто-то где-то бывал, но не полным семейным составом. Нельзя сказать, что многодетные семьи – во всём ограниченные. Наши дети и в Абхазию ездили, и в Крыму отдыхали, и ещё много чего интересного видели. Так что, дети у нас и не избалованы, но и не «забиты».

У нас большой дом на 200 кв. м, своё хозяйство. В своё время у нас было 3 коровы, лошадь. Сейчас это для нас нерентабельно, поэтому на данный момент мы держим коз, гусей, кур и кроликов. А ещё с нами живут собаки и кошки, а также 2 красноухие черепахи и рыбки. За всем этим хозяйством смотреть нужно, поэтому дети во всём помогают. Кроме всего прочего, мы сейчас строим дом в пригороде Красноярска. Старшие сыновья собственными силами построили в правлении садового общества второй этаж здания, и им за это выделили участок. Там мы и строим дом – для детей, которые учатся в Красноярске.

- Ваши дети активно вовлечены в богослужебную жизнь, помогают на службах. Поделитесь своим рецептом воцерковления детей. Как не отпугнуть от веры детей в подростковом возрасте?

- У нас всё происходило органично – мы в храме, и дети в храме. Кому-то нравится больше, кому-то меньше – это нормально. Они не обязаны стать священниками. Хотя наш старший сын учится в богословском институте, второй служит в армии, а третий сын – на подготовительном курсе семинарии.

- А приходилось ли Вам сталкиваться с подростковым упрямством своих детей, когда они переставали желать посещать храм?

- Это естественно. Такое бывает и у взрослых людей. Но существует ведь традиция послушания родителям. Наши старшие дети уже вышли из зоны прямой родительской опеки, но всё равно ходят в храм – уже сами.

- Кто-то, наверное, может возмутиться, сказав, что нельзя принуждать детей в вопросах веры, нельзя насиловать личную свободу…

- Родительская власть на то и дана. Это не насилие воли, это просто воспитание культуры. Как существует культура языка: почему мы говорим именно на русском языке? Потому что с нами общались на нём. Почему мы ходим в храм? Потому что нас водили в храм. Это вопрос нашего православного бытия. Если у нас нет культуры посещения храма, нет культуры соблюдения поста, нет культуры миролюбивого общения вместо бранной речи, то кто же мы тогда….

Какую культуру посеешь, та и прорастёт. Ведь можно возмутиться и по поводу того, почему мы говорим с ребёнком именно на русском языке, а не на английском, например, - это же тоже, получается, насилие личной свободы?

Пока дети маленькие, родители должны привить им добрый навык. Как наш владыка, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон говорит: «Период детства чрезвычайно важен – зерно, посеянное в детском сердце, может дать всходы в далёком будущем».  Даже когда дети приходят к периоду отрицания, то при столкновении с жизненными трудностями они осознают, что делают что-то не так – и снова начинают ходить в храм.

Мне часто приходится исповедовать людей перед смертью. Многие это делают впервые в сознательной жизни, кто-то – после долгого «пробела». Спрашиваю их: «Почему вдруг захотелось исповедаться?» Чаще всего старики вспоминают, что их в детстве бабушка или мама водила в храм…

- Как, на Ваш взгляд, воспитать в детях чистоту, добро и правду?

- Только личным примером. Не слова, а поступки! Благой пример – это 80 % залога хорошего воспитания.

Беседовала Юлия Гащенко

 

Количество просмотров материалов
1450004

доска объявлений