Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94414

Пасха – экзамен и праздник надежды

«Для меня Пасха – это своего рода проверка, экзамен, который я сдаю по своему соответствию или несоответствию тому, о чем я говорю, чем живу, на что надеюсь. В тишине, которая предваряет возглас «Христос воскрес!», происходит таинство прикосновения к тому пиру жизни, где жизнь жительствует. И ты думаешь про себя: ты вписываешься в этот праздник всей Церкви, победы жизни над смертью? С другой стороны, это подведение итогов: насколько был успешен пост, насколько ты сумел окунуться в глубину своих проблем и с чем ты оттуда поднимаешься к Воскресшему Христу. Это проверка – Христов ты или чей-то еще», – так определяет для себя смысл праздника о. Павел Великанов.

Для о. Стефана Пасха – это «праздник надежды». «Если жизнь сводится только к тому, чем она сейчас наполнена: постоянные распри, соперничество, борьба, и все это заканчивается смертью, если это последняя правда о мире, то это ужасно. Но Бог предусмотрел для нас нечто лучшее – Он пришел и воскрес, и сделал неизбежным наше воскресение», – сказал он. У о. Павла Островского Пасха, в первую очередь, ассоциируется с переживанием радости и единства, с тем, что даже «трудно выразить словами».

Воскресение высекает искру вечной жизни

 

Протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры,

завкафедрой богословия Московской духовной академии,

первый проректор Сретенской духовной семинарии. Фото: radiovera.ru

О. Павел Великанов обратил внимание на уникальную этимологию слова «Воскресение», которая раскрывает смысл, для многих неочевидный. По его словам, в других языках этимология связана «с положением тела в пространстве» – например, греческое «Анастасис» означает «переход из горизонтального состояния в вертикальное – «восстание»». И только в церковнославянском языке «Воскресение» связано с глаголом «кресати», то есть «высекать искру». Поэтому и «воскресение» – это не о том, что человек был мертв, а потом ожил. Те, кого воскресил Христос во время своего земного служения, потом тоже умерли. Но только Воскресение Христово открывает перед человеком возможность «качественно иного состояния после смерти – однажды воскреснув, он не возвращается в предыдущее состояние». «В этом огромная надежда для каждого из нас – жизнь не упирается в тупик, а имеет выход туда, где с нами не справится ни смерть, ни болезнь, где мы оказываемся в бесконечной перспективе жизни. Закваска смерти не является более определяющей в жизни человека, так как мы становимся причастниками Воскресения Христова», – сказал о. Павел Великанов.

Выгода неверия

Отсюда же – и ответ на вопрос одного из слушателей: «Как же все-таки поверить в Воскресение?» О. Павел Великанов советует спросить себя: «Во что легче поверить – в то, что жизнь заканчивается гробовой доской, за которой ничего нет? Или жизнь имеет продолжение, и это дает смысл и содержание всему, что происходит до гробовой доски?» Он вспомнил чье-то изречение: «Никто не отрицает Бога без личной для себя выгоды», и предложил задуматься: «В чем для меня выгода неверия в то, что мы воскреснем?»

А о. Павел Островский считает, что надо честно ответить себе на вопрос: хочу ли я поверить или ищу доказательства Воскресения? Во втором случае за дело берется разум, пределы которого конечны. А в первом случае хорошо бы начинать с доверия: «Довериться Богу, просить, чтобы Он открыл и дал силы принять Откровение».

Что мешает христианам разных конфессий праздновать Пасху вместе?

О. Стефан вкратце объяснил, каким образом исторически календарные расчеты разошлись с астрономическими, и разошлись по-разному у христиан Запада и Востока. «Но это не меняет содержания праздника и не является подлинной проблемой», – считает он. Конечно, все христиане хотели бы праздновать Пасху вместе. Но его смущает такая постановка вопроса с православной стороны: «Когда мы будем праздновать Пасху вместе со всем миром?» Звучит так, «как будто мы на обочине». Он предложил поставить вопрос наоборот: «Мы делаем верно, а остальной мир должен к нам присоединиться».

О. Павел Великанов напомнил, что бывают годы, когда празднование Пасхи совпадает у христиан разных конфессий. «Но что-то не видно от этого мирового резонанса, как и существенного ущерба. Наоборот: мир настолько сегодня разучился принимать инаковость друг друга, настолько тот или иной вид тоталитаризма становится популярным, что чем больше разницы между нами, тем больше возможности научиться принимать других с их системой координат, с их переживанием Пасхи». Он предложил «особо не трогать эту тему, чтобы не смущать тех, для кого разница между новым и старым стилем является существенной». «Иногда отсутствие однозначного ответа является лучшим ответом, чем та или иная конкретность, которая может вызвать больше проблем», – подытожил он свой ответ.

А о. Павел Островский предложил сначала задуматься о себе: «Когда мы говорим про большие разделения, надо бы начать с того, чтобы у нас внутри было единство, между нашими приходами». Священник привел пример: когда он был настоятелем Никольского храма, а по соседству был одноименный храм, на Пасху две общины вышли крестным ходом навстречу друг другу. Хорошо бы так делать в небольших городах: например, устроить крестный ход не вокруг своего храма, а выйти всем общинам на центральную площадь и обняться. «Надо начинать с малого, а потом думать в масштабах вселенной», – полагает о. Павел Островский.

«Куличеносцы» и «яйцесвяты»

Каждый священник скажет, что на Страстной неделе очень важно посещать уникальные для церковного года богослужения. Но не только потому это важно, что такие службы совершаются раз в году, считает о. Павел Великанов, а главным образом потому, что в эти дни стихия богослужения увлекает человека и ставит перед серьезным вопросом: «Смотри, что ради тебя сделал Христос, и насколько ты соотносишься с этим?»

О. Стефан отметил, что «для многих церковных людей в эти дни характерно больше суетиться, чем думать о страдающем и воскресшем Христе». «Убрать, испечь куличи, приготовить яйца и пасху – это все по-своему важно, но несоизмеримо с тем, что происходит в это время храмах и что должно происходить в душе, которая сопереживает евангельским событиям. Важно правильно расставить акценты, иначе получается, что мы радуемся не Воскресению, а мясу, молоку и яйцам», – сказал он.

«Куличеносцы, яйцесвяты» – так иронично, а иногда с интонацией «высокодуховного  высокомерного благочестия» называют церковные люди тех, кто приходит в церковь лишь ради освящения пасхальной снеди, заметил о. Павел Островский. Вспоминая свое детство, когда ожидание Пасхи связывалось для него именно с крашением яиц и приготовлением куличей, а не с утомительными и малопонятными службами, священник призвал не относиться негативно к тем, кто заходит в храм раз в году с нарядными корзинками в Великую субботу, а наоборот – «с радостью, с любовью их встретить».

А стремясь освятить пасхальные яства, «хорошо бы хотя бы немножко понимать, для чего мы это делаем, чего мы ждем: чтобы не только качество нашего пищеварения стало лучше, но чтобы через совместное вкушение этих продуктов мы стали дружнее, внимательней и любовнее друг ко другу», отметил о. Павел Великанов.

Прививка от виртуальности

Всем памятен опыт прошлого года, когда из-за санитарных ограничений, связанных с пандемией, верующие не могли участвовать в богослужениях Страстной и Светлой седмицы. О. Павел Островский отметил, что, хотя большинство его прихожан или переболели, или привились, все санитарные меры по-прежнему соблюдаются. «Прихожане  рады, что могут быть на богослужении и что ограничения прошлого года закончатся навсегда», – выразил он общую надежду.

По словам о. Павла Великанова, «прошлый год сделал нам хорошую прививку от виртуальности – в плане общения, в области преподавания, в области религиозной жизни». «Побывав в пространстве локдауна, наблюдая из дома, что происходит в храме, многим поначалу казалось, что лучше так, чем никак. Но большинство верующих осознали, что это несопоставимо с реальным участием в богослужении. Приехать в храм, стоять на службе – да, это трудней, чем сидеть дома, это жертва, но без нее мы не получаем  результата. Радостно, что в этом году наша Пасха будет полноценной, живой! Но с учетом той специфики у нас будет определенный опыт – как научиться беречь друг друга  в ситуации, когда в храм захотят прийти очень много людей», – сказал он.

Во многих странах, где большинство людей относит себя к православной традиции, с Великого четверга начинаются пасхальные каникулы. Стоит ли выступить с подобной инициативой в нашей стране? «Наверное, это было бы неплохо, могло бы стать добрым знаком, проявлением уважения к верующим, которых у нас, надеюсь немало», – сказал о. Павел Великанов, добавив, что в этом году такие каникулы «фактически состоятся» из-за длинных майских выходных.  О. Стефан не знает, стоит ли учреждать пасхальные каникулы в государственном масштабе, но призывает работодателей «быть снисходительным к намерениям верующих посетить храм в Великий четверг и Великую пятницу».

Светлая седмица

Мы и СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА

История пасхальных яиц Фаберже

Веселье

КАК ВЕСЕЛИТЬСЯ И НЕ СОГРЕШАТЬ?

ПРАЗДНИК – ЭТО СОСТОЯНИЕ ДУШИ

Юлия Зайцева

Количество просмотров материалов
1442783

доска объявлений