Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://pravoslavie.ru/6324.html

Вопрос:

"Дерево жизни" и "Дерево познания добра и зла", скажите мне, пожалуйста, эти понятия по Св. Писанию имеют сугубо символическое богословское значение, или же речь действительно идёт о деревьях? Если вас не затруднит, напишите мне об этом подробнее.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Блаженный Августин пишет: «Само собой понятно, что следующие затем слова: И древо жизни посреде рая, и древо еже ведети разуметельное доброго и лукавого, надобно рассмотреть с большею тщательностью, чтобы не впасть в аллегорию, будто это были не деревья, а под именем дерева означается нечто другое» (О книге Бытия, буквально. Кн.VIII. 8). У святых  отцов признание реального характера древа жизни соединяется с таинственно-аллегорическим толкованием приведенного стиха. Этот символ прообразовательно указывает на  крестное дерево, на котором Спаситель мира вернул человечеству жизнь и на святую Евхаристию как спасительный плод голгофской жертвы. Древо жизни несколько раз упоминается в символическом значении в Откровении св. апостола Иоанна Богослова: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (2:7). Тайнозритель упоминает его при описании горнего Иерусалима: «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов» (22:2); «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (22:14).

   Текст книги Бытия убеждает нас, что древо познания добра и зла было реальным, а не символическим: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (2:9).  Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Потому Божественное Писание назвало это дерево деревом познания добра и зла, что у него должно было совершиться преступление или соблюдение заповеди. Человеколюбивый Господь, искони и изначала желая вразумить и внушить человеку, что у него есть Создатель и Творец, произведший все видимое и сотворивший его самого, благоволил показать ему Свою власть в этой заповеди» (Беседы на книгу Бытия. XVI.6). Так же изъясняет святитель Филарет Московский: «Имя древа познания добра и зла, без сомнения, относится к действию, которое оно могло произвести в человеке. Однако же оно не могло быть источником познания, как потому, что сие не совместимо с естеством древа, так и потому что образ Создавшего был в человеке источником разума и познания» (Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. М., 1867, с. 41). Дальнейшее повествование подтверждает мысль о действительном существовании в раю такого дерева: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (2:17).  Адам и Ева вкусили плод совершенно реально: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (3:6). Последствием преслушания явилось грехопадение. Давая испытательную заповедь, Бог предупреждал от ложного и опасного пути: попытки стать независимым от Бога властелином мира. Духовный урок значим для всех последующих поколений. Любое нарушение Божественной заповеди удаляет человека от благодатного Источника Жизни.
 
https://foma.ru/yabloko-razdora.html

Яблоко раздора

Архивный материал

Кому сегодня неизвестен знаменитый библейский сюжет: Адам и Ева в раю съедают яблоко с дерева познания добра и зла, нарушая тем самым заключенный с Богом Завет – вкушать со всех деревьев в Эдемском саду, кроме этого? За подобный проступок прародители жестоко расплачиваются: Бог изгоняет их из Рая. И хотя в таком описании все кажется вполне соответствующим библейскому изложению, на самом деле оно довольно далеко от истины: нет там ни Евы, ни яблока. Но начнем по порядку.

Во-первых, не Адам и Ева, а Адам и жена. Имя Ева (Хавва – «жизнь» – древнеевр.) жена первого человека получает уже после изгнания из Эдема. «Буквоедство!» – может возмутиться современный образованный либеральный читатель. Но скорее всего будет неправ. Дело в том, что в традиционных культурах наречение имени предполагало, что дающий имя обладает соответствующей властью. Поэтому не исключено, что до грехопадения Адам такого права не имел, раз он не дает имя жене сразу после ее сотворения. И только тот факт, что Ева первой попалась на провокацию змея, нарушил определенное равенство мужчины и женщины: «И К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою,» – говорится жене при изгнании, а не после творения.

Во-вторых, конечно, Библия ничего не говорит ни о райских яблоках, ни о райской яблоне. Книга Бытия вообще не уточняет, о каком дереве идет речь: сказано только, что это древо познания добра и зла, растущее посреди рая и сказано, что змей прельстил жену плодами древа. Библия – книга символическая. Символ указывает не на то, что давно прошло и стало «преданьем старины глубокой», а о том, что чрезвычайно актуально и сейчас и будет актуально всегда, так как соотносит нас с вечностью. Рассказ об Адаме и Еве в последнюю очередь следует воспринимать как «историю жизни одного семейства». Символизм данного рассказа призван показать, что человек потерял изначальное, естественное состояние отношений с Богом и с себе подобными.

Но вернемся к яблоку. Откуда же тогда оно появилось, откуда все эти многочисленные ассоциации, картины и проч.? Сейчас сложно, наверное, сказать, каким образом именно яблоко стало ассоциироваться с грехопадением человека. Вообще-то в христианстве символизм яблока двойственен: яблоко является символом грехопадения и изображается в качестве такого страшного символа в пасти змея, обезьяны или руках первых людей. Попытки объяснить выбор яблока тем, что латинское слово malum (яблоко) является однокоренным со словом malus (зло) несостоятельны – корни у этих слов разные.

Традиция же изображать яблоко в качестве символа грехопадения появилась скорее всего в Эпоху Возрождения, когда каждый уважающий себя художник писал библейские сюжеты, а эпизод с грехопадением был одним из самых распространенных. Не исключено, что данный символизм восходит к древнегреческим мифам, в которых именно яблоко часто играло весьма символическую роль: вспомним хотя бы знаменитое яблоко раздора, которое Парис вручил богине Афродите как победительнице первого в человеческой истории «конкурса красоты». Правда, закончился этот «конкурс» весьма печально: в благодарность Афродита наградила Париса любовью Елены Прекрасной, что в конечном итоге привело к Троянской войне. В самой же Библии яблоко встречается в книге Песнь песней. При этом многие специалисты полагают, что и в греческой мифологии, и в Песни песней речь идет не просто о яблоках, а о гранатовых яблоках, попросту – о гранатах, которые испокон веков считались символом любви.

Кроме того, в христианской символике яблоко также является и символом спасения, если оно изображается в руках Младенца Христа или Богородицы. Очевидно, это связано с тем, что Иисус Христос именуется в христианской традиции Новым Адамом, так как через одного человека (Адама) грех и смерть вошли в человеческую при роду, так через одного Богочеловека, Иисуса Христа, природа людская была освобождена от греха и смерти (см.: Рим. 5, 12-21).

Яблоко широко используется в качестве символа и в других культурах: в Китае, например, оно является символом мира, а его цветки – символом красоты.

Желающие более подробно познакомиться с данной темой могут обратиться к книгам:

1. Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства. Челябинск, 2000.

2. Кураев Андрей, дьякон. Мужчина и женщина в книге Бытия / / Альфа и Омега. № 2 2/3 (9/10), 1996. С. 268 – 301.

3. Легойда В. Р. Женщина и мужчина: отношения сквозь века / /Фома. №21 (13) 2002. С. 32-42.

4. Похлебкин В. Словарь символов. М., 1999.

5. Тресиддер Д. Словарь символов. М., ФАИР-ПРЕСС. 1999.

https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-biblejskih-obrazov/163

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т.

Словарь библейских образов

ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ (TREE, TREES)

Особый статус деревьев (даже отдельных) в Библии отчасти объясняется фактом, что в Палестине засушливый климат и деревьев мало. Деревянные здания там не норма (как в западном мире), а роскошь. В этом мире даже посадка отдельного дерева (Быт. 21:33) или чье-то погребение под дубом (Быт. 35:8) заслуживает упоминания. Когда древесины как строительного материала мало, она становится признаком превосходства: в царском жилище кровля из кедра и потолки из кипариса (Песн. 1:16). Поэтому 250 общих упоминаний о деревьях в Библии следует воспринимать не как свидетельство их обилия (за исключением распространенной маслины), но как признак особого статуса деревьев там, где они являются редкостью.

Образы природы и изобилия. В Библии деревья – это прежде всего образ, связанный с природой. Они восемь раз упоминаются в истории сотворения мира, где прежде всего свидетельствуют о жизнетворной силе, пронизывающей повествование. Этот образ сохраняет свое значение в последующих частях Библии, например, в описании хорошо орошаемого дерева, посаженного у потоков воды, листья которого остаются зелеными даже во время засухи (Пс. 1:3Иер. 17:8). Дерево как символ жизненной силы появляется в апокалиптических видениях Иезекииля (Иез. 47:12) и Откровения (Откр. 22:2), где деревья каждый месяц приносят разные виды плодов, а их листья используются «для исцеления народов».

Как объекты природы деревья также обозначают Божье провидение, в двояком плане. Они сами – объект заботы Бога: «Насыщаются древа Господа» (Пс. 103:16). Кроме того, деревья показаны как средство Божьего обеспечения людей и животных; например, на деревьях, орошаемых Богом, «гнездятся птицы: ели – жилище аисту». Деревья могут быть образом изобилия, как в описании фруктовых деревьев, вовремя приносящих плоды (Пс. 1:3) и «не перестающих приносить плод» (Иер. 17:8). Смоковница (более сорока упоминаний) и маслина (более двадцати упоминаний) занимали важное место в экономике библейского мира.

Дерево как символ. Библейская история спасения начинается и заканчивается упоминаниями о символических деревьях. В Едемском саду растут древо жизни и древо познания добра и зла (Быт. 2:9). В Книге Откровение снова появляется древо жизни, в последнем эсхатологическом видении нового Иерусалима (Откр. 22:2); его листья исцеляют народы, и проклятия больше нет. Древо жизни, возможно, символизировал золотой светильник скинии. Со своим вертикальным стволом, тремя ветвями с каждой стороны и чашечками в форме «миндального цветка с яблоками и цветами» (Исх. 25:34) он производил впечатление стилизованного дерева (см. СВЕТИЛЬНИК). Деревья в Едемском саду несли в себе потенциал как благословения (бессмертия), так и проклятия (плод, ведущий к смерти). Отсюда мы видим двойственность символа дерева в Библии.

Между Бытием и Откровением есть еще одно дерево – крест спасения, высшее проявление одновременно проклятия и благословения, суда и исцеления. Апостол Павел (Гал. 3:13) говорит о проклятии принявшего на Себя грех Спасителя, «висящего на древе», и эту тему подхватывает апостол Петр (1Пет. 2:24). Это продолжение традиции Ветхого Завета (Втор. 21:23), согласно которой казненный на древе человек проклят Богом. Проклятие Христа привело к гибели смерти и возрождению жизни и бессмертия через Евангелие; все это пришло к нам посредством «древа».

Весь спектр библейской символики дерева можно обнаружить в сравнении Ассирии и Египта с ливанскими кедрами (Иез. 31). Здесь мы наблюдаем образы величия (Иез. 31:2), красоты (Иез. 31:9), опоры (Иез. 31:4) и защиты (Иез. 31:6). Но, несмотря на эти положительные качества, дерево здесь символизирует также гордость (Иез. 31:10) и суд (Иез. 34:12, 18).

Образы благословения, благости и полноты. Иногда в Библии упоминаются эстетические качества деревьев. В Быт. 2:9 сказано, что они были «приятны на вид». У ливанских кедров «красивые ветви» (Иез. 31:3). Возлюбленный в Песни песней сравнивает свою любимую со стройной пальмой (Песн. 7:8).

Укрывающая от солнца листва – символ безопасности и покоя. Возлюбленной нравится сидеть в тени своего любимого, который сравнивается с плодоносящей яблоней (Песн. 2:3). В толковании сна Навуходоносора Даниилом царь уподобляется огромному дереву, с прекрасной листвой на ветвях, которое дает много плодов, под которым укрываются полевые звери и на котором вьют гнезда птицы (Дан. 4). Подобный образ мы наблюдаем, когда рост Царства Небесного сравнивается с горчичным зерном, которое очень мало, но из него вырастает большое дерево, дающее кров птицам (Мф. 13:31).

Древо жизни – символ счастья и благополучия. Метафорически «древо жизни» четырежды появляется в Притчах, где сопоставляется с мудростью (Притч. 3:18), Плодом праведности (Притч. 11:30), исполненным желанием (Притч. 13:12) и кротким языком (Притч. 15:4). Долголетие и нерушимость – неотъемлемые характеристики дерева: «Дни народа Моего будут, как дни дерева» (Ис. 65:22). Иов противопоставляет беспомощность человечества перед лицом смерти замечательной способности высохшего пня поваленного дерева расцвести при наличии воды (Иов. 14:7–10). Дерево – это ветхозаветное соответствие американской мечты об автомобиле в каждом гараже и цыпленке в каждом очаге: «В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу» (Зах. 3:10).

Дерево, выживающее даже во время засухи, благодаря мощным корням, – прекрасная иллюстрация постоянства верующего в любых обстоятельствах, хороших или плохих. Человек, верующий в Господа, – «как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен» (Иер. 17:7–8; см. также Пс. 1). В псалмах благочестивый человек также сравнивается с деревом: «А я как зеленеющая маслина в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» (Пс. 51:10). Обновленный Израиль, получивший Божье благословение, подобен плодоносящему дереву: «И пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, – и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана. Возвратятся сидевшие под тенью его» (Ос. 14:6–8).

Сам Бог изображен как дерево в Ос. 14:9: «Я буду как зеленеющий кипарис: от Меня будут тебе плоды». Завет Бога Израиля – источник всяческого плодородия, физического и духовного. Деревья играют важную роль в славных эсхатологических благословениях последних времен. Они символизируют обновленное творение в целом, прославляющее Господа за Его праведный суд: «Да ликуют все дерева дубравные пред лицом Господа; ибо идет... судить землю» (Пс. 95:12–13). В пустыне снова вырастут кедр, акация, мирт, маслина, сосна, ель и кипарис (Ис. 41:19). Все деревья будут рукоплескать, когда на месте терновника и крапивы вырастут кипарис и мирт (Ис. 55:12–13). Это воплощение природы должно побуждать все человечество откликнуться на славное откровение Господа.

Образы суда, гордости и проклятия. Однако качества, связанные с деревьями, – сила, мощь, слава, богатство, почет – таковы, что греховное и непокорное человечество легко может злоупотреблять ими. Неудивительно, что эта темная сторона человечества и все вытекающие из нее последствия также могут символизироваться деревом.

Один из наиболее катастрофических результатов грехопадения – это отождествление творения с Творцом. Обожествление человечеством природы вследствие извращения религиозных инстинктов привело к возникновению отвратительных оргий культа природы, которые оскорбляли израильскую религию откровения. Пророки осуждали Израиль за поклонение идолам под всеми раскидистыми деревьями и под каждым дубом (Иез. 6:13). Фраза «всякий высокий холм и всякое тенистое дерево» стала стандартной для описания мерзостей Израиля (3Цар. 14:23).

Человеческое высокомерие и склонность к самовозвеличиванию отражены в образе гордых и высоких деревьев: «...и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские» (Ис. 2:13). Могущественные аммонитяне были уничтожены Господом, хоть они были высоки как кедр и «крепки как дуб» (Ам. 2:9). Метафору развивает образ рубки деревьев как акта суда. Иоанн Креститель говорил, что топор уже близок к корням дерева (Мф. 3:10); бесплодное дерево следовало срубить и уничтожить. Бесплодие было одним из проклятий завета (Лев. 26:20), и нечестивые люди описываются Иудой как «осенние деревья, бесплодные, дважды умершие» (Иуд. 1:12).

Этот суд относится как к общественному и национальному, так и к индивидуальному уровню, и образ деревьев здесь также используется. Фараон, царь Египта, и его войска сравниваются с ливанским кедром (Иез. 31), который Господь срубит. Царство Навуходоносора будет низвергнуто, как срубленное дерево, но пень останется, что указывает на надежду возможного возрождения (Дан. 4). Уничтожение ассирийской армии уподобляется великому лесному пожару, после которого остается лишь несколько древесных пней. Гибель Ассирии также описывается как воздействие мощного топора Всемогущего. «И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего» (Ис. 10:34). Общее пророчество о суде над врагами Израиля мы читаем в Зах. 11:1–2: «Отворяй, Ливан, ворота твои, и да пожрет огонь кедры твои. Рыдай, кипарис; ибо упал кедр, ибо и величавые опустошены; рыдайте, дубы Васанские, ибо повалился непроходимый лес».

Деревья персонифицированы в притчах Иофама (Суд. 9:15) и Иоаса (4Цар. 14:9). Основная идея этих притчей – неправильные отношения между терновником, виноградной лозой, маслиной, смоковницей и кедром. Неверный выбор не приводит ни к чему, кроме раздоров. Так мы видим, что слава и позор человечества, Божье благословение и проклятия Его завета – все это отражено в разных аспектах очень гибкой метафоры дерева.

Образ смоквы, смоковницы (FIG, FIG TREE) в Священном Писании

Образ винограда, виноградной лозы в Священном Писании

Образ масличного дерева в Священном Писании

ИКОНА ДРЕВО ЖИЗНИ — ЗНАЧЕНИЕ, ИСТОРИЯ, О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПРЕД НЕЙ

 

Количество просмотров материалов
1436018

доска объявлений