Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=98516

Священник Александр Сатомский — о том, как приобщаться к аскезе безопасно

Священник постоянно сталкивается с предельной радостью и предельным горем, говорит иерей Александр Сатомский. Как быть, если ситуация прихожанина кажется безвыходной, и почему нужно уменьшать чувство вины человека перед Богом, он рассказал Веронике Словохотовой.

Священник Александр Сатомский — кандидат теологии, настоятель храма Богоявления в Ярославле. Пресс-секретарь Ярославской епархии, преподаватель кафедры теологии Ярославского педагогического университета и Ярославской духовной семинарии.

«Я не верю, что над гробом летают ангелы»

— Вы однажды сказали, что как священник стараетесь уменьшать чувство вины человека перед Богом. Почему?

— Чувство вины предельно неконструктивно, из-за него Адам прячется от Бога в раю. Если бы он как раз не прятался и признавал про себя всю правду, он был бы помилован.

И хотя вина может быть прекрасным основанием для исповеди, это слишком простой и неправильный ключ. Избавиться от нее совсем невозможно, потому что вина до некоторой степени нам соприродна. Но нельзя в нее проваливаться. Поэтому следует говорить не про вину, а про изменения.

— Как это бывает на практике? Расскажите историю, когда вы вот так пытались помочь человеку во время исповеди.

— Их много… Опыт священнического служения — это опыт большого числа пограничных состояний. Ты встречаешься с предельной радостью и предельной болью. И более того, ты не можешь с ними встречаться абстрактно, как работник свободного окна.

Вот недавний случай. Женщина, моя давняя прихожанка, всю жизнь не может простить собственную маму в силу разных причин — очень сложное детство, бытовые обстоятельства и так далее.

А сейчас мама уже в возрасте. «Во-первых, я даже не могу с ней содержательно поговорить, потому что это ее разрушит, — рассказывает она мне. — Во-вторых, когда я пытаюсь об этом поговорить как-то помягче, она просто все отрицает». И женщину эта ситуация душит, она не может внутри нее жить.

— Безысходность какая-то…

>— Мы с ней говорили вот о чем. Так получается, что в мире, который лежит во зле, мы оказываемся в этом зле по уши. Не в плане, что мы его постоянно создаем, хотя это тоже факт, но в плане того, что мы с ним сталкиваемся, и, конечно, оно травмирует нас, повреждая наш внутренний стержень. Если стержень вынуть, мы сломаемся или просто перестанем быть. Поэтому Бог взаимодействует с нами в такой вот нашей кривизне.

Иногда Он помогает кому-то другому, а не нам. Христос исцеляет парализованного, лежавшего 38 лет у овечьей купели, а всех тех людей, которые здесь же лежат в разного рода недугах, — нет. Мы не знаем, в чем здесь смысл. Это не потому, что Бог не благ или не милосерден. Ему виднее: кому-то нужно исцеление, а кто-то может, должен и будет действовать в той ситуации, в которой он есть.

И единственное, что я могу сказать человеку, — скорее всего, он будет жить с этой болью всегда. Конечно, если Бог однажды не покроет ее благодатью — но не по заслугам и трудам. Он просто увидит, что ты в ней изнемог.

— Каково вам постоянно сталкиваться с этим предельным горем?

— Непросто… У меня была тяжелейшая ситуация, когда мы сначала крестили ребенка в перинатальном центре, а буквально через неделю его отпевали. Представьте, стоит 50-сантиметровый гробик, рядом только двое родителей и я. Это пока единственный мой пример детского отпевания.

Вот честное слово, там не было никакого света, только ужас и мрак. Тем, кто рассказывает, что над гробом обычно летают ангелы, я не верю, потому что видел тьму, отчаяние и боль. Все, что я мог сказать родителям: «Золотые мои, плачьте».

Более того, я уверен, что в таких ситуациях Бог плачет вместе с нами. Он плачет даже над Лазарем, зная, что его воскресит…

То, что произошло дальше, было еще хуже. Храм, где я служу, находится в 50 метрах от епархиального управления. Туда по своим делам шел священник, мой хороший знакомый. Какое-то время он постоял на отпевании, послушал нас, а потом начал говорить совсем другие вещи: «Да вы что, вам надо радоваться! Это же у вас теперь небесный заступник, ваш семейный ангел-хранитель». Потом пошли примеры из житий святых…

— А родители как это восприняли?

— Никак. Они как будто ничего не слышали. Ну говорят им что-то и говорят… Я сам до этого был в ужасе, а здесь я просто провалился. В Писании сказано, что надо плакать с плачущими — и тогда можно радоваться с радующимися. Радоваться с плачущими невозможно! Я совершенно не осуждаю этого священника, он может иметь любое мнение. Но для меня ужасна сама ситуация.

У гроба можно говорить о радости только из предельно личного опыта. Только когда ты хоронил своего ребенка, когда ты рыдал по своему ребенку и когда ты, пройдя через это, пришел к пониманию, что все-таки свет, радость и ангелы у гроба действительно существуют, тогда твои слова имеют смысл и цену. В противном случае, когда у тебя все дети, слава Богу, живы и здоровы, — молчи.

Возвращаясь к вопросу про исповеди… Иногда я отпускаю людей практически молча, ведь на некоторые вопросы мы не можем ответить, потому что у нас нет опыта. Конечно, существует хороший, красивый богословский ответ, но порой я на самого себя не могу его примерить…

При этом я не понимаю, как можно не соболезновать человеку. Мы же потом все это Богу и приносим: «Господи, ну смотри, сколько этой боли — и вот у этого, и у этого… Ты это так не оставь. Ты Сам знаешь, что нужно сделать». И в этом смысле я плохой священник — я никогда не молюсь о воле Божией.

— Почему?

— Воля Божия случится и так, я молюсь о хорошем. Меня на эту мысль давным-давно натолкнул случай, который описывал Иоанн Кронштадтский. Однажды после службы к нему подошла старушка и попросила помолиться. Он сказал, что да, будет молиться о воле Божией, а она ему: «Воля-то Божья и так случится. Мне надо, чтоб все было хорошо».

Думаю, это очень верно.

О воле Божией мы и так призываем в молитве «Отче наш» не единожды в день. Но зачастую мы же будем врать, говоря: «Господи, сделай, как Ты хочешь».

Да, в некоторых ситуациях мы так можем сказать, потому что мы никак не хотим — мы не знаем, как они должны разрешиться.

Но когда у нас есть ожидания, мы будем врать: «Господи, как вот будет воля Твоя, но…» А дальше идет звездочка, сноска мелким шрифтом: «Но в целом было бы неплохо, с точки зрения нас как участников процесса, чтобы ситуация решилась вот так». Это надо вынести из сноски и добавить в оригинальный текст.

«Приобрести святость за пятилетку»

— Вот вы весь такой благостный, духовный батюшка: кандидат теологии, проповеди публикуете, толкования на Евангелие. Складывается впечатление, как будто вы родились с бородой и в очках… В чем подвох?

— Подвоха достаточно… Более чем. У меня нет никаких иллюзий относительно своей внутренней жизни, поэтому мне надо либо лечь и ничего не делать за бессмысленностью, либо делать то, что по силам.

Я вижу и ощущаю присутствие Божие во многом, в том числе и в Его слове. Поэтому мне хочется и другим указывать: смотри, оно и вот здесь, и вот здесь. И это не какая-то абстракция, это все про человека, причем про конкретного — тебя.

— Отсутствие иллюзий — это вы о чем?

— В этом году 13 лет с момента моей священнической хиротонии. В Церкви я примерно лет 20. Чем дальше, тем больше понимаю, что в плане духовного роста есть вещи, с которыми можно работать, там виден результат, а есть те, которые не двигаются практически совсем.

На неофитском этапе нам часто кажется, что есть какой-то универсальный способ приобрести святость за полгода. Ну за пятилетку точно. Если я соблюдаю церковный устав, молюсь, пощусь, причащаюсь, исповедуюсь и делаю другие значимые вещи — а они, замечу, действительно значимые, — то я как будто обязываю Бога поступить ровно так, как хочется мне: если я хороший, Бог обязан сделать мне хорошо.

Но Священное Писание целиком указывает на обратную логику. И Ветхий Завет, и Новый говорят, что хорошесть, комфортная обыденная жизнь и присутствие Божие — вещи друг с другом не соотнесенные. Никаких обязательств по этому поводу Бог на Себя не берет.

— Духовный рост — очень туманное понятие. Объясните мне по-деревенски, что это такое.

— Мне кажется, что рост — это углубление. То есть когда с течением времени мы становимся честней во всех смыслах, в том числе и с самими собой. Когда мы перестаем бежать и прятаться от Бога, как Адам.

— Например?

— Условно, я готовлюсь к Причастию. Мне нужно резко похорошеть. То есть я обычно не очень, но вот сейчас неделю буду читать молитвенные правила. Я так не делаю, но сейчас как бы надо. Я буду поститься, хотя тоже обычно этого не делаю, я примирюсь с ближними, в смысле напишу им эсэмэски: «Простите меня, и Бог вас простит», — не важно, что я в этот момент реально подумаю. То есть все базовые ходы я осуществлю, приду к Богу и скажу: «Ну, Господи, все, что мог. Теперь я лучше, чем был».

Это неправильный угол зрения. Нельзя прийти к Причастию — и вообще никуда — лучше, чем ты есть. И когда мы делаем вот так, то получается, по слову владыки Антония Сурожского, что мы презентуем Богу маску. А потом становится душно, и мы эту маску снимаем.

То есть я вел себя прилично, пришел, как красавчик, причастился. Спустя два дня, в принципе, меня отпускает: можно жить нормально до следующего раза.

Так мы загоняем себя в цикл, а в цикле роста не бывает. Мы попадаем в ту же самую точку через несколько промежуточных.

— Как из него выйти? Приду к вам и скажу: «Батюшка, хочу духовно возрастать».

— Во-первых, надо перестать делать все то, чего вы на самом деле не понимаете и что с вами не соотносится. Вы знаете, что хорошо и правильно делать вот так. Но для того, чтобы делать так, это должно стать хорошо и правильно прежде всего для вас. Пока вы не вмещаете его в себя, ну так не берите. В чем смысл? Возьмите то, что подъемно.

Условно, многие из нас начинали свою духовную жизнь с аввы Дорофея, «Лествицы» Иоанна Лествичника и всякого другого вау-контента. Я сейчас смотрю на это с внутренней ухмылкой. Драгоценные мои, как это вообще соотносится не то что с нашими реалиями, а вообще с реальностью как таковой? Никак. К этим текстам можно обращаться за редкими-редкими случаями.

Христианская аскеза изменялась, а мы пытаемся приобщиться к этому учебнику без методички. У нас есть текст, а что с ним делать, мы не имеем никакого представления и начинаем его трактовать в меру собственных возможностей. Это большая опасность. И вот как раз поэтому не нужно налагать на себя того, что сейчас не в рост. Оставь себе некоторый зазор: делай что можешь и еще немножко.

— А если признаюсь вам на исповеди, что в Рождественский пост не удержалась и ела блины со сметаной… Что вы мне в ответ скажете? Ничего страшного?

— (Саркастически) Я скажу, что это ужасно! Именно таким тоном. Мне кажется важным вместе с человеком иногда смеяться на исповеди. Ну ты серьезно это сделал и об этом переживаешь? Потому что в ряде случаев дьявол предельно серьезен, он подает нам какие-то вещи с такой абсолютно академической миной — именно с ней он после нашего падения говорит, что Бог неумолим, но ведь он лжет.

Поэтому, иногда рассмеявшись ему в лицо, мы возвращаемся к норме и можем продолжать отношения с Богом. Иначе рискуем провалиться в бездну и не найти из нее никакого выхода.

Ты видишь на исповеди, что твой поступок — недолжная вещь. Хорошо, ты понимаешь, что более к нему возвращаться не хочешь. Ты приносишь это Богу и закрываешь вопрос.

Все, не держи это больше в своей голове. Если ты веришь, что Бог принял человеческую природу, взошел на крест и воскрес для того, чтобы тебя спасти, ну так, наверное, Его милосердия достаточно, чтобы тебя простить сейчас.

— Ладно, над блинами мы еще можем посмеяться. А как быть с чем-то серьезным?

— Над чем-то серьезным надо плакать, и это тоже нормально. Потому что грех — всегда опыт боли, обмана. Я хотел вроде бы одного — хорошего, а получил совершенно другое. И то, что я получил, меня в итоге травмирует в глубоком смысле слова, ломает.

Да, в таких ситуациях мы рыдаем. Но важно иметь в виду, что после все равно должно быть движение дальше. Оттого что ты будешь оплакивать какой-то случай всю свою жизнь, ты пройдешь мимо жизни. Бог предлагает тебе встать, жить и действовать дальше.

«Мне как священнику нужно войти внутрь его кошмара»

— Отец Савва Мажуко говорил мне, что священник — это не человек с семинарским дипломом. Священником можно стать лет через 30, когда послужишь, переживешь утраты, предательства и гонения. Вы служите 13 лет. Что поняли за это время?

— Мне кажется, 13 лет — это практически нисколько. С логикой отца Саввы я соглашусь предельно. На моменте, когда тебя рукоположили, кажется, что ты специалист во всем. Ты точно все знаешь и умеешь. Ты, конечно, не такой, как вот эти… И ты все сделаешь о’кей. Дальше практика будет регулярно доказывать, что все выглядит немного сложнее.

За это время у меня практически ушел ригоризм. То есть не то что у меня система морально-нравственных координат рухнула… Просто я понял, что многие вещи хоть и не оправдываются, но объясняются болью и травмами человека.

Ему так плохо, что он не может вокруг себя сеять ничего другого, кроме того, чем он сейчас наполнен. Да, то, что он делает, — зло. Но это не значит, что злой в итоге он сам. Это значит, что мне как священнику нужно попытаться войти внутрь его кошмара. Такой образ, кстати, есть в недавнем шедевре Pixar «Душа».

— Некоторые священники его ругают. Говорят, что не по православным канонам.

— Очень рекомендую. С одной стороны, это чисто платоновское мировидение, не христианская концепция бытия души, но в данном случае нам важно другое. Там есть несколько очень сильных образов.

Один из них — когда маленькая душа, которая никак не может воплотиться, которую никто не любит, в итоге окукливается, превращаясь практически в монстра.

Главный герой вынужден проникнуть внутрь этого монстра, чтобы достучаться вот до той маленькой, нелюбимой и всеми отвергнутой души. И моя задача общения с человеком — она такая.

— Что вас раздражает в общении с прихожанами?

— Я бы по-другому сказал… Не раздражает. Бывают сложные моменты, которые мне тяжеловато нести. Например, сложно, когда мы находимся не на исповеди, а в рамках потока сознания.

— Это как?

— Человек приходит не с обдуманными итогами, а с абстрактными рассуждениями: «Я хотел бы…» Опять же, рассуждению тоже есть место, но это не совсем исповедь. Исповедь — это внутренний итог. Если тебе нужно помочь его подвести, давай встретимся отдельно — будним днем пересечемся, потратим час: выпьем кофе, погуляем по улице, либо посидим на лавочке в храме и об этом поговорим. Но не приносите в свой стендап сырого материала!

Это не раздражает, нет. Раздражающего, на самом деле, нет вообще ничего. Может быть, громко звучит, но я пытаюсь думать так: они ведь все не чужие люди. Так же, как у нас есть много разных родственников — с какими-то нам легче, с какими-то тяжелее. Но мало того что они не чужие, они еще и не от хорошего сюда пришли. Ведь редкий случай, когда поиск Бога рождается из благодарности. Большинство приходит от боли, нецелостности…

Ведь врач не раздражается на своего пациента из-за его болезни? А в нашей ситуации тут и врач-то не я. В христианской общине я работник регистратуры.

Принимаю, выслушиваю, выписываю направление, а дальше человек идет на встречу со специалистом. Встреча эта произойдет в таинствах исповеди и Причастия.

«Бог от нас хочет нас»

— Что бы вы хотели изменить в Церкви?

— Знаете, хочется, чтобы Церковь понимала значимость христианской общины. Вот администрация семинарии по какому-то трагическому недосмотру позвала меня преподавать православную миссиологию… Ну ладно, меня позвали, я пошел. Главная мысль, которую я хочу донести своим слушателям: ребята, нам преждевременно ставить вопрос про миссию вообще.

Миссия предполагает, что есть место, куда мы можем позвать человека, где его безусловно примут, дадут ему адекватное наставление, где его проведут к цели и не бросят в кризисах. Давайте теперь это место найдем.

— Храм?

— Храм, в безусловном объеме случаев, — это место индивидуальных встреч с Богом, где один конкретный человек со своей бедой приходит к конкретному специалисту, вот этому работнику регистратуры, а потом он посещает врача. Ему легчает, на какое-то время он отваливается. Потом период ремиссии заканчивается, случается обострение, ему опять выписывают талон, он опять идет к врачу, и это не кончается никогда.

Такой сценарий возможен, но Христос настаивает, что Церковь являет себя как определенная тайна будущего века — то есть в мире такого нет, а у вас должно быть. И эта тайна — тайна осуществления любви. А любовь индивидуально не осуществляется.

Внутри прихода должны быть горизонтальные связи — не со священником и не через священника, а между прихожанами. Вот когда они есть, мне кажется, это первый признак формирования общины, где новый человек будет понимать, что он здесь кому-то интересен и нужен, что вокруг него не лес индивидуально молящихся, а хоровод тех, кто держится за руки и хочет взять за руки его.

— Есть идеи, как собрать такой хоровод?

— Не знаю, как на больших приходах, но у нас довольно просто. Познакомить всех — это задача, которую можно решить в рамках года. Мы начали ездить в паломнические поездки автобусом на 48 человек. И когда вы вместе едите, пьете, ходите в какие-то места, молитесь, вы со всеми знакомитесь, а потом начинаете отдельно общаться.

Кто-то заболел, к нему поехали — и не потому, что настоятель сказал. У кого-то есть прагматический вопрос, ему посоветуют: «Вам к такому-то». Мы все знаем, кто из прихожан кем работает, чем занят, и на примитивном уровне можем помочь друг другу.

И когда мы подходим к Чаше, мы понимаем, что обретаем не только вертикальное, но и горизонтальное единство.

Но если такого места нет, то это все равно что строить дом с крышей. Ты красиво и глубоко катехизируешь, чтобы приводить куда? Ты делаешь богослужение понятным для кого?

— Но вы же проповедуете в «Инстаграме». Вы там зачем?

— У меня нет иллюзии, что это прямо какая-то моя вау-миссия и что я обращаю безумные толпы людей. Я вообще не понимал, что это за социальная сеть. И так как наш синодальный отдел нам время от времени повышает квалификацию — а я епархиальный пресс-секретарь, — то на одном из занятий нам объяснили, как это работает и зачем там быть.

Я подумал: почему бы и нет? Пытаюсь осваивать, пока без особых успехов, но здесь даже вопрос больше не в миссии как в чем-то глобальном… Я не миссионер ни в каком виде.

— …Сказал человек, преподающий миссиологию.

— Это была трагическая административная ошибка, я же говорю (смеется). «Инстаграм» для меня — это, скорее, про актуализацию. Я объясняю, зачем слово Божие мне и тебе, конкретному человеку, и как ты мог бы с этим жить.

— Да, я листала ваш блог. Толкования, проповеди, иконы… В общем, снова сплошная духовность. Почему никак не реагируете на повестку и даже почти не шутите, как другие священники-блогеры?

— Не в постах, но в сторис я выкладываю кучу того, что меня веселит, расстраивает и что мне время от времени закидывают дети. Первого сентября, например, была сторис про диалог между моими детьми. У меня их пятеро, четверо школьники.

Вот они собираются в школу, диалог между первоклассником и ученицей третьего класса. Иван ходит из угла в угол, весь такой на нервах, а Мария как человек бывалый успокаивает: «Ну что ты переживаешь? Ну это же просто ад!» Я в своем комментарии пишу, что у Марии большое будущее как у мотивационного оратора.

Вот такими вещами, я считаю, тоже важно делиться. Иногда ведь кажется, что только у меня такие проблемы, а у других нет, что у меня дети делают вот так, а других — смотри, какие они все причесанные… Время от времени мы какие-то вещи проговариваем и просто указываем на общность опыта. Мне несложно в сторис поделиться рецептом кофе с мандаринами, скажем…

— Поделитесь!

— Все банально: кофе, коричная палочка, мандариновый сок. В такую погоду очень актуально. Но, однако, это все не темы постов, это секундные впечатления и переживания. А насчет повестки… Что я могу здесь говорить? Начинать кухонную аналитику? В каком же месте я специалист, чтобы об этом рассуждать?

Я пишу о том, над чем много думаю, что меня трогает, вдохновляет и в чем я разбираюсь.

Те же самые комментарии к библейскому тексту рождаются, потому что я вижу его актуальность. Например, Книга Есфирь — точно про нашу нынешнюю общественно-политическую ситуацию. Там звучит тезис, который придает осмысленность всему происходящему.

Или вся нынешняя проблема сексуальности, гендера, отношений, брачного статуса — это же все про Песнь песней, там куча ключей, но их же надо увидеть. Вот в этом смысл…

— Заинтриговали, что за фраза-то?

— Если коротко, это про позицию «моя хата с краю». Много чего происходит в мире, но я же маленький человек, что я могу сделать? И Есфирь — очень про наше время вообще, потому что это ситуация молчащего Бога. Он в тексте даже нигде не упомянут, но Он там есть и действует очень ярко — через людей, которых вообще не заподозришь в какой-то высокой миссии.

Это четвертая глава, когда Мардохей просит, чтобы Есфирь молила царя помиловать народ Израиля. Смысл ее ответа: я бы рада помочь, но не могу, потому что рискую умереть. И дальше идут жуткие слова Мардохея, потому что это прямая правда Бога, хотя ее говорит растерянный седой еврей: «Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете» (Есф.4:14).

В этом ужас, потому что в быту всегда хочется спрятаться за позицию маленького человека, как будто с нас нет спроса. Но он есть.

— Ситуация молчащего Бога… Как не потерять Бога, если ты просишь, а Он молчит?

— Мне кажется, в большинстве случаев Он не молчит, мы сами пытаемся отгородиться от Него.

Наша бесконечная приверженность тексту, обряду, календарю и всему остальному — это попытка заговорить Бога, измерить Его и сделать безопасным: Ты понятный, к Тебе уже ходили, об этом нам говорено и тут, и тут…

И когда я читаю утреннее и вечернее правила, соблюдаю посты и так далее, то чаще всего я пытаюсь Бога убаюкать: «Господи, Ты не ввались в мою жизнь, не начни там что-то делать. Вот я как-то сейчас более-менее, у меня нет к Тебе претензий, у Тебя нет ко мне. Останемся дружить на расстоянии».

Поэтому мы ничего не видим и не слышим. Но когда внешние обстоятельства вырывают нас из уютной действительности и выбрасывают куда-то вовне, вот там мы понимаем, что Бог жив и чего-то от нас очень однозначно хочет. Он от нас хочет нас — не больше и не меньше.

Фото: satomsky / facebook.com

Источник: "Православие и мир"

Как поститься, чтобы это не было лицемерием? Отвечает протоиерей Павел Великанов

Молитва — это действие Бога в человеке.

Количество просмотров материалов
1449483

доска объявлений