Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://благовестсамара.рф/-public_page_24874

Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в самарском селе Винновка всё чаще называют Волжским Афоном. И не только из-за внешнего сходства: многие русские монастыри стоят на берегах морей или рек. Монастырь в Винновке за короткое время стал крупным духовно-просветительским центром. Здесь в конференц-зале   проводятся конференции, сюда приезжают Православные учителя и врачи. В монастыре собрана прекрасная библиотека, создан музей. И не верится, что еще несколько лет назад здесь было умирающее село, заброшенный разрушающийся храм. А сегодня… 47-метровая колокольня, похожая на маяк, высится над спускающимся к Волге горным склоном. Внутри каменной ограды — белоснежный красавец Казанский храм, величественные здания монастырских строений: Троицкий и Свято-Сергиевский храмы, братский корпус, странноприимный дом.

 

Словно маяк, высится над Волгой колокольня Винновского Свято-Богородичного Казанского мужского монастыря.

Судьба старинного храма

Иеромонах Мисаил простился с нами: у него назначено крещение, люди ждут, — и уже с иеродиаконом Вассианом (Юртаевым) мы заходим в Казанский храм.

— Это главный храм, который дал название всей обители, — начал рассказ отец Вассиан. — История этого храма начинается с 1839 года, когда большой пожар уничтожает практически все село Винновка и стоявший здесь деревянный храм. И графиня Анна Орлова-Чесменская строит этот каменный храм из красного кирпича. Приступили к строительству в 1842 году, а закончили строить в 1853-м, уже после смерти графини. Доводили храм до ума сами жители села и купцы, которые проплывали по Волге, — они останавливались еще в деревянном храме, заказывали молебны о успешной торговле и о благополучном путешествии по воде.

Пришли иные времена, и храм в 1930-е годы закрыли. Все, что в нем было ценного, увезли, иконы и иконостас разрубили и сожгли. Говорят, что несколько раз пытались взорвать, но не получилось.

Иверская икона Божией Матери, написанная безруким иконописцем Григорием Журавлевым.

Биография Григория Журавлева

— Стены, похоже, метровой толщины…

— Да. Такие стены взорвать не так просто. Да их, может быть, и не особо старались взорвать. Здание добротное, почему бы не использовать… О том, что было в годы советской власти, вам уже рассказал отец Мисаил. А во время так называемой перестройки здесь уже ничего не было. Заброшенный храм понемногу разрушался. Дома в Винновке в основном покупали горожане под дачи — и жили здесь зимой и летом рыбаки. Они использовали это здание… под туалет!

— А потом, когда храм восстановили, хоть кто-то пришел с покаянием в этом страшном грехе?

— Насколько знаю, никто!.. Может быть, кто-то из них и покаялся где-то в других храмах, но здесь я ни разу не слышал, чтобы хоть один человек пришел, встал перед храмом на колени и заплакал от сердца: Господи, прости окаянного, не ведал, что творил!

С 70-х годов ХХ века здесь стали селиться самарские художники, они покупали дома под дачи. Смотрели и сокрушались: храм практически целый — стоит, разрушается. Пришли к Владыке Сергию — тогда он был Архиепископ, сейчас Митрополит Самарский и Сызранский. Предложили: давайте вы восстановите храм, а мы его распишем. На средства епархии были закуплены стройматериалы, завезли их — а местные жители начали их растаскивать! И тогда Владыка благословил создать здесь небольшую монашескую общину на основе Самарского Воскресенского мужского монастыря и под кураторством этой общины проводить реставрацию храма. Летом 2001 года, на Успение, пришли Крестным ходом из села Осиновка, что в четырех километрах отсюда, отслужили молебен и приступили к реставрации.

Перед началом реставрации вырыли шурфы вокруг храма, чтобы измерить глубину залегания грунтовых вод. И по мере углубления в эти шурфы стали попадаться безпорядочные захоронения человеческих останков. Детские, взрослые кости, черепа… Набрали мы мешка три или четыре. На кладбище непохоже. Там они лежали бы рядками. А тут кучкой свалены.

— Как будто смерть пристигла — всех сразу…

— Мы их на деревенском кладбище захоронили. А после узнали, что в 1919 году здесь останавливался карательный отряд красноармейцев, который подавлял чапанное восстание на Самарской Луке. Это восстание назвали чапанным, потому что восставшие против большевистской власти крестьяне носили чапаны — верхнюю одежду с широким воротником. Это стало как бы их военной формой. Остановился карательный отряд в Винновке, потому что здесь жители не участвовали в восстании. Сюда каратели свозили из окрестных сел восставших целыми семьями и расстреливали возле стен храма. Ни имен, ни фамилий погибших мы не знаем. Возможно, в деревнях и передается память о том, что близких репрессировали…

Восстановление храма закончили в 2004 году, отслужили первую Литургию на Пасху. Но еще два года велась роспись храма. И когда в 2006 году храм был расписан, винновские жители приносят две иконы, которые их предкам удалось спасти из того, разоренного храма! Иконы большие, скорее всего из иконостаса: Валаамская икона Божией Матери и Архистратига Божия Михаила. Сейчас они висят в притворе храма. Собственно, это все, что смогли сохранить от того разоренного храма. Все, что смогли унести. Все, что спрятать смогли. Как они хранили эти большие иконы в такое страшное время — удивительно!

В 2006 году встал вопрос, как содержать храм. Деревни как таковой почти не осталось, три семьи пенсионеров круглый год здесь живут, остальные — дачники. Владыка посоветовался с тогдашним губернатором Константином Алексеевичем Титовым и решил: здесь должен быть монастырь. Обратился Владыка Сергий в Священный Синод. В декабре 2006 года Священный Синод постановил открыть в Винновке Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь. Приступили к делу. И все, что вы теперь видите вокруг храма, построено за шесть лет. Владыка сам контролировал все строительство, здесь без него даже икону не перевешивали. Он сам и настоятель нашего монастыря.

— Как этот храм построила графиня Орлова, так ничего и не менялось в его архитектуре?

— Ничего не менялось. По одному из источников узнали, что вроде бы архитектором был знаменитый Клодт. Но нигде подтверждения этому пока не нашли.

В музее обители

И первое, что показал нам отец Вассиан, была небольшая картина.

— Подлинник этой картины в Русском музее в Петербурге. А это копия, сделанная самарским художником Вадимом Сушко. Саму же картину написал художник Александр Иванов, автор «Явления Христа народу». На этом полотне — Винновка до 1839 года. Иванов успел запечатлеть это село и храм, а потом случился тот большой пожар, уничтоживший винновские дома и храм.

Удивительная картина. В ней и величие волжской природы, гористый склон, прилепившиеся один к другому дома и луковка церковного куполочка, и грозные темные тучи, нависшие над охваченной речным штормом Волгой, — и золотистые краски солнечных лучей, еще робко пробивающиеся в облачном просвете, и корабль с тугим белым парусом — и рядом утлая лодочка, которую, кажется, вот-вот зальют сердитые волны. Житейское море!..

Среди экспонатов музея — предметы быта населения Самарской Луки. Добытые в археологических раскопках наконечники стрел, датируемые IV-VI веками до Рождества Христова.

Старинное Четвероевангелие — дар губернатора Николая Ивановича Меркушкина. Ну и первый губернатор, при котором наш монастырь создавался, Константин Алексеевич Титов и сейчас каждый год сюда приезжает, не забывает монастырь.

Портрет Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Высокой покровительницы этих мест!

— Она хоть и была графиней, не вела светский образ жизни, а помогала храмам и монастырям, строила храмы. Умерла в 63 года, приняв монашеский постриг с именем Агния. И все свое имущество поделила в равных долях между всеми кафедральными соборами России.

...Очень тяжелые даже на вид вериги. И ведь их даже ночью не снимали.

Но особый экспонат — да нет, разве можно этим казенным словом назвать чудесный образ! — Иверская икона Божией Матери. Ужаснули оставленные на ней безбожниками пулевые отверстия — революция не терпела святости. Но главное удивление ждало впереди.

— Эта икона написана в России, а пришла к нам из Сербии, — сказал отец Вассиан. — На обороте надпись, что икону написал Григорий Журавлев. В российское посольство в Сербии пришел тот человек, у которого хранилась икона. В посольстве не знали, что это за иконописец Григорий Журавлев. Начали выяснять — и узнали, что он был уроженец Самарской земли, села Утевка. Безрукий и безногий иконописец, писавший иконы кисточкой, зажатой в зубах…

С трепетом в душе подошли к уголку Священноисповедника Патриарха Тихона: за стеклом выставлена митра, в которой он служил. Рядом — священническое облачение, которое Государь Николай II в свое время подарил Самарскому кафедральному собору. Собор-то разрушили, на этом месте театр оперы и балета, а облачение сохранилось и поныне.

Из неистребимого журналистского любопытства спрашиваю:

— Отец Вассиан, а вы по мирской специальности кто?

— Фельдшер «скорой помощи». Раньше в монастыре обращались ко мне за медицинской помощью, ну вот сейчас у нас есть послушник Александр, он врач-анестезиолог, и теперь уже я почти всех отправляю к нему.

Я еще в 1992 году собирался пойти в монастырь, но — нет, что-то рано, думаю. Пойду-ка я выучусь на медика, в монастыре это пригодится. И вначале окончил медицинский колледж, поработал в миру. Но уже через многие годы, в сорок пять лет пришел в монастырь. А первый мой монастырь был в Оренбуржье, в Андреевке, у схиархимандрита Серафима (Томина). Полтора года я там пробыл.

Помню, сидит, акафист слушает — плачет!

— Отец Серафим, что вы плачете?

— Ой, сынки, как мне вас жалко!..

Он, конечно, сложный человек был. Ну зато я ему мог позвонить в любое время суток, попросить молитв или разрешить какие-то вопросы.

Потом Митрополит Оренбургский Валентин нас четверых перевел в Святые пещеры, в Покровку, где подземный монастырь. А уже оттуда впоследствии отец Иона отпустил меня по моей просьбе в Самару… В этом монастыре я с 31 декабря 2010 года. До этого был в Воскресенском монастыре в Тольятти, но постриг принял уже здесь.

Ольга Ларькина.

Фото Евгения Ситникова.

Русская Палестина

Костомаровская икона Божией Матери

Святые и святыни электроуглинского Троицкого Храма

Количество просмотров материалов
1448746

доска объявлений