https://благовестсамара.рф/-public_page_24874
Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в самарском селе Винновка всё чаще называют Волжским Афоном. И не только из-за внешнего сходства: многие русские монастыри стоят на берегах морей или рек. Монастырь в Винновке за короткое время стал крупным духовно-просветительским центром. Здесь в конференц-зале проводятся конференции, сюда приезжают Православные учителя и врачи. В монастыре собрана прекрасная библиотека, создан музей. И не верится, что еще несколько лет назад здесь было умирающее село, заброшенный разрушающийся храм. А сегодня… 47-метровая колокольня, похожая на маяк, высится над спускающимся к Волге горным склоном. Внутри каменной ограды — белоснежный красавец Казанский храм, величественные здания монастырских строений: Троицкий и Свято-Сергиевский храмы, братский корпус, странноприимный дом.
Словно маяк, высится над Волгой колокольня Винновского Свято-Богородичного Казанского мужского монастыря.
Судьба старинного храма
Иеромонах Мисаил простился с нами: у него назначено крещение, люди ждут, — и уже с иеродиаконом Вассианом (Юртаевым) мы заходим в Казанский храм.
— Это главный храм, который дал название всей обители, — начал рассказ отец Вассиан. — История этого храма начинается с 1839 года, когда большой пожар уничтожает практически все село Винновка и стоявший здесь деревянный храм. И графиня Анна Орлова-Чесменская строит этот каменный храм из красного кирпича. Приступили к строительству в 1842 году, а закончили строить в 1853-м, уже после смерти графини. Доводили храм до ума сами жители села и купцы, которые проплывали по Волге, — они останавливались еще в деревянном храме, заказывали молебны о успешной торговле и о благополучном путешествии по воде.
Пришли иные времена, и храм в 1930-е годы закрыли. Все, что в нем было ценного, увезли, иконы и иконостас разрубили и сожгли. Говорят, что несколько раз пытались взорвать, но не получилось.
Иверская икона Божией Матери, написанная безруким иконописцем Григорием Журавлевым.
Биография Григория Журавлева
— Стены, похоже, метровой толщины…
— Да. Такие стены взорвать не так просто. Да их, может быть, и не особо старались взорвать. Здание добротное, почему бы не использовать… О том, что было в годы советской власти, вам уже рассказал отец Мисаил. А во время так называемой перестройки здесь уже ничего не было. Заброшенный храм понемногу разрушался. Дома в Винновке в основном покупали горожане под дачи — и жили здесь зимой и летом рыбаки. Они использовали это здание… под туалет!
— А потом, когда храм восстановили, хоть кто-то пришел с покаянием в этом страшном грехе?
— Насколько знаю, никто!.. Может быть, кто-то из них и покаялся где-то в других храмах, но здесь я ни разу не слышал, чтобы хоть один человек пришел, встал перед храмом на колени и заплакал от сердца: Господи, прости окаянного, не ведал, что творил!
С 70-х годов ХХ века здесь стали селиться самарские художники, они покупали дома под дачи. Смотрели и сокрушались: храм практически целый — стоит, разрушается. Пришли к Владыке Сергию — тогда он был Архиепископ, сейчас Митрополит Самарский и Сызранский. Предложили: давайте вы восстановите храм, а мы его распишем. На средства епархии были закуплены стройматериалы, завезли их — а местные жители начали их растаскивать! И тогда Владыка благословил создать здесь небольшую монашескую общину на основе Самарского Воскресенского мужского монастыря и под кураторством этой общины проводить реставрацию храма. Летом 2001 года, на Успение, пришли Крестным ходом из села Осиновка, что в четырех километрах отсюда, отслужили молебен и приступили к реставрации.
Перед началом реставрации вырыли шурфы вокруг храма, чтобы измерить глубину залегания грунтовых вод. И по мере углубления в эти шурфы стали попадаться безпорядочные захоронения человеческих останков. Детские, взрослые кости, черепа… Набрали мы мешка три или четыре. На кладбище непохоже. Там они лежали бы рядками. А тут кучкой свалены.
— Как будто смерть пристигла — всех сразу…
— Мы их на деревенском кладбище захоронили. А после узнали, что в 1919 году здесь останавливался карательный отряд красноармейцев, который подавлял чапанное восстание на Самарской Луке. Это восстание назвали чапанным, потому что восставшие против большевистской власти крестьяне носили чапаны — верхнюю одежду с широким воротником. Это стало как бы их военной формой. Остановился карательный отряд в Винновке, потому что здесь жители не участвовали в восстании. Сюда каратели свозили из окрестных сел восставших целыми семьями и расстреливали возле стен храма. Ни имен, ни фамилий погибших мы не знаем. Возможно, в деревнях и передается память о том, что близких репрессировали…
Восстановление храма закончили в 2004 году, отслужили первую Литургию на Пасху. Но еще два года велась роспись храма. И когда в 2006 году храм был расписан, винновские жители приносят две иконы, которые их предкам удалось спасти из того, разоренного храма! Иконы большие, скорее всего из иконостаса: Валаамская икона Божией Матери и Архистратига Божия Михаила. Сейчас они висят в притворе храма. Собственно, это все, что смогли сохранить от того разоренного храма. Все, что смогли унести. Все, что спрятать смогли. Как они хранили эти большие иконы в такое страшное время — удивительно!
В 2006 году встал вопрос, как содержать храм. Деревни как таковой почти не осталось, три семьи пенсионеров круглый год здесь живут, остальные — дачники. Владыка посоветовался с тогдашним губернатором Константином Алексеевичем Титовым и решил: здесь должен быть монастырь. Обратился Владыка Сергий в Священный Синод. В декабре 2006 года Священный Синод постановил открыть в Винновке Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь. Приступили к делу. И все, что вы теперь видите вокруг храма, построено за шесть лет. Владыка сам контролировал все строительство, здесь без него даже икону не перевешивали. Он сам и настоятель нашего монастыря.
— Как этот храм построила графиня Орлова, так ничего и не менялось в его архитектуре?
— Ничего не менялось. По одному из источников узнали, что вроде бы архитектором был знаменитый Клодт. Но нигде подтверждения этому пока не нашли.
В музее обители
И первое, что показал нам отец Вассиан, была небольшая картина.
— Подлинник этой картины в Русском музее в Петербурге. А это копия, сделанная самарским художником Вадимом Сушко. Саму же картину написал художник Александр Иванов, автор «Явления Христа народу». На этом полотне — Винновка до 1839 года. Иванов успел запечатлеть это село и храм, а потом случился тот большой пожар, уничтоживший винновские дома и храм.
Удивительная картина. В ней и величие волжской природы, гористый склон, прилепившиеся один к другому дома и луковка церковного куполочка, и грозные темные тучи, нависшие над охваченной речным штормом Волгой, — и золотистые краски солнечных лучей, еще робко пробивающиеся в облачном просвете, и корабль с тугим белым парусом — и рядом утлая лодочка, которую, кажется, вот-вот зальют сердитые волны. Житейское море!..
Среди экспонатов музея — предметы быта населения Самарской Луки. Добытые в археологических раскопках наконечники стрел, датируемые IV-VI веками до Рождества Христова.
Старинное Четвероевангелие — дар губернатора Николая Ивановича Меркушкина. Ну и первый губернатор, при котором наш монастырь создавался, Константин Алексеевич Титов и сейчас каждый год сюда приезжает, не забывает монастырь.
Портрет Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Высокой покровительницы этих мест!
— Она хоть и была графиней, не вела светский образ жизни, а помогала храмам и монастырям, строила храмы. Умерла в 63 года, приняв монашеский постриг с именем Агния. И все свое имущество поделила в равных долях между всеми кафедральными соборами России.
...Очень тяжелые даже на вид вериги. И ведь их даже ночью не снимали.
Но особый экспонат — да нет, разве можно этим казенным словом назвать чудесный образ! — Иверская икона Божией Матери. Ужаснули оставленные на ней безбожниками пулевые отверстия — революция не терпела святости. Но главное удивление ждало впереди.
— Эта икона написана в России, а пришла к нам из Сербии, — сказал отец Вассиан. — На обороте надпись, что икону написал Григорий Журавлев. В российское посольство в Сербии пришел тот человек, у которого хранилась икона. В посольстве не знали, что это за иконописец Григорий Журавлев. Начали выяснять — и узнали, что он был уроженец Самарской земли, села Утевка. Безрукий и безногий иконописец, писавший иконы кисточкой, зажатой в зубах…
С трепетом в душе подошли к уголку Священноисповедника Патриарха Тихона: за стеклом выставлена митра, в которой он служил. Рядом — священническое облачение, которое Государь Николай II в свое время подарил Самарскому кафедральному собору. Собор-то разрушили, на этом месте театр оперы и балета, а облачение сохранилось и поныне.
Из неистребимого журналистского любопытства спрашиваю:
— Отец Вассиан, а вы по мирской специальности кто?
— Фельдшер «скорой помощи». Раньше в монастыре обращались ко мне за медицинской помощью, ну вот сейчас у нас есть послушник Александр, он врач-анестезиолог, и теперь уже я почти всех отправляю к нему.
Я еще в 1992 году собирался пойти в монастырь, но — нет, что-то рано, думаю. Пойду-ка я выучусь на медика, в монастыре это пригодится. И вначале окончил медицинский колледж, поработал в миру. Но уже через многие годы, в сорок пять лет пришел в монастырь. А первый мой монастырь был в Оренбуржье, в Андреевке, у схиархимандрита Серафима (Томина). Полтора года я там пробыл.
Помню, сидит, акафист слушает — плачет!
— Отец Серафим, что вы плачете?
— Ой, сынки, как мне вас жалко!..
Он, конечно, сложный человек был. Ну зато я ему мог позвонить в любое время суток, попросить молитв или разрешить какие-то вопросы.
Потом Митрополит Оренбургский Валентин нас четверых перевел в Святые пещеры, в Покровку, где подземный монастырь. А уже оттуда впоследствии отец Иона отпустил меня по моей просьбе в Самару… В этом монастыре я с 31 декабря 2010 года. До этого был в Воскресенском монастыре в Тольятти, но постриг принял уже здесь.
Фото Евгения Ситникова.