Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://pravoslavie.ru/98712.html

Отец Аркадий всегда рад гостям — неважно, предупреждают те заранее или сваливаются как снег на голову. Знакомые, друзья, знакомые знакомых и друзья друзей приезжают из обеих столиц, из-за границы, за много километров сюда, в далекое Колодозеро, предпочитая южным курортам карельских комаров, озера, белые ночи, северное небо и проникновенные богослужения.

 

Свято место не бывает в пустоте

Шестнадцать лет назад трое друзей из Москвы в поисках смысла жизни и своего места в ней набрели на деревню Колодозеро в 60 километрах от города Пудож. Здесь молодые люди решили построить деревянную церковь — вместо сгоревшей в 1977 году. А в 2005 году один из них, рыжий бунтарь и панк Аркадий Шлыков, окончивший Московскую духовную семинарию, принял хиротонию и стал священником в возрожденном при его же участии храме Рождества Пресвятой Богородицы. Раньше он изучал культы мексиканских индейцев, ездил на концерты «Гражданской обороны», много путешествовал по Северу и вращался в неформальных кругах. Свои северные скитания, книги и музыку, даже индейцев — весь этот «багаж» Аркадий бережно сохранил и перевез в Колодозеро. И сейчас, в сорок с гаком лет, с проседью в бороде и больными ногами, он всё тот же неисправимый неформал, который лучше поспит на полу, но в лепешку расшибется, чтобы устроить гостей и накормить их досыта.

Суровые местные жители сначала подозрительно отнеслись к странного вида приезжему батюшке. Но постепенно оценили его доброту, бескорыстие, готовность помочь. Щедро одаривают теперь за крещения и отпевания пирогами с рыбой и картошкой, зовут на чай, приходят со своими проблемами и сомнениями.

 Правда, полноценного прихода из местных жителей у отца Аркадия так и не сложилось Тяжелый быт, долгие годы советской власти наложили свой отпечаток на менталитет сельчан. Помочь священнику или же самим обратиться к нему за помощью — это всегда пожалуйста. Поэтому по праздникам на богослужении лишь два-три человека из местных, остальные — порой многочисленные гости со всех концов страны да прихожане из поселка Шальский, что стоит на берегу Онежского озера в шестидесяти километрах от Колодозера. Иногда оттуда приезжают певчие — на Пасху и престольный праздник Рождества Богородицы.

Встреча с викингом

Среди постоянных гостей отца Аркадия много петербуржцев. В основном, это представители творческих профессий, люди ищущие — они чувствуют в священнике, поселившемся в карельской глуши, родственную душу. Декан отделения иконописи Санкт-Петербургской академии теологии и искусства Евгения Давыденко, художник-иконописец из Гатчины, вспоминает, как впервые оказалась в Колодозере в июле 2009 года:

— Звонит мне моя московская коллега: «Жень, поехали небо расписывать в деревенском храме, в Карелии. Денег не заработаем, но ты на всю жизнь полюбишь это место и этого батюшку». Ну как от такого отказаться? Поехали мы почему-то через Вологду. Там нас должны были на машине подобрать друзья. Друзья задерживались, но успокоили: отец Аркадий всё устроит. И в самом деле, он позвонил, и вечером того же дня мы ехали в Колодозеро вместе со стройматериалами для храма. Водителем нашим оказался друг отца Аркадия, обычный вологодский афророссиянин по имени Паскаль.

Приехали мы утром, отправились осматривать храм и увидели, что к росписи неба ничего не готово и, самое главное, отсутствуют леса. Батюшки дома не оказалось, зато за столом сидел архитектор храма, боявшийся высоты, и известный местный персонаж Юрка. Юрка был выпимши и, не выпуская из рук огромный нож, стал рассказывать нам о своей нелегкой судьбе. Мы с архитектором уже отчаялись освободиться из юркиного плена, как вдруг дверь распахнулась, в горницу вошел огромный рыжеволосый лохматый викинг, молча взвалил Юрку на плечо и унес в туман. Так я впервые увидела отца Аркадия. В этот самый момент я поняла, что приехала по адресу и чтомы с коллегами сделаем лучший проект в нашей жизни.

А леса построили пудожские мастера — два щуплых подростка под руководством опытного пожилого наставника возвели всю конструкцию за один день. Через десять дней мы закончили расписывать храм. Когда прощались, уже знали, что вернемся в Колодозеро еще и еще.

Как не подраться на крестинах

Описать, как проходит день сельского священника, непросто, потому что дни разные, и из них, как из мозаичных стеклышек, складывается его жизнь. Бывает, что с раннего утра и до вечера отец Аркадий ездит по дальним приходам, или же по полдня работает, не разгибаясь, на грядках, окучивая картошку, или сидит за столом, смотрит фильм про Джима Моррисона и синими по локоть руками перебирает 10 килограмм черники, дабы было, что заготовить на зиму. А бывает — едет в соседнюю деревню покупать утят, договариваться с рабочими об установке оградки на кладбище, а потом, вечером, отделывает изнутри почти достроенный гостевой дом.

На дальний приход, в старинное село Кубово на реке Водле, отец Аркадий летом добирается так. На хлебовозке доезжает по асфальту до Кривиц — это примерно сорок километров от Колодозера. Оттуда на Кубово уходит грунтовка. На перекрестке батюшка будет ловить попутку (привет автостопному прошлому!). Иногда кто-то из прихожан выезжает его встречать. Двадцать пять километров по грунтовке, мимо кладбища — и вот новая часть Кубово, построенная после войны как место поселения для бывших «полицаев». Типовая застройка, три магазина, крохотный храм, возведенный одним из прихожан на свои средства. Чтобы попасть в старую часть поселка, где стоит на холме нужный отцу Аркадию старинный храм без купола, нужно переправиться через Водлу на крохотном паромчике, бегающем от берега к берегу по тросу. Трос часто рвется, и тогда местные переправляют друг друга на своих же моторках.

 

    

В старом Кубово многолюдно — на престольный праздник Смоленской иконы Божией Матери пришелся и день села. На молебен в храме и панихиду у народного памятника погибшим воинам собрались человек двадцать. Обошли крестным ходом вокруг церкви. Прихожанка Галина причитает: «Кабы я знала, батюшка, что крестным ходом пойдем, выкосила бы вокруг». Желающих покреститься набралось десять человек. Среди них — молодая мама с дочкой двух лет.

— Как дочку зовут? — спрашивает отец Аркадий.

— Карина.

— Нет такого имени в святцах, окрестим Екатериной?

— Хорошо…

— А самих вас как зовут?

— Алина…

— Да что ж такое! Еленой наречем вас в Крещении.

Ситуация с именами в этих местах просто поразительная. Детей называют иногда очень странно: Каринами, Алинами, Альбертами, Виталинами.

— У меня по соседству три сестры живут — Алина, Альбина и Алёна. Не Елена, именно Алёна, — говорит отец Аркадий. — Ну, я крестил Альбину Аллой, Алину — Еленой, а Алёна до сих пор некрещеная.

Крещаемые встали полукругом — слушают огласительную беседу. Вот в храме появляется мужичок. Навеселе, настроен на драку. Встал в полукруг с крестящимися, не сняв кепку. Отец Аркадий сделал ему замечание раз, другой. Наконец тот нехотя снял головной убор, уселся на стул и громко так заявил: «Отец, а когда крестить будешь?»

— Так вот, как раз Крещение идет сейчас.

— А я тоже креститься хочу! Давай, отец, крести меня! — мужичок устроился поудобнее, закинул ногу на ногу.

— Выйди из храма, Василий, ты пьян, — подал голос молодой прихожанин.

— Ты смотри, какой умный, не указывай мне, что делать, — Василий тяжело поднялся со стула с намерением затеять драку прямо в храме.

Один из папаш крещаемых, крепкий молодой мужчина, уже было направился с кулаками к Василию, но его опередила Галина, та, что не успела выкосить траву вокруг храма. Вывела Василия на крыльцо. Взяла за руку.

— Вась, это хорошо, что ты креститься собрался. Только сейчас тебе нельзя — ты выпил. Вот протрезвеешь, подумаешь о жизни, тогда и приходи, батюшка поговорит с тобой. А пока — сходи-ка на концерт, вон, в клубе через дорогу идет ко дню села.

Василий весь вдруг как-то обмяк, успокоился, кивнул и побрел в сторону клуба, сжимая в руке свою кепочку.

Девочка с крестиком

— На крестинах чего только иной раз не происходит, — вспоминает отец Аркадий. — Один раз крестил я в новом Кубово человек семь сразу. Позади всех стояла девочка лет пяти — с крестиком на шее. Значит, крещеная, решил я. Огласительная беседа прошла, она очень внимательно её прослушала и молитвы все тоже. Когда мы в дьявола дули и плевали, она попросила: «Дедушка, а можно, я тоже?» Потом попросила окропить ее водой, потом крест поцеловать. Ну, думаю, раз нравится малышке, почему нет? И свечку попросила. Говорю ей, сейчас пойдем крестным ходом вокруг храма, я тебе самую большую свечку дам! Когда стал миром мазать крещаемых, смотрю — слезы на глазах у девчушки. «Дедушка, а как же я?» («дедушке», то есть мне, отцу Аркадию — 40 лет). И, после отпуста уже, она подошла к купели и вовсе разрыдалась: «Дедушка, я тоже креститься хочу! Оказалось, ее родной дед привел в храм, крестик ей сразу сам надел — и ушел, не сказав мне даже, что внучку крестить привел, что некрещеная она! Ну я и покрестил её, конечно же, как надо, тем более что все молитвы она очень внимательно выслушала. Она потом уже от счастья плакала. Вот какой человек — малышка пятилетняя, а как креститься хотела! Очень меня поразило её желание, такое сильное, такое чистое и искреннее — креститься.

Литургия в кабинете химии

Однажды отцу Аркадию довелось совершать богослужение в соседней деревне.

— Позвал меня однажды благочинный отслужить Литургию в Лекшмозеро, там, где Андрей Кончаловский «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» снимал, — рассказывает отец Аркадий. — Приезжаем, оказывается, служба будет в школе, а именно в кабинете химии. Захожу — и понимаю: ничего церковного в помещении нет. Ряды парт с кранами, стеклянные шкафы с мензурками и реактивами. Со стены на меня укоризненно смотрят Ломоносов и Менделеев. Стали сооружать подобие алтаря. Договорились, что жертвенником будет парта. А как быть с антиминсом? Уж не помню точно, как, но вышли из ситуации. Перед самым началом Литургии поднимаю голову — и встречаюсь глазами с Ломоносовым. Стало не по себе. Сняли мы портрет Михаил Васильича и повесили икону Христа. Всю службу меня не покидало ощущение «сюра». Самая необычная Литургия в моей жизни.

Камешки

Как-то раз отец Аркадий вместе с другом Александром, одним из тех закадычных своих товарищей, с кем вместе строили храм в Колодозере, возвращались домой из магазина. На дворе стояла поздняя осень, озеро покрылось гладким прозрачным льдом, по которому местные пацаны пускают камушки: те катятся, шурша, добрую сотню метров к противоположному берегу. Побросав продуктовые пакеты, священник и его друг стали камешки подбирать.

— Сорокалетние бородатые мужики, — смеется отец Аркадий. — Часа два забавлялись, отбирали камни друг у друга: «Дай мне, нет, сейчас моя очередь, смотри, мой дальше укатился». А дома дела, обед готовить надо, гусей кормить — обо всем забыли…

Пока настоятель делился историями из своей жизни, на улице стемнело. Мы возвращались из того самого Кубово, где однажды местный мужичок Василий чуть не устроил драку прямо в храме. Впереди был еще час пути — отец Аркадий, долго вглядываясь в темноту, в самую гущу леса, под монотонный шум шуршащей под колесами грунтовки вспоминает, как когда-то, 17-летним парнем, решил вместе с друзьями отправиться в поход, пожить целую неделю в лесу, пройти проверку на мужество:

— Пораскинули мозгами, дескать, что нам нужно, — и насыпали в рюкзак пять кило картошки, туда же топор и спички бросили. И всё! Представляешь, какими дураками мы были?

 
Количество просмотров материалов
1449104

доска объявлений