Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=81300

Отец Илья Каждый священник должен понимать природу депрессии – самого распространенного сегодня душевного заболевания – и учиться правильно оказывать помощь своим прихожанам, страдающим этим недугом. Необходимо учить этому будущих пастырей. О тонкостях душепопечения, о том, как священнику сочетать знакомство с достижениями современной психиатрии с опорой на святоотеческое наследие, рассказал протоиерей Илия Одяков, который служит в храме иконы Божией Матери «Целительница» при Национальном центре психического здоровья (НЦПЗ). С докладом «Помощь пастыря при депрессиях» он выступил 26 января на XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях.

О. Илии пришлось начать с констатации того, что депрессия – не что иное как психическое расстройство. По его наблюдениям, это отнюдь не очевидно для многих его коллег, которые считают, что депрессии как таковой не существует, а «есть лишь проявление страстей печали и уныния, лени и слабоволия, капризов и пресыщенности, и что у истинно верующего человека не может быть депрессии». Это не так – депрессию, как и любую другую болезнь, надо лечить, и часто именно священник может быть первым, кто поймет, что человек, пришедший к нему, психически нездоров. Разумеется, не дело духовника ставить диагноз, однако он должен «правильно отличать нормальные переживания от болезненных». Для этого священнику, а также будущим пастырям необходимо учиться «узнавать депрессию в лицо».

О. Илия готов в этом помочь: за годы своего служения в домовом храме при психиатрической клинике он сам научился распознавать «сигналы бедствия» – определенные слова, по которым священнослужитель может понять, что речь идет о тяжелом депрессивном состоянии, которое нуждается в серьезной врачебной помощи. Наиболее характерные выражения-маркеры он привел в своем докладе. Так, на исповеди или в беседе больные делятся ощущением богооставленности, «пустоты внутри души», потери смысла жизни и веры в Бога, жалуются на «окамененное нечувствие», бессилие, на невозможность молиться и читать Священное Писание; сетуют на «ослабление» или «отсутствие» чувств – как физиологических (всё бесцветное, безвкусное), так и духовных (любовь, нежность, привязанность), безразличие ко всему, неспособность ни радоваться, ни плакать. Характерны жалобы на «сердечную тоску», загрудинные боли («кол в груди», «кошки скребут на душе», «плита лежит на сердце»). Если человек говорит о так называемых «тяжелых мыслях», порой удается выяснить, что он думает о суициде. В ряду «маркеров», которые должны насторожить священника, – мучительное ощущение своей особенной вины, греховности, никчемности, чувство безмерного стыда за свою жизнь, отчаяние; желание «сдохнуть» или хотя бы «тихо исчезнуть» («без меня было бы всем лучше»); жалобы на снижение интеллектуальных способностей, «отупение»; нежелание любых физических нагрузок, ощущение разбитости, слабости, бессилия («тягостно учиться» и «тошно работать»); мрачная угрюмость, брюзжание, претензии ко всему вокруг, при этом часто возникают вспышки раздражения, гнева, ярости. Человеку кажется, что все против него, а всё, что раньше было дорого и радовало, сейчас лишь бремя и мучение («всё в жизни было не так, сейчас – мрак, и в будущем ничего хорошего»). Если хотя бы часть таких «сигналов SOS» держится от двух недель до месяца, речь, почти без сомнения, идет о болезни, подчеркнул священник.

Теперь задача пастыря – помочь человеку осознать, что он болен, и «предельно бережно и деликатно объяснить необходимость лечения». Тут возникают особые трудности: услышав слово «психиатр», больной может замкнуться и вообще уйти из храма. О. Илия считает, что, в идеале, в этом случае надо подключать родственников и психолога, если таковой есть при храме.

А чем же может помочь сам священник страдающему депрессивным расстройством? Докладчик обращается к Священному Писанию и святоотеческому наследию, где обнаруживает ценные советы и рекомендации. Тексты аввы Пимена Великого, прп. Серафима Саровского, прп. Амвросия Оптинского помогают донести до больного мысль, что «одним из духовных рецептов борьбы с депрессией является терпение, принятие воли Божьей», что его болезнь не является проявлением богооставленности, что недуг «не отрывает его от Бога, от себя и от окружающего мира так, как отрывает грех».

Священнику желательно вспомнить опыт тех подвижников-святых, которые сами переносили депрессивное состояние, и воспользоваться их духовными советами. Хорошо бы для этого иметь под рукой небольшую тематическую библиотечку, посоветовал о. Илия и в качестве примера привел отрывок из писем свт. Игнатия Брянчанинова, который в своей жизни много страдал. Священник должен также поддерживать и укреплять больного в стремлении к участию в церковных таинствах.

Что касается перспективы лечения, то пастырю нужно убеждать больного в необходимости доверия врачу, в действенности приема препаратов, укрепить уверенность в том, что при соблюдении рекомендаций депрессия часто имеет благоприятное течение. И еще важный момент: пастырю важно побуждать больного молиться не только о себе самом, но и о своем враче, какого бы вероисповедания тот ни был.

Если острая стадия депрессии миновала, священник может использовать методики современной поведенческой психотерапии (о. Илия назвал две из них: лечение активностью и лечение мастерством и радостью), которые, как он считает, коренятся в святоотеческих рекомендациях. Докладчик обобщил эти наставления в известном девизе прп. Бенедикта Нурсийского «ora et labora» («молись и трудись»). При этом не стоит ограничиваться лишь призывом, но помочь больному составить список дел, которые до болезни реально приносили радость (например, рисование, музыка, прогулки по парку, физкультура и т.п.), и «методично, как епитимью, выполнять их». Чрезвычайно важный совет священника – в болезненном состоянии «посидеть в келии» (как писали в древних патериках): не принимать кардинальных решений в отношении учебы, работы, семьи, выбора духовника.

Очень часто люди в депрессивных состояниях ищут помощи на интернет-форумах, занимаются самолечением, ходят «по бабкам», «по гомеопатам», «по отчиткам» и т.п. Если такой человек обращается к священнику, нужно указать на вредность такого подхода вместо своевременного обращения к специалисту. Другая крайность – «отчаянные попытки найти «православного психиатра», «православного психотерапевта», «православного психолога» или «священника с психиатрическим образованием», а также поиск «чудотворного образа от депрессии». По словам о. Илии, в этом случае нужно убедить больного в необходимости молитвенного поиска не «православного», а хорошего и внимательного врача, «встать на путь личного молитвенного подвига в деле дарования исцеления».

Важный раздел доклада был посвящен типичным пастырским ошибкам при общении с депрессивным больным. Впрочем, советы о. Илии актуальны для всех, кто имеет такое общение. Итак: «категорически нельзя использовать или поддерживать отношение к болезни как к наказанию за греховную жизнь или наследственные пороки»; наоборот – «постараться показать Господа не как сурового Судию, который наказует за каждую ошибку, а показать то, что Христос – это любовь, свет, доброта, милосердие, всепрощение». Надо не упрекать человека, а подчеркнуть, что не он, а депрессия виновата в его болезненном состоянии.

По наблюдениям о. Илии, негативное влияние на больного оказывают примитивные утешительные высказывания, тривиальные подбадривания, банальные советы типа «ты должен взять себя в руки», «ты мог бы справиться, если бы захотел», «отвлекись от печали» и т.п. Если же человек поделился мыслями о самоубийстве, категорически нельзя ужасаться, стыдить, высказывать критику по поводу услышанного, отговаривать и убеждать, что «есть для чего жить». В этом случае неосторожное слово может подтолкнуть больного к непоправимому решению. А что же делать пастырю? Необходимо спокойно и внимательно выслушать человека, выразить свое сопереживание, «в идеале – вместе помолиться».

Если благословить больного депрессией отправиться в компанию жизнерадостных людей, в дом отдыха, паломническую поездку, монастырское послушание, это может еще больше «загнать человека в тоскливое состояние», убежден о. Илия. В то же время, нельзя соглашаться с желанием больного замкнуться в себе, оставаться «бесчувственным»; необходимо «внушать важность добродетелей щедрости, милосердия, благотворительности, других проявлений форм любви. Все это помогает не зацикливаться целиком на своей слабости и никчемности, а также помогает учиться видеть и благодарно принимать ответную помощь со стороны», заключил докладчик.

С полным текстом доклада о. Илии Одякова можно будет ознакомиться на сайте одного из соорганизаторов конференции – Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, где текст будет размещен вместе с отчетом о конференции «Попечение Церкви о душевнобольных с депрессивными расстройствами». Выступившие на этой встрече врачи привели статистику ВОЗ: депрессией страдает примерно 5% населения всего мира; в России около 9 млн. граждан имеют депрессивные расстройства. По прогнозам медиков, к 2020 г. депрессия станет первой по распространенности причиной нетрудоспособности на планете, а уже сейчас ее называют «убийцей №1», т.к. 45-60% суицидов совершают больные депрессией.

Юлия Зайцева

Количество просмотров материалов
1448979

доска объявлений