Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

источник http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=81524

«Как можно вечером петь в церкви, а утром на «Мосфильме?»»

Юрловской капелле — 100 лет

Государственная академическая хоровая капелла им. Юрлова отмечает столетний юбилей. «Огонек» поговорил с руководителем и главным дирижером капеллы Геннадием Дмитряком.

Если говорить точно, 100 лет назад капелла была национализирована советской властью. А до этого, с 1900 года, в Москве был известен церковный хор регента Ивана Юхова, певший в московских храмах. Фактически же хор возник одновременно с «Огоньком». Юхов, крестьянин, окончивший Синодальное училище и ставший регентом, вначале организовал в подмосковном Щелкове семейный ансамбль. Потом к кружку присоединились рабочие Мытищинского машиностроительного завода. Коллектив стал так популярен, что его приглашали участвовать в театральных постановках, с ним выступали выдающиеся певцы Антонина Нежданова и Василий Петров. А исполнение Девятой симфонии Бетховена (с хором «Обнимитесь, миллионы») стало событием музыкальной жизни дореволюционной Москвы. Сегодня капелла встречает юбилей в ранге национального достояния.

— Кому в 1919 году, в разгар Гражданской войны, оказался нужен церковный хор Ивана Юхова?

Основатель коллектива — крестьянин и церковный регент Иван Юхов. Фото: choir-capella.ru

— История загадочная. Нам не удалось найти документ, подтверждающий факт национализации хора. Но обнаружили первую зарплатную ведомость, датированную 1 января 1919 года, по которой артистам выплатили зарплату. И назывался хор уже «Первым государственным». Есть легенда: якобы Ленин услышал, как хор Юхова пел революционные песни, и сказал: вот как надо это исполнять. Подтвердить этот факт, разумеется, невозможно. Но должен заметить, что одновременно с нашим хором был создан Оркестр русских народных инструментов (позднее ему было присвоено имя Николая Осипова) и Большой драматический театр в Петрограде. Думаю, к этим событиям приложил руку нарком просвещения Луначарский.

— В 30-е годы хор Юхова (его по-прежнему так называли) озвучивал советские фильмы «Цирк», «Веселые ребята» и другие. Как можно одновременно исполнять духовную музыку и марши Дунаевского?

— Да, на первый взгляд трудно представить, как можно вечером петь в церкви, а утром на «Мосфильме» записывать «Широка страна моя родная». Но проблемы здесь нет. Профессиональный музыкант должен уметь работать во всех жанрах. У нас и сегодня в репертуаре есть и «Всенощное бдение» Рахманинова, вершина русской духовной музыки, и все четыре оратории «Страстей» Баха (по Матфею, по Иоанну, по Марку и по Луке), и его же «Высокая месса», и реквиемы Моцарта, Брамса, Верди, Бриттена…

Для нашего хора писали музыку Шостакович и Свиридов, который дружил с Юрловым. И мы, так же как в 30-е годы, записываем музыку к кино, например к первой версии фильма «Экипаж»…

У нас есть и рок-оперы, например «Парфюмер» Игоря Демарина. Поем мюзиклы Эндрю Уэббера. Поем на разных языках — русском, английском, немецком, латыни, а потом опять на старославянском. И, конечно, русские народные песни. Нет, я здесь не вижу никаких ограничений. 12 февраля в Большом зале Московской консерватории состоится юбилейный концерт нашей капеллы. В первом отделении прозвучат сочинения Генделя, Элгара, Бриттена, Пендерецкого, Штокхаузена, Тормиса и Уитакера. Во втором отделении с участием симфонического оркестра «Новая Россия» будет исполнена сценическая кантата Карла Орфа «Кармина Бурана».

— При советской власти Церковь подвергалась жестоким гонениям. Как же при этом передавалась традиция духовного пения, как смогла она дойти до нашего времени?

— На этот вопрос трудно ответить. Все-таки храмы оставались, в них были певчие. Я думаю, певческая традиция вообще свойственна русскому человеку, она сообразна его духовному миру и передается из поколения в поколение. И русская традиция отличается от западноевропейской культуры. Там литургия совершается в сопровождении музыкальных инструментов, в первую очередь органа. А в православии служба ведется с хором а капелла, без инструментального сопровождения. Конечно, русская церковь много потеряла в годы гонений. Но традиция не исчезла. Может быть, благодаря выдающемуся хормейстеру Александру Васильевичу Свешникову. До революции он учился в Синодальном хоровом училище, был одним из ведущих регентов Москвы. А в 1944 году создал Московское хоровое училище. В 1966 году Свешников записал со своим хором непревзойденную интерпретацию «Всенощного бдения» Рахманинова (пластинки с этой записью продавались только иностранцам в «Березке» и выдавались под расписку преподавателям консерваторий.— «О»). Он ведь слышал, как это исполнялось в 1915 году. Один из учеников Свешникова — Александр Юрлов — 15 лет руководил нашей капеллой. Он и передал нам, молодым тогда музыкантам, ту особую манеру звучания хора, она нас просто потрясала, когда мы слушали, как капелла исполняла русскую духовную музыку.

 — А когда вы исполняете духовную музыку в концертных залах, вы поете в той же традиции?

— Нет. В храме хор поет Богу, к Нему обращается. А на сцене мы исполняем ту же музыку, но обращаемся к сидящим в зале людям. Характер музыки получается другой, светский. По-другому строятся музыкальные фразы, расставляются акценты, другое произнесение слов. Исполнение в храме и в зале — это как две параллельные линии, они похожи, но никогда не сходятся.

— В чем радость исполнения духовной музыки и в чем главная трудность?

— Я для себя церковную музыку открыл в 1966 году, когда учился в Институте Гнесиных на дирижерско-хоровом факультете. Однажды мой замечательный педагог Виктор Попов (он тоже ученик Свешникова, руководил Хоровым училищем и детским хором радио и телевидения) дал мне дирижировать Концерт Бортнянского № 32. Сейчас уже все знают, что он написал на текст 38-го Псалма Давида «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих коих есть». Но тогда был другой текст, написанный поэтом Машистовым: «Того, кто в правде жив, ничто не страшит». Было такое правило: писать новые слова к церковной музыке. И Виктор Сергеевич мне сказал: «Ищи настоящий текст». Я нашел его и подписал слова Псалма к нотам. Мне было 19 лет, я был комсомольцем и, конечно, тогда не верил в Бога. И вдруг мне открылась бездонная глубина чувства. И я заплакал. Оттого, что я не смогу эту глубину вместить, осмыслить и передать рукой. Наверное, тогда я начал понимать, что такое русская духовная музыка. И тех пор для меня это является самым главным в жизни, без чего я себя не мыслю в музыке.

 — В старину из хоров выходили великие оперные певцы. А сейчас эта традиция сохраняется?

— Конечно. Анна Нетребко пела в хоре «Кубанская пионерия». Солисты Новой оперы Василий Ладюк и Алексей Татаринцев учились в Академии хорового искусства им. Виктора Попова. И таких солистов очень много. Пение в хоре в детском возрасте закладывает основы музыкальной культуры, на которых вырастают выдающиеся исполнители. Мне кажется, сейчас происходит возрождение хорового пения. Все больше появляется именно детских хоров, проводятся многочисленные фестивали и конкурсы. Нам даже удалось собрать тысячу прекрасных детских голосов в «Детском хоре России», он выступал в Кремле перед Новым годом.

Беседовал Александр Трушин

11 февраля

Источник: "Коммерсантъ"/"Огонёк"

Богослужебное Песнопение

Количество просмотров материалов
1436724

доска объявлений