Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=90725

Репортаж с самого экзотичного христианского праздника

«‎Это Африка, здесь кругом балаган»‎, — говорит девушка с короной на голове. В разноцветных одеждах, верхом на белом коне она медленно движется по заполненной людьми площади. А вокруг бьют в барабаны, дуют в горны, размахивают трещотками, улюлюкают, танцуют и хлопают в ладоши.

Так отмечают Мескель, или Крестовоздвижение, христиане восточного обряда в Эфиопии. Корреспондент РИА Новости побывал на этом красочном действе в одной из самых древних общин мира.

Крест всему голова

В Аддис-Абебе вместо дорожного движения сущий хаос. Все друг друга обгоняют и подрезают — словно нет никаких правил. Это приводит к постоянным пробкам. А раз в год трехмиллионный город вовсе встает намертво.

«‎Сегодня будет большое шествие, поэтому в гостиницу мы не доедем вовремя. Придется сделать 15-километровый крюк»‎, — сообщает водитель синей «‎копейки»‎. Таксисты в этом городе ездят в основном на таких машинах, попавших в Эфиопию еще во времена СССР.

Шествие верующих во время празднования Мескеля в Аддис-Абебе, Эфиопия. Фото: РИА Новости / Антон Скрипунов

  За окном мелькают лачуги из досок и деревянных палок. У входа — ярко-желтые цветы. Они распускаются в конце сентября — после сезона дождей. Их называют «‎мескель»‎.

Собственно, это и дало название самому популярному эфиопскому празднику. Ученые считают, что в древности он был посвящен началу сухого времени года, когда люди выходили на поля. Но в IV веке его заместил христианский праздник – в честь Воздвижения Креста Господня.

В 326 году царица Елена — мать римского императора Константина — отправилась в Палестину в поисках мест, связанных с главными событиями земной жизни Иисуса Христа. И конечно же, она искала крест, на котором распяли Спасителя. Елена устроила в Иерусалиме масштабные археологические раскопки. Согласно преданию Церкви, впоследствии разделившейся на католическую и православную, орудие казни Христа нашли рядом с Голгофой — помог один из местных жителей.

Однако у эфиопских христиан другая версия.

У них вообще все особенное: обряды, иконы, облачения. Эфиопы, пожалуй, самые необычные последователи Христа. Приняв христианство на государственном уровне одними из первых, в начале IV века, они сохранили некоторые обряды в первоначальном виде. Другие — соединили с элементами иудаизма, который появился тут в VI веке до нашей эры. Так, эфиопы чтут субботний день наряду с воскресным. А кое-что пришло из языческой культуры. Например, на службах бьют в африканские барабаны. Религиоведы относят уникальную Эфиопскую церковь к особой группе Древневосточных церквей.

По эфиопскому преданию, Елене во сне явился ангел и велел разжечь огромный костер. Царица сделала это, приказав нанести хвороста со всех окрестных стран. Пламя было настолько высоким, что отблески видели даже в Эфиопии. Но дым шел не в небо, а в сторону Животворящего Креста. Так была обретена величайшая христианская святыня.

В память об этом возле храмов и на улицах эфиопы по случаю Мескеля возводят огромный травяной шалаш, увенчанный крестом, — демеру. У такого шалаша и проходит самая яркая часть праздника.

Религиозное соревнование

Торжества длятся с 26 сентября, а в некоторых регионах с 27 по 28-е. Эти дни — самые радостные для эфиопских христиан. И неспроста: пожалуй, нигде больше почитание Креста Господня не выражают так бурно и повсеместно. Крестами вышиты облачения духовенства, их рисуют на стенах домов, даже наносят на лицо в виде татуировок.

Бетти Тадэсе тоже собирается вытатуировать крест на лбу и шее. По ее словам, это в основном делают женщины. Ведь, в отличие от мужчин, они не могут быть священниками, поэтому готовность служить Богу выражают таким образом.

«‎Раньше это было очень распространено. Причем татуировки наносили еще в раннем детстве. Сейчас — не раньше 20 лет. Мне осталось еще четыре года»‎, — говорит она.

Вместе с другими прихожанами храма в Аддис-Абебе она готовится к Мескелю чуть ли не за полгода. Дело в том, что предпразднство, 26 сентября, сопровождается красочным карнавалом, в котором участвуют все общины эфиопской столицы. И у каждой свои одежда и религиозные песни. Их исполняют в танце, активно хлопая в ладоши. Зачастую гимны звучат под аккомпанемент барабанов, горнов и библейских инструментов, которые использовали в ветхозаветном Иерусалимском храме, — псалтирей (небольшие арфы) и систронов (трещотки).

«‎Каждый храм старается быть как можно ярче и как можно громче на шествии. Наверное, это для того, чтобы быть виднее Богу»‎, — рассуждает Бетти. Торжественное шествие верующие начинают от своих храмов. На проспектах прихожане сливаются в единый поток и медленно движутся в сторону площади, которая так и называется: Мескель. Движение перекрывают практически по всей эфиопской столице. Но водители относятся к временным неудобствам с пониманием — ведь это главный праздник страны.

Женщины молятся во время празднования Мескеля в Аддис-Абебе, Эфиопия. Фото: РИА Новости / Антон Скрипунов

Почему Мескель, а не, например, Пасха? Некоторые исследователи связывают это с преданием о Елене, которая почти сразу после обретения Животворящего Креста передала одну из его частей эфиопскому правителю, который только-только крестил страну.

«Священный огонь»

История эфиопского христианства начинается за тысячу километров к северу от Аддис-Абебы. Многие века город Аксум был столицей одноименного царства. Тут пролегал знаменитый «‎путь пряностей»‎ из Индии в Европу, поэтому царство было довольно богатым. О могуществе правителей Аксума напоминают три огромных обелиска, возведенных в конце III века. Тогда возле них совершали языческие ритуалы. Теперь же отмечают Мескель.

Весь город стекается к древним памятникам на молитву, предваряющую шествие верующих. Эфиопское духовенство произносит молитвы медленно, нараспев. Оттого службы длятся дольше, чем у христиан в других странах. Стоять так долго под палящим тропическим солнцем довольно тяжело, поэтому верующие раскрывают над головами специальные праздничные зонты, украшенные разноцветной тканью. Это не просто аксессуар, а один из атрибутов богослужения.

После молебна — шествие местных общин. В Аксуме, как и в Аддис-Абебе, обходят демеру (шалаш с крестом). Обязательно три раза. А потом священники зажигают факел, и, с чтением специальных молитв и под звуки горнов, поджигают ритуальный шалаш. Верующие хлопают в ладоши и поют. Когда пламя стихает и на месте демеры остаются тлеющие угли, моего плеча касается один из священников. «‎Отойди от костра. Сейчас будет небезопасно»‎, — произносит он на ломаном английском.

Последний огонек гаснет, молитвы и песнопения затихают. Верующие пристально вглядываются в пепелище. И вдруг — протяжный крик. Сотни человек одновременно бросаются к углям. Эфиопы верят: кто первый захватит уголек — того ждет счастливый год. На сей раз это удалось маленькому мальчику. Он от радости принялся прыгать. К нему тут же подбежала мама. Улыбаясь, она взяла из его рук уголек и начертила ему на лбу крест. Потом провела счастливым угольком и по своему лбу.

Травяной шалаш на праздновании Мескеля в Аксуме, Эфиопия. Фото: РИА Новости / Антон Скрипунов

«‎На праздник Мескель этот огонь освящается Господом. Мы мажем себя углем, чтобы избежать болезней и козней злых духов»‎, — объясняет женщина.

Верующие расходятся. В Аксуме демеру сжигают днем, поэтому вечером люди ставят палатки, где устраивают совместное застолье. Туда они зовут не только соседей и знакомых, но и случайных прохожих. Угощают традиционными блюдами, которые подают на ынджере — кислой лепешке из тефа (основной зерновой культуры Африки).

В Аддис-Абебе же обряд проходит после заката и накануне — 26 сентября. Местные поют и танцуют у демеры чуть не до шести утра. Точнее, до «‎первого часа»‎ — календарный день у эфиопов начинается с рассветом, а не в полночь.

Смесь обычаев

Собственно, следующий за обрядом сжигания демеры день, 27 сентября, а на севере страны — 28-е, — и есть сам праздник Обретения Животворящего Креста Господня — Мескель. Ранним утром верующие идут на службу в храм. Причем внутрь, по еще древнеиудейской традиции, могут заходить только мужчины. Женщины молятся на прилегающей территории.

После богослужения верующие украшают дома различными травами и окуривают ладаном. А затем совершают другой ветхозаветный обряд. На Мескель глава семейства приносит в жертву бычка или петуха. Эта традиция — наследие иудаизма времен Иерусалимского храма, когда священники по праздникам совершали жертвоприношения. Такую близость к древнееврейским обычаям сами эфиопы объясняют родством между двумя народами. Причем кровным.

По легенде знаменитая царица Савская пришла к Соломону именно из Эфиопии. От библейского царя она родила ребенка, назвав его Менеликом. В 20 лет он совершил паломничество в Иерусалим, откуда привез Ковчег Завета и нескольких служителей построенного Соломоном храма.

Священнослужители на праздновании Мескеля в Аддис-Абебе, Эфиопия. Фото: РИА Новости / Антон Скрипунов

Менелик в IX веке до нашей эры основал династию эфиопских правителей, которая была у власти аж до 1974 года. Поэтому эфиопы считают себя хранителями как ветхозаветной, так и новозаветной традиций. Отсюда такая интересная смесь обрядов: жертвенного бычка сперва осеняют крестным знамением, а потом режут. После этого читается молитва на языке геэз — дальнем родственнике иврита.

Из жертвенного мяса готовят различные блюда. Их принято есть в течение всей недели после Крестовоздвижения. Ведь это только по календарю праздник длится три дня, на самом деле – намного дольше. «Покуда цветет мескель», – говорят эфиопы.

Антон Скрипунов

27 сентября 2020

Источник: РИА Новости

Равноапостольная царица Елена

Св. равноапостольная Елена и святыни Кипра

История развития формы креста.

Крест-Голгофа

Спасение Крестом

7 фактов о Воздвижении Креста Господня 

СЛОВО НА НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ

Лалибела (Lalibela). Храмы в земле.

Количество просмотров материалов
1447055

доска объявлений