Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=100682

Протоиерей Виктор Григоренко: «Счастлив, потому что я еще живу»

«Я сделал УЗИ – и уже в кабинете сказали, что у меня множественные метастазы в печени. Была зима или ранняя весна. Я, может быть, сначала не прочувствовал до конца…» Что происходит с христианином в момент, когда он понимает: смерть не вообще «где-то там», а вот здесь, у порога? И почему смерть делает жизнь более полной, яркой и осознанной? Об этом корреспондент «Правмира» Мария Божович беседует с протоиереем Виктором Григоренко, настоятелем храма Преподобного Сергия Радонежского в Семхозе.

«Ты просто понимаешь, что в поражении есть смысл»

– Часто говорят, что христианин должен жить в присутствии смерти и каждую минуту быть к ней готовым. Что происходит с христианином, когда эта смерть вдруг оказывается не так далеко, как это принято считать на протяжении жизни?

– Мне кажется, человек всегда думает о смерти. Ему хочется эти мысли гнать от себя, потому что они вызывают некоторый дискомфорт. Я помню, в детстве как-то задумывался над этим, видел, что иногда это происходит и с животными, и с людьми. Мне хотелось, чтобы моя могила была в нашем саду под липой. Какие-то вещи мне приходили в голову достаточно рано. Но думаешь об этом, наверное, с каким-то сожалением о себе и о близких, которые будут сожалеть о твоей смерти.

Когда начинаешь размышлять на эту тему в более серьезном возрасте, а уж и подавно – в церкви, – смерть приобретает несколько иное, более существенное значение.

Единственное, что, мне кажется, отличает обычного человека от человека, который смертельно болен, – это то, что он начинает жить по-другому, старается осуществить все свои самые главные планы.

Это время творческого сосредоточения и какой-то новизны во взаимоотношениях с близкими.

Обычно ведь мы думаем, что смерть придет не скоро, хотя может случиться совершенно обратное.

– «Яко сильнии и младии умирают».

– Да, Аннушка уже разлила масло… При этом человек, который болен онкологией, будет жить еще десять лет, а молодой, крепкий, совершенно здоровый человек может попасть в аварию. Здесь нам остается только размышлять, но мы все равно не поймем, почему Господь к Себе призывает именно в этот час.

– Как ваша семья отреагировала на диагноз?

– Я сделал УЗИ – и уже в кабинете сказали, что у меня множественные метастазы в печени. Была зима или ранняя весна. Я, может быть, сначала не прочувствовал до конца. Приехал, сказал супруге Ире, что такая история. Она за год до этого тоже пережила онкологию, хоть и немножко другого характера. Тем не менее, для нас и для нее это тоже было испытание. Последние несколько лет мы привыкли жить в атмосфере такого накала по разным причинам – не только в том, что касается здоровья.

– Что за причины?

– Были, как мне казалось, мои личные поражения и поражения той команды, которая со мной работала, в плане сохранения наследия отца Александра Меня. Это для нас: для моей семьи, для семей, близких к отцу Александру, крещенных отцом Александром, тех, кто реально серьезно занимался его наследием и продолжает заниматься сейчас – был мощный удар. (Речь идет о затяжном конфликте с администрацией Сергиева Посада, в результате которого музейный отдел отца Александра Меня в культурно-просветительском центре «Дубрава» перестал существовать. – Прим. ред.)

Было зачищено наше музейное подразделение в культурно-просветительском центре. Мы больше 18 лет потратили на эту работу. Когда митрополит назначил меня здесь настоятелем, я еще работал художником-реставратором в музее-заповеднике Абрамцево. Я бросил свою специальность, хотя уже был аттестован на первую категорию, и плотно взялся за создание музея.

Мы собрали 2,5 тысячи единиц хранения и зарегистрировали их в музейном фонде. В этом участвовали люди, близкие к отцу Александру, которые отдавали вещи и документы.

У нас это все просто забрали и перенесли в Библиотеку иностранной литературы в Москве. Там, конечно, по моему мнению, должна быть экспозиция, посвященная отцу Александру, потому что он там трудился, – но не музейная, а скорее то, что связано с его творческим и литературным наследием.

Один мой знакомый священник сказал, когда выступал на Совете депутатов, что убрать с места жизни и убийства отца Александра музейную коллекцию, которая собиралась 18 лет, и отправить ее в Москву, оставив здесь лишь дом-музей, по сути, не функционирующий, – это потрясение.

– А теперь, когда уже виден конец жизни, ее предел, все эти баталии не отступают на задний план? Это ведь тоже все мирское.

– Ты просто понимаешь, что и в поражении есть смысл. Я освободился от некоторой зависимости, когда мной могли каким-то образом манипулировать. Мне нечего терять. Сейчас я здесь, на приходе, совершенно самостоятельный настоятель.

 «Хотелось еще кое-что доделать»

– Вы сказали, что возникает ощущение, что ты можешь успеть сделать и должен успеть сделать то, что ты раньше не успел или не решался. Что это?

– За жизнь накапливается столько не осуществленных планов и обещаний, что в один момент надо остановиться, для того чтобы подтянуть все то, что не сделано, и отдать те долги, которые ты должен отдать.

– Вы про долги, а я про радости.

– А радости от нас с приближением конца никуда не уходят, их ведь дает Господь. Самая, пожалуй, радостная радость – это служение. Я никогда не думал, что буду стоять у престола, но смерть отца Александра так все изменила. Сейчас я счастлив, что могу еще служить, совершать литургию и причащать людей.

– Но физически это ведь все труднее?

– Физически – да. У меня есть помощник, молодой священник, отец Дмитрий Ковальский, да и многие другие помогают. Приезжает отец Иоанн (Гуайта) – вот и сейчас ждем его к престольному празднику. Два раза в месяц, согласно договору, который между нашими приходами существует, он приезжает сюда с молодежными группами. У нас давние отношения и с Космо-Дамианским храмом, и со Сретенским в Новой Деревне, где настоятель – отец Владимир Архипов.

И еще есть много-много священников, которые, как мне кажется, хорошо понимают ту ситуацию, в которой мы все оказались сейчас.

В том числе и отец Алексий Уминский, который призвал прихожан собрать какую-то посильную помощь, потому что лечение достаточно дорогое. Я хочу сказать каждому спасибо. 300 рублей, 500 – это все очень дорогое и важное для меня участие.

– Что вам еще предстоит? Снова химиотерапия, облучение?

– Первый протокол лечения исчерпан, сейчас небольшая пауза. На следующей неделе химиотерапия должна продолжиться. Надо сказать, что я привык уже. Я, конечно, лучше себя не чувствую. Бог даст, может быть, начнут уходить эти непривычные ощущения от побочных эффектов, и будет немножко полегче, потому что хотелось мне еще кое-что доделать.

У нас два приписанных храма. Сейчас мы заканчиваем внешнюю часть очень красивого храма в деревне Морозово по проекту архитектора Александра Солдатова. Получается замечательно. Мне бы хотелось достроить его для жителей этой деревни, там небольшая, но очень крепкая община. И не просто доделать экстерьер, но и интерьер, и все, что вокруг.

– Бог даст, и послужить там?

– Уже служим. Стены есть. Установили на днях купол с крестом. Справимся.

 «Я еще не чувствую себя на другом берегу»

– Вы продолжаете исповедовать или уже трудно?

– Когда появился второй священник, я стал исповедовать реже.

Я понимаю, что в современной практике исповедь нужна. Те, кто бывает регулярно в храме, требуют немножко другого отношения, но есть и такие, кому нужно побеседовать, причем некоторые хотят рассказать о чем-то не очень существенном, вроде ложки сметаны в борщ постом, – для них это, может быть, важно, но они пользуются временем, которого почти не осталось.

Сейчас есть возможность регулировать процесс. Мы обычно исповедуем вечером. Приход состоит из двух частей: одна местная, а другая – приезжие из Москвы или дачники. Я говорю: «Имейте ответственность. Если ничего такого не случилось, значит, подойдите с дерзновением и причаститесь святых Христовых Таин во оставление грехов и в жизнь вечную».

А кому надо поговорить – я их зову в субботу вечером. И никому неохота. Человек же все хочет успеть. Я часто наблюдаю за разными прихожанами, как иным важно вырвать время в очереди, забыв о том, что за тобой еще двадцать человек стоит. Поэтому я сейчас стремлюсь сделать все для того, чтобы перед литургией не исповедовать. Разве что если нас двое, тогда один может до евхаристической молитвы.

– У вас нет ощущения, что прихожане еще на этом берегу, а вы отплываете на тот, и все они становятся для вас чужими и даже начинают раздражать?

– Этого нет. Я еще не чувствую себя на том берегу и даже не чувствую, что я каким-то образом отплыл. Я вообще сильно привязан к жизни, к месту. Я очень люблю наши Радонежские края, возглавляю Хотьковское краеведческое общество. Мы там неплохо работали, даже несмотря на пандемийные времена. Поэтому, прежде чем отплыть, хотя это может случиться достаточно неожиданно, я стараюсь готовить людей, которые рядом со мной, для того чтобы они могли продолжать наши общие дела.

– Вы счастливы или несчастны сейчас?

– Мне кажется, что я счастлив. Во-первых, я еще живу.

Я не знаю, что будет, когда Господь постучит в мою дверь. Уповаю на добрый ответ. Время, которое отпущено, я буду стараться использовать с полной отдачей.

Сейчас, мне кажется, я не теряю его напрасно, только в немощи, когда физически уже не можешь, тебя болезнь совсем прибивает к кровати.

А так моя жизнь каждый день начинается с поездки в Морозово, смотрю, как там стройка идет, что делается. Еще один приписной храм у нас на кладбище есть, да и здесь тоже дел очень много.

– Нет времени расслабиться и пожалеть себя? Себя жалко?

– Я предпочитаю не рассуждать на эту тему, потому что чем дольше живешь, тем ты сентиментальнее становишься. Когда начинаешь представлять наперед, как твои близкие стоят у твоего гроба, – это, конечно, тяжело. Поэтому конкретно об этом я предпочитаю не думать.

А вообще, неплохо бы всем помнить о том, что рано или поздно в твою дверь постучат. Как-то сейчас это время для меня сократилось.

Что жизнь человека? Господь от нас ждет все время. Чего ждет? Реализации талантов, которые Он тебе дал.

– Молитесь за себя и за свое здоровье?

– Нет. Вы знаете, я как-то доверился Богу. Такой момент был, когда я просто доверился Богу. 

– Получается, мы молимся, потому что не до конца доверяемся Богу? Зачем тогда молиться? Он же и так читает в твоем сердце, как в открытой книге, и знает все твои чаяния. И уж совсем непонятно, зачем нужна коллективная молитва. Один человек помолился – Бог не услышал, а двадцать помолились – и услышал?

– Вы знаете, это серьезные вопросы и для меня тоже. Я рад, что вы их задали. Молитвой может быть иногда самый откровенный вздох человека о другом человеке, умеющего сопереживать глубоко. Бывает, тебя встречают и говорят: «Ой, батюшка, как мы за вас молимся». Я, конечно, с благодарностью принимаю это. Потом снова: «Мы так за вас молились».

Но в Евангелии сказано: сотвори свою молитву тайно… Конечно, я тебе благодарен, даже если ты просто упомянул мое имя перед лицом Божиим. Здесь есть некоторый момент, который меня настораживает. Я пока не могу глубоко об этом рассуждать.

Точно так же, как с молитвой, – есть вычитывание, есть правило, а есть этот вздох, которым наполнена вся твоя жизнь.

Не по разнарядке, не в 8 часов утра, и не в 7 часов утра. Мне последнее как-то больше подходит.

Но, видите ли, очень многим людям, особенно женщинам, особенно в возрасте, когда жизнь уже наполнена впечатлениями, – им радостно всем вместе собраться и помолиться о своих детях. Или о больном. Почему нет? Наверное, да.

Любая молитва должна начинаться с благодарения, а не с прошения. У нас есть главная молитва, которую Господь нам дает, «Отче наш» – она всегда должна быть образцом. Заметьте, что это короткая молитва. Господь говорит: не будьте многословны, как язычники.

«Боюсь не смерти, а боли»

– Если бы вам сказали: «Завтра вы не болеете, все как раньше», – вы согласились бы?

– Мы предполагаем что-то, а когда возникает реальная ситуация, можем совершенно по-другому отреагировать. Здесь очень много зависит не от обстоятельств, а от твоего какого-то внутреннего отношения, причем подчас сиюминутного.

Отца Александра Меня спрашивали: «Боишься ли ты смерти?» А он отвечал: «Боюсь, как боли». Каждый человек является физическим телом, боль действительно трудно переносима, даже зубная, все это знают. А серьезную боль, я не знаю, можно ли терпеть. Это испытание.

Смерть – это личная Голгофа каждого из нас, а жизнь – это дорога к смерти, с пониманием того, что ты уверовал во Христа, принял Его Евангелие и теперь несешь этот крест. Я думаю так, поэтому, конечно, это и больно, и мучительно, и вспомним все, что было на Голгофе. Мы идем по этому пути.

– Что для вас самое мучительное и тяжелое сейчас, помимо физического состояния и побочки от химии?

– Окружающая действительность.

– События, которые происходят?

– Конечно. Когда люди в церкви говорят о том, что это можно оправдать, у меня это не укладывается в голове. Я стараюсь обходить какие-то острые углы в своих высказываниях, я понимаю, что люди по-разному настроены даже у нас на приходе. Но как сердцем не почувствовать?

Ведь мы открываем заповеди – и вот оно уже все перед тобой.

Ты протягиваешь руку Христу и говоришь: «Я с Тобой, я буду стремиться исполнять эти заповеди».

А сейчас человек забывает о том, что он дал обещание при крещении – особенно если крестился уже взрослым. Это для меня самая главная проблема. Как это все может уживаться в человеке? Мне кажется, что оно не может не раздирать, христианина особенно. Простых совестливых людей это мучает. Почему? Потому что все, что построено на лжи, имеет свой источник. Мы знаем, что лжец – это противник Бога, а лжи сейчас более чем достаточно.

– Если вспомнить ваш собственный жизненный опыт, что сейчас из каких-то жизненных переживаний кажется особенно важным, а что – совсем неважным? Есть ли какое-то переосмысление своего собственного прошлого?

– Я очень благодарен Богу за свою достаточно продолжительную жизнь. Мне уже будет 62 года.

– Да вы еще мальчик!

– (Смеется.) Это срок на самом деле. Я благодарен своим учителям, наставникам, друзьям-священникам, которые меня поддерживали и поддерживают. Благодарен тем, кто меня учил в Абрамцевском художественном училище и в Грабаревских мастерских, потом, естественно, в семинарии, в иконописной школе я учился еще. Это все были этапы моей жизни, которые пригодились, причем в полной мере.

Самый, пожалуй, главный момент – это смерть отца Александра, такой вот перелом для меня. После этого мне пришлось принимать непростое решение, ведь я никогда не думал, что буду священником. Но оно было принято, и я благодарен владыке Ювеналию и, конечно, Богу за то, что теперь стою у престола и могу совершать литургию.

– А что казалось ужасно важным и существенным 20 лет назад и что сейчас кажется абсолютной чепухой? Так бывает, когда человек повзрослеет и вспоминает детскую обиду.

– Видите, человек, у которого много творческих планов, очень много… Они накапливаются, и начинаешь не успевать, и не очень себя комфортно чувствуешь с человеком, которому пообещал и не сделал. Это не только по отношению к людям, но и по отношению к Богу тоже. Поэтому желательно научиться ставить реальные перед собой задачи. Спустя какое-то время ты понимаешь, что какие-то обещания давать было не нужно. Лучше бы ты промолчал. Это есть, этим наполняется жизнь, тогда она становится не такой напряженной.

– Никакого конкретного факта из жизни вспомнить не хотите?

– Для меня ответственным моментом была женитьба. Мне было 24 года, я уже закончил Абрамцевское художественное училище, отслужил в армии, устроился на работу художником-реставратором. Потом родились дети – и мы жили в очень непростых условиях.

Людей моего поколения можно считать по большому счету послевоенными детьми, времени-то прошло после окончания войны совсем немного. Многие буквально выбирались из нищеты. Хорошо, мне достался по наследству дом прадедушки, старый, но без воды, без газа. Почти все было с нуля.

А образование? Сейчас родители как-то стараются своим детям помогать, и так хочется, чтобы не было этого нулевого цикла. Так хочется им дать то, чего не было у тебя.

«Прихожане из участников превратились в зрителей»

– Как вы пришли к вере?

– Я вырос в семье верующих людей, мой дядя был известным протоиереем, и в церковь я после армии пришел благодаря ему. Ну, как пришел. Это были неосознанные парадные походы, с чтением записок в алтаре. А всерьез и навсегда – это уже благодаря отцу Александру и его проповеди. И то я помню, как поначалу приезжал в Новую Деревню в Сретенский храм к концу службы, чтобы послушать его, а не участвовать в богослужении, потому что его нужно было научиться понимать. Сейчас это многим не под силу.

У меня есть один знакомый профессор, вдумчивый человек, преподает здесь, недалеко, под сенью преподобного Сергия Радонежского. Он мне говорит: «Я священникам в последнее время задаю один вопрос: где начинается и заканчивается евхаристический канон? Подавляющее большинство священников не может на него ответить».

Вот так их учат.

Мы живем во времена литургического кризиса, когда литургия в своей основе не понимается прихожанами.

Евхаристическая молитва – самое сердце литургии, а люди не слышат и даже иногда не видят.

Зато они любят, когда хорошо поют, словно это концерт. Наши прихожане превратились в зрителей, а не участников. Это еще одна проблема, которая заставляет задуматься о каких-то перспективах.

– Зато, может быть, кто-нибудь с улицы зайдет, услышит прекрасное пение, и его это так тронет, что он через это пение придет ко Христу. Так же может быть?

– Может быть, но церковь не для этого.

– А для чего?

– Церковь – для верных. А тех людей, о которых вы говорите, нужно тепло встретить, объяснить что-то, дать определенные книги почитать и поговорить о том, как они себя позиционируют по отношению к Церкви.

– И постепенно они станут верными. Откуда же верные берутся?

– И они станут верными. Но сначала – период оглашенных, которые никогда раньше не находились в храме, а всегда стояли в притворе. Сейчас часто я наблюдаю тех людей, которые стоят у амвона и не причащаются. Да, бывают такие ситуации, когда человек по разным причинам не может причаститься. Ну, так постой в притворе, если такие причины есть.

– Строгий вы!

– В этом смысле да.

– Вы с возрастом стали строже или мягче? У меня такое впечатление, что очень часто священники, которые были жесткими в юности, с возрастом меняются.

– Да, наверное. Я не знаю, я не хочу себя обманывать, а реальность, мне кажется, такая: я вижу много молодых хороших священников, я вижу, как они любят Бога и людей, я вижу этот порыв их служения. Но вижу и разнарядки, вижу чиновников церковных, которые выполняют определенные функции и всё, что, по-моему, больше мешает приходской жизни, нежели ее организовывает.

– Это вы про клир говорите. А к прихожанам и к мирянам вы стали мягче или жестче?

– Я не думаю, что стал жестче. Я даже стал как-то терпеливее.

Все священники, по-моему, стараются быть снисходительными, потому что хотелось бы и к себе снисхождение иметь.

За нами тоже много чего есть. Конечно, когда ты настоятель на приходе, надо с этим справляться, потому что прихожане все достаточно разные. Я стараюсь оставаться каким я был раньше. Может, кто-то скажет, что я забронзовел, но сам я этого не чувствую.

– Мечта какая-то есть сейчас?

– Прошу Бога, чтобы Он, может быть, дал время для осуществления каких-то недоделанных дел. Это было бы неплохо.

Конечно, я благодарен тем священникам, которые в чем-то разделяют мои взгляды. Эти взгляды мало чем отличаются от тех, которые есть в Церкви, но все-таки я предпочитаю открытое христианство, а не закрытое, это очень важно.

Беседовала Мария Божович

Фото: Антон Кузнецов

26 июля 2022

Источник: "Православие и мир"

Количество просмотров материалов
1449357

доска объявлений