Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

 

Хор мальчиков и юношей Белорусского экзархата

— Как начался ваш путь служения церковному искусству?

— На Рождество Христово 1988 года митрополит Минский и Слуцкий Филарет впервые пригласил лицейский хор мальчиков выступить в Минском епархиальном управлении.

— А кто был инициатором того, что Патриарший Экзарх Беларуси пригласил именно ваш хор?

— В число первых сестер милосердия сестричества при кафедральном соборе вошла Валерия Максимовна Левицкая, она преподавала у нас в лицее музлитературу. И как-то на собрании сестер Владыка поинтересовался, какие хоры могли бы принять участие в епархиальных мероприятиях и в церковных службах. Она и предложила хор мальчиков. Секретарь Владыки (тогда это был священник Иоанн Хорошевич) позвонил мне и пригласил нас. Так и состоялось наше первое знакомство с Митрополитом.

После Владыка постоянно благословлял нас петь на службах в кафедральном соборе и на концертах для гостей епархии. А мой второй, юношеский хор благословил по субботам петь на богослужении в епархиальном домовом храме.

Вот у меня сохранилось фото, как в дни празднования 1000-летия Крещения Руси хор юношей лицея готовится приветствовать Патриарха Алексия и митрополита Филарета, которые, направляясь в кафедральный собор Минска, проходили мимо здания консерватории.

Время 1980-х было, знаете ли, непростое. Когда мы стали петь на службах в соборе, меня постоянно отчитывали и ругали на работе, вызывали «на ковер» к директору: мол, родители жалуются, что вы детей насильно в церковь ведете. Еще «клеймили», что исполняла духовную музыку, заставляли исключить ее из репертуара хора. Очень сильное шло сопротивление.

— А как ребята на самом деле относились?

— Им нравилось. Более того, родители были благодарны за то, что их дети приобщаются к духовной музыке. И очень положительную роль сыграло то, что к тому времени я накопила партитуры духовных песнопений, их же нигде было не найти. Архангельского «Милосердия двери…», Бортнянского «Сей день…» для мужского состава, что-то из Валаамского распева — весь этот репертуар я с мальчиками разучивала.

— Наверное, боялись того воздействия, которое музыка, тем паче духовные песнопения, оказывают на чувства и эмоции.

— Какое укрепление было духовное для ребят, когда они пели на службах, где служил сам Владыка! И он любил этих мальчишек, относился к ним большой теплотой.

Митрополит часто вступался за нас, звонил директору лицея, иногда даже в министерство. Но меня отстранили от должности заведующей отделением. Было написано ходатайство о моем восстановлении, где подписалось много музыкантов и священников. Меня оставили, но все время урезали нагрузку. Я не выдержала этого психологического давления и ушла из лицея. Владыка тогда сказал: «Ничего, будем создавать свой хор».

— Состав хора был новый или пели те же ребята — из лицея?

— Родители троих мальчишек забрали их из лицея и пошли за мной, в хор при епархии. Остальные певчие собрались как-то сами собой — искать не пришлось. Мы перевели обучение всех этих ребят на базу одной из городских хоровых школ.

Владыка часто благословлял наш коллектив участвовать в концертах, в том числе, за границей. Важная страница творческой жизни хора мальчиков и юношей Белорусского Экзархата связана со строительством Дома милосердия в Минске. В 1994 году первый состав хора принял участие в молебне на месте возведения будущего церковно-социального объекта. С этого момента хор ежегодно выезжал в Германию и другие страны Европы с концертами православной музыки, средства от которых шли на созидание Дома милосердия.

Минское духовное училище

— А как вы пришли преподавать в духовное училище?

— Протодиакон Николай Авсиевич (первый директор МинДУ) служил в кафедральном соборе и хорошо знал меня. Однажды он подошел ко мне и сказал: «Владыка благословил вас преподавать церковное пение в духовном училище». Это было несколько неожиданно для меня, но приятно и заинтересовало.

— Вы с момента открытия училища в числе его педагогов?

— Нет, с 1991 года — через два после начала его работы. Были, конечно, вопросы, потому что отец Николай и некоторые педагоги имели специальное духовное образование, а я-то чисто музыкант после консерватории. Церковное пение — это гласы. Надо было их изучить. Хотя наработки по ним, благодаря хору мальчиков и юношей, я все-таки уже имела, и директор училища всегда помогал.

Иногда сам митрополит Филарет собирал нас для обсуждения текущих вопросов. Внимательно выслушивал каждого и по-отечески, очень по-доброму помогал советами и давал рекомендации.

— Вы уже рассказали про то, как сложились судьбы многих ваших учеников. А про выпускников училища что можете сказать?

 

Педагоги и учащиеся МинДУ

— Девочки, как правило, идут регентовать, кто-то ушел в монастырь. А у мальчиков много случаев, когда становятся священниками. Духовное училище закончили: протоиерей Сергий Маслов (служит в храме Рождества Христово под Минском), протоиерей Михаил Литвинко (сейчас ректор Екатеринодарской духовной семинарии; преподаватель патрологии), иерей Сергий Прокопчик (служит в Борисове, организатор и руководитель народного камерного хора «Преображение»).

Евгений Прокофьев руководит братским хором Свято-Елисаветинского монастыря; Виталий Соболевский, регент замечательного Архиерейского хора, в августе этого года получил назначение на должность художественного руководителя и дирижера Национального академического народного хора Республики Беларусь имени Г. И. Цитовича. Во время занятий по дирижированию, помню, он начал раскрываться, тогда стало заметно, что руки у него мягкие, хорошие — дирижерские.

А еще в училище существует преемственность: некоторые из тех, кто учились здесь, потом стали преподавать вместе с нами — педагогами старшего поколения. Это матушка Ольга Шолкова, Андрей Ахметшин, Екатерина Паутина, Юлия Круковская, Анастасия Дзичковская (ныне Коляда). Образуется замечательный сплав — молодежь привносит новое в наши традиции, а мы передаем им свой опыт.

Количество просмотров материалов
1454804

доска объявлений