- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Подвиги сегодня
- Опубликовано: 23 Октябрь 2022
- Просмотров: 402
Хор мальчиков и юношей Белорусского экзархата
— Как начался ваш путь служения церковному искусству?
— На Рождество Христово 1988 года митрополит Минский и Слуцкий Филарет впервые пригласил лицейский хор мальчиков выступить в Минском епархиальном управлении.
— А кто был инициатором того, что Патриарший Экзарх Беларуси пригласил именно ваш хор?
— В число первых сестер милосердия сестричества при кафедральном соборе вошла Валерия Максимовна Левицкая, она преподавала у нас в лицее музлитературу. И как-то на собрании сестер Владыка поинтересовался, какие хоры могли бы принять участие в епархиальных мероприятиях и в церковных службах. Она и предложила хор мальчиков. Секретарь Владыки (тогда это был священник Иоанн Хорошевич) позвонил мне и пригласил нас. Так и состоялось наше первое знакомство с Митрополитом.
После Владыка постоянно благословлял нас петь на службах в кафедральном соборе и на концертах для гостей епархии. А мой второй, юношеский хор благословил по субботам петь на богослужении в епархиальном домовом храме.
Вот у меня сохранилось фото, как в дни празднования 1000-летия Крещения Руси хор юношей лицея готовится приветствовать Патриарха Алексия и митрополита Филарета, которые, направляясь в кафедральный собор Минска, проходили мимо здания консерватории.
Время 1980-х было, знаете ли, непростое. Когда мы стали петь на службах в соборе, меня постоянно отчитывали и ругали на работе, вызывали «на ковер» к директору: мол, родители жалуются, что вы детей насильно в церковь ведете. Еще «клеймили», что исполняла духовную музыку, заставляли исключить ее из репертуара хора. Очень сильное шло сопротивление.
— А как ребята на самом деле относились?
— Им нравилось. Более того, родители были благодарны за то, что их дети приобщаются к духовной музыке. И очень положительную роль сыграло то, что к тому времени я накопила партитуры духовных песнопений, их же нигде было не найти. Архангельского «Милосердия двери…», Бортнянского «Сей день…» для мужского состава, что-то из Валаамского распева — весь этот репертуар я с мальчиками разучивала.
— Наверное, боялись того воздействия, которое музыка, тем паче духовные песнопения, оказывают на чувства и эмоции.
— Какое укрепление было духовное для ребят, когда они пели на службах, где служил сам Владыка! И он любил этих мальчишек, относился к ним большой теплотой.
Митрополит часто вступался за нас, звонил директору лицея, иногда даже в министерство. Но меня отстранили от должности заведующей отделением. Было написано ходатайство о моем восстановлении, где подписалось много музыкантов и священников. Меня оставили, но все время урезали нагрузку. Я не выдержала этого психологического давления и ушла из лицея. Владыка тогда сказал: «Ничего, будем создавать свой хор».
— Состав хора был новый или пели те же ребята — из лицея?
— Родители троих мальчишек забрали их из лицея и пошли за мной, в хор при епархии. Остальные певчие собрались как-то сами собой — искать не пришлось. Мы перевели обучение всех этих ребят на базу одной из городских хоровых школ.
Владыка часто благословлял наш коллектив участвовать в концертах, в том числе, за границей. Важная страница творческой жизни хора мальчиков и юношей Белорусского Экзархата связана со строительством Дома милосердия в Минске. В 1994 году первый состав хора принял участие в молебне на месте возведения будущего церковно-социального объекта. С этого момента хор ежегодно выезжал в Германию и другие страны Европы с концертами православной музыки, средства от которых шли на созидание Дома милосердия.
Минское духовное училище
— А как вы пришли преподавать в духовное училище?
— Протодиакон Николай Авсиевич (первый директор МинДУ) служил в кафедральном соборе и хорошо знал меня. Однажды он подошел ко мне и сказал: «Владыка благословил вас преподавать церковное пение в духовном училище». Это было несколько неожиданно для меня, но приятно и заинтересовало.
— Вы с момента открытия училища в числе его педагогов?
— Нет, с 1991 года — через два после начала его работы. Были, конечно, вопросы, потому что отец Николай и некоторые педагоги имели специальное духовное образование, а я-то чисто музыкант после консерватории. Церковное пение — это гласы. Надо было их изучить. Хотя наработки по ним, благодаря хору мальчиков и юношей, я все-таки уже имела, и директор училища всегда помогал.
Иногда сам митрополит Филарет собирал нас для обсуждения текущих вопросов. Внимательно выслушивал каждого и по-отечески, очень по-доброму помогал советами и давал рекомендации.
— Вы уже рассказали про то, как сложились судьбы многих ваших учеников. А про выпускников училища что можете сказать?
Педагоги и учащиеся МинДУ
— Девочки, как правило, идут регентовать, кто-то ушел в монастырь. А у мальчиков много случаев, когда становятся священниками. Духовное училище закончили: протоиерей Сергий Маслов (служит в храме Рождества Христово под Минском), протоиерей Михаил Литвинко (сейчас ректор Екатеринодарской духовной семинарии; преподаватель патрологии), иерей Сергий Прокопчик (служит в Борисове, организатор и руководитель народного камерного хора «Преображение»).
Евгений Прокофьев руководит братским хором Свято-Елисаветинского монастыря; Виталий Соболевский, регент замечательного Архиерейского хора, в августе этого года получил назначение на должность художественного руководителя и дирижера Национального академического народного хора Республики Беларусь имени Г. И. Цитовича. Во время занятий по дирижированию, помню, он начал раскрываться, тогда стало заметно, что руки у него мягкие, хорошие — дирижерские.
А еще в училище существует преемственность: некоторые из тех, кто учились здесь, потом стали преподавать вместе с нами — педагогами старшего поколения. Это матушка Ольга Шолкова, Андрей Ахметшин, Екатерина Паутина, Юлия Круковская, Анастасия Дзичковская (ныне Коляда). Образуется замечательный сплав — молодежь привносит новое в наши традиции, а мы передаем им свой опыт.