Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

 

В пении должна быть молитвенность

— А что интересное из жизни учащихся особо запомнилось? Что впечатлило?

— То, как в те времена, когда директором духовного училища был отец Геннадий Мошенский (ныне игумен), раз в неделю каждый преподаватель готовил беседу о каком-то композиторе. Педагоги и учащиеся собирались в большом классе (тогда это было здание возле Кафедрального собора), где стояло два рояля, и слушали не только рассказ о его творчестве, но и музыку автора.

Еще глубоко запало, как в начале 2000-х в храме преподобной Евфросинии Полоцкой наши ученики в первые дни Великого поста пели канон Андрея Критского. Тут надо отдать должное нашему педагогу, профессору Николаю Васильевичу Шиманскому, который готовил учащихся, и они пропевали канон не партесным пением, а знаменным распевом. Он из тех, кто приобщает своих учеников к традициям древнерусского церковного пения.

— На ваш взгляд, чем нынешние учащиеся отличаются от тех, кто поступал в МинДУ в 1990-х?

— Раньше у ребят было большее стремление к знаниям…

— Ну, тогда, после многолетней изоляции от Церкви в атеистически настроенном государстве, голод по духовным знаниям был основательный. А сейчас мы просто утопаем в информации о Православии. Столько литературы, аудио и видеозаписей! И поди разберись: где здоровая пища, а где не очень...

— Здесь очень важна роль преподавателя, который должен направлять и правильно ориентировать учеников, на какие образцы обращать внимание.

Кроме этого, новые технологии оставили свой отпечаток, причем, неоднозначный. Другое время, другое поветрие… Учащиеся не пишут ноты — мобильный телефон используют. А ведь когда пишешь партитуры, закладываются знания. Смартфоном пользуются даже на клиросе. А это никоим образом не вяжется с традицией.

В пении молитвенность должна присутствовать. И поскольку наши ученики готовят себя к миссии регентов и певчих, которые будут петь в церковном хоре, они должны понимать: на клиросе в душе и сердце должна быть молитва. Регент призван ясно и четко осознавать, что основная цель его труда — способствовать сохранению молитвенной атмосферы богослужения. Это главное.

Отец Михаил Фортунато, известный православный регент, живший в Лондоне, давал такое понятие, как богословие церковного пения и говорил о его трехсоставности. В этом пении определяющую роль играют три фактора: слово, богослужебный порядок и музыкальный элемент. Главное — смысл, слово.

О таланте дирижера

— Всякий ли человек, имеющий слух и голос, может стать регентом? Насколько я понимаю, дирижер по-своему слышит произведение и транслирует это музыкантам и певцам, а они уже выражают это. Ведь музыкальную партитуру можно прочесть и исполнить по-разному, с разными интонациями и акцентами. Из-за этого порой не сразу узнаешь знакомую музыку. Так какое же качество главное для дирижера?

— Должно быть чувство руководителя. Человек должен вести за собой хор, уметь это. Нужен внутренний импульс, большая эмоциональность, чтобы увлечь поющих.

Надо обладать хорошей, грамотной техникой дирижирования. В принципе, дирижерская схема призвана помогать выражать фразировку, эмоциональное состояние. Необходимо помнить, что она нужна для того, чтобы выразить все тонкости музыкального произведения.

Еще хорошо воспитывать вкус и понимание, какое произведение годится для исполнения на клиросе, а какое нет.

— Есть коллективы, где очень много певчих, а поют как один человек! И удивляешься, как разные люди научились чувствовать друг друга! Это же заслуга дирижера, в первую очередь? Это же ему нужно умудриться и собрать воедино разные голоса?

— Тем, как добиться унисона, занимается предмет хороведение. Кроме этого, он дает знания о специфике хора, о человеческом голосе, о строении голосового аппарата.

Как и во всех коллективах, в хоре всегда есть лидеры — люди, которые хорошо слышат и чисто поют. К такому человеку пристраиваются те, у кого не настолько тонкий слух.

Регент должен профессионально владеть своим голосом и уметь правильно демонстрировать, как исполняется тот или иной певческий прием. Иногда вокальный показ даст больший эффект, чем объяснение.

— Да, словами трудно передать некоторые знания, навыки, лучше показывать!

— Есть тонкие моменты, связанные, в том числе, и с текстом. Например, фраза: «…трисвятую песнь припевающе…». В слове «песнь» букву «н» регенту нужно пальчиками «лепить», чтобы прозвучало все слово, все буковки. Потому что они часто проглатываются. Это называется «мелкая техника».

— Как богата событиями ваша творческая деятельность: тут и популярная музыка, и классика, и церковные песнопения...

— Кстати, выступления с «Верасами», когда мы выходили на сцену с гитарами, помогли мне почувствовать себя увереннее на эстраде. С нами ведь работал режиссер. И позже это пригодилось: когда с хором мальчиков я начала выезжать за границу, то на выставках, фестивалях я всегда сама вела все наши концерты, рассказывала о композиторах, подготавливала публику.

Помню, в Финляндии в каком-то университете нас попросили спеть православные гласовые песнопения. Я выстроила своих юношей и целую лекцию о гласах провела, а потом ребята пели. И финнам было интересно.

— Это был период, когда вы были на виду, на сцене. А в настоящее время, кроме училища, есть у вас какие-то виды деятельности?

— Сейчас концентрация другая. Работаю только в училище, как-то больше приобщаюсь к храму, к службе, к исповеди, к причастию. Внутреннее делание идет. Слава Богу, уже столько времени с духовной музыкой... Это очень благодатная почва. Это помогло мне воцерковиться и духовно укрепиться. Ведь мы призваны воспитывать специалистов высокого уровня, обеспечить хорошую богословскую базу, духовно-нравственную зрелость.

Кроме дирижирования, сольфеджио, хороведения еще веду гармонию и аранжировку, а это правила и приемы, как приспособить партитуру для разных составов хора.

Готовлю учебные пособия. Вышло мое пособие по гармонии, должен появиться сборник диктантов по сольфеджио, теперь озадачили подготовить пособие по хороведению.

Благодарю Бога, что Он привел меня на стезю именно духовного служения, и радуюсь тому, что имею возможность передавать свои знания, профессиональный опыт молодым людям, которые в будущем будут служителями Церкви.

Беседовала Елена Наследышева

13 октября 2022 

Источник: "Православие.ru"

Количество просмотров материалов
1454765

доска объявлений