Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=106379

Предлагаем вниманию читателей беседу с иереем Георгием Павловым, клириком храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы микрорайона Чистые Пруды города Кирова.

С 2020 года священник несет послушание руководителя Миссионерского отдела Вятской Епархии. Многие из верующих города Кирова слышали исполнения духовных песнопений отцом Георгием – сольные и в составе мужского хора «Анести».

Вера, привитая с младенчества

– Отец Георгий, расскажите, как вы пришли к вере и приняли решение стать священником?

– Начну с того, что моя вера, по милости Божьей, не явилась результатом какого-либо жизненного опыта или ошибок, а была привита с младенчества, так как родился я в семье потомственного священника. Мой дед, протоиерей Аполлинарий, и его дети, мой отец и четыре его брата, – все они облечены в священный сан. С детства храм был неотъемлемой частью моей жизни. Наверное, в мои лет семь мой отец – протоиерей Игорь Павлов, в то время несший послушание настоятеля – поставил меня на клирос, чтобы я не бегал по храму, мешая богослужению, а изучал на практике состав и структуру службы. Вообще, наш храм в честь Преображения Господня в городе Слободском в то время был уникальным явлением в епархии, так как и алтарное, и клиросное послушание в нем по большей части несли школьники. С трудом представляю себе ту меру терпения, которую пришлось иметь моему отцу, чтобы не просто справиться с группой подростков, но и научить нас должному богобоязненному и благочестивому отношению к служению в храме. Конечно, без строгости тут не обходилось – не одна сотня поклонов была сделана нами за ошибки в Уставе или за смех на клиросе. Но строгость происходила не от деспотизма, а от отеческой любви. Доказательством этого служит тот факт, что самые яркие и счастливые воспоминания моего детства связаны именно со служением в храме.  Что касается решения о принятии священного сана, то не могу сказать, что легко, сразу и скоро принял его. На протяжении всех школьных лет я грезил о карьере ученого, что в конечном итоге привело меня к сдаче вступительных экзаменов в МГТУ им. Баумана. Поступить в вуз не получилось, но какого-либо огорчения я не испытал, так как, пообщавшись с ребятами, живущими светской жизнью, понял, что единомышленников среди них найти будет непросто. В итоге я приехал в Сергиев Посад и после двухнедельных испытаний был зачислен в Московскую духовную семинарию. Уже после окончания семинарии, женитьбы и поступления в академию я осознал, какой жизнью хочу дальше жить, поэтому подал прошение на рукоположение и вскоре был поставлен во диакона, а через полгода, к тому времени возвратившись на родную Вятскую землю, – в иерея. 

Любовь к музыке и нотный «вкус»

– Многие прихожане вас слышат не только в храме с амвона, но и со сцены. Расскажите о своем увлечении музыкой, духовным пением, где приобрели и как раскрыли свой талант. – Любой талант – хотя не люблю я этот громкий термин – дар Божий, данный для осуществления конкретной цели, потому важно в себе его увидеть и развить, так как не знаешь, когда он будет нужен. В моей семье один из таких даров – любовь и способность к музыке. Почти вся родня по линии моего отца, включая меня, моего брата и двух сестер, – учились играть на скрипке и владеть своим голосом. В итоге, если собрать всех поющих, то получится хор более чем в 30 человек. Петь я начал, как уже говорил ранее, еще в младшей школе, встав на клирос, и продолжал нести это послушание до поступления в семинарию в 2007-м году. И тут мне посчастливилось попасть в хор к отцу Матфею (Мормылю). Это произошло после предварительного прослушивания. Слушал нас «батя» в колокольне Троице-Сергиевой лавры. Дошла очередь до меня, и он говорит мне: «Спой что-нибудь», – и я спел ему одно из молитвословий богослужения Великой пятницы – «Днесь висит на древе». Он прослушал и спрашивает, откуда я взял ноты, так как в то время нотные сборники были еще в дефиците. Я пояснил, что мне их дал отец. – «Аполлинарий?» – уточнил он. – «Нет. Аполлинарий – мой дед, а отец – Игорь». И тут выяснилось, что дедушка и отец Матфей – однокурсники и хорошие друзья. Так, собственно, и попал я в хор к батюшке – ходатайством деда, к тому времени уже пару лет как отошедшего ко Господу. Именно отец Матфей развил заложенное в детстве отношение к богослужению, внушил трепет к тексту, научил гармонично соединять музыку и слова молитвословий, привил правильный нотный «вкус». Все свои навыки в управлении хором и собственным голосом я перенял от батюшки, потому с полным правом называю его учителем.

«Матфеевская» традиция

– Среди выпускников духовной семинарии ходит немало интересных воспоминаний, связанных с обучением пению в хоре архимандрита Матфея (Мормыля).

А чем для вас запомнилось это время?

– Отец Матфей – личность незаурядная, и я благодарен Богу, что мне посчастливилось некоторое время – два с половиной года, до кончины батюшки – петь и молиться с ним. Про него ходит много легенд, много баек, но самое главное, что отмечают все, учившиеся у него, – это его безмерная любовь к богослужению. Во время службы он полностью погружался в молитву, чутко и грамотно обрамляя её музыкой, тем самым создавая атмосферу глубокого и искреннего моления у всех стоящих в храме. Батюшка много говорил о том, какие должны быть взаимоотношения между священством, служащим в алтаре, хором, поющим на клиросе, и народом, который молится на этом богослужении. Он добивался идеальной гармонии в этом триедином действии – порой очень жесткими методами, – но в итоге молитва получалось истинно соборной. Возвратившись домой, я стал искать ту самую – лаврскую, «матфеевскую» – певческую и богослужебную традицию на родной земле, но, увы, «на Вятке – свои порядки», в том числе и в служебной практике. Не скажу, что местные напевы и манера служения меня радуют, хотя и к тому и к другому я со временем привык, но в душе остается тоска по тем незабываемым лаврским богослужениям в хоре отца Матфея.

– Что наполняло будни певчего «матфеевского» хора?

– У отца Матфея очень быстро менялось настроение, я бы даже сказал, мгновенно. Вот только он улыбался тебе, а уже секунду спустя «ласково» хлопнул по плечу своей пудовой рукой. Не предугадаешь, и что он скажет в следующий момент, потому как от похвалы до изгнания с клироса могло пройти не более пары мгновений. А еще у него был физический дефект – небольшое косоглазие, потому часто бывало, что до самого последнего момента ты не понимаешь, что он смотрит именно на тебя, причем смотрит явно не к добру. К этой его особенности я долго не мог привыкнуть на первом курсе, за что периодически получал нагоняй от батюшки. Самое страшное, если он ставил петь тебя рядом с ним, тогда вся жизнь проходила перед глазами. Тем не менее мы все любили отца Матфея и с его смертью будто осиротели.

– Вы не боитесь, что после этого интервью кто-нибудь решит возобновить эту методику, например, из регентов на клиросе?

– Нужно понимать, почему и для чего он бывал жестким. Не из деспотизма или прихоти, но для осознания певцами важности правильного церковного пения в делании молитвы. Отец Матфей очень четко, понятно и образно объяснял технику и манеру пения. К примеру, чтобы бас не рычал и не перекрывал весь хор, говорил: «Представь, что ты берешь на руки сына и что ты его баюкаешь, колыбельную поешь». Такие методы – образные, живые – помогали певцу понять, что от него требуется. А еще отец Матфей не любил брать в хор людей, имеющих музыкальное образование и академически поставленный голос, потому что академическая и церковная манера пения имеют грандиозную разницу. Поэтому, чтобы не тратить время на их переобучение, он предпочитал брать необразованных «самородков» с потенциалом развития, который каким-то образом мог разглядеть. Впоследствии многие такие певцы, поначалу малозаметные, со временем становились известнейшими солистами хора отца Матфея.

– Вам знаком труд преподавания? – Когда служил клириком в храме в честь Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, преподавал в воскресной школе для взрослых. Преподавал на библейско-богословских курсах. В Вятском духовном училище преподавал с момента моего рукоположения во священство. Вел литургику, катехизис и патрологию. Сейчас преподаю на базе Центра подготовки церковных специалистов (Вятского духовного училища) на двухгодичных курсах для певчих и регентов. Помогаем слушателям курсов учиться петь на клиросе, изучить законы построения богослужений. Вообще, преподавание – большое подспорье для священника. Во-первых, в ходе преподавания формируется грамотная речь, что очень важно для проповедника, а во-вторых, излагая материал, сам начинаешь его лучше понимать.

Духовное родство

– За время обучения в семинарии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре чье еще успели впитать духовное руководство?

– У нас было много мудрых преподавателей из священства, которые не только превосходно знали свой предмет, но и являли нам пример истинной христианской жизни. Было много и подлинных старцев, из числа духовников лавры: архимандрит Наум, архимандрит Илия, архимандрит Варфоломей и другие. Впрочем, более всего я общался с архимандритом Диодором, также духовником лавры. Именно он, на протяжении всех лет обучения в стенах академии, был моим духовным отцом. Он и сейчас пребывает в лавре, совершает богослужения. Могу с уверенностью сказать, что во многом благодаря отцу Диодору и преподавателям семинарии то воспитание, которое я получил в детстве, не забылось, но получило должное и верное развитие.

– Большинство священников, вспоминая годы обучения в духовных школах, сравнивают их с крепким духовным братством, которое, возможно, сродни армейской дружбе. А у вас как это было? – Семинария для меня – большая и крепкая семья. Учеба проходит в стенах Троице-Сергиевой лавры, под покровом преподобного Сергия Радонежского, и она включает в себя не просто совместное обучение, но общую жизнь, общие радости и печали, единение в молитве и таинствах. Такой образ жизни не остается бесплодным, но рождает прочнейшие узы дружбы, которые остаются нерушимыми еще много лет. К примеру, я закончил семинарию в 2012-м году, и сейчас мои однокурсники служат в разных концах мира, но единство, рожденное в общей учебе, по-прежнему связывает нас. Чтобы понять, в каких условиях вырабатывалось это единение, приведу лишь один пример из множества подобных в моей студенческой жизни. В семинарии вся работа по содержанию студентов возлагается на самих студентов – мы сами разгружали фуры с овощами, сами трудились в трапезной по 16 часов в сутки, сами мыли и прибирали жилые помещения. И почти всегда такие работы сопровождались розыгрышами. К примеру, зовут нас разгружать макароны, а там шестиметровые трубы, или просят перенести коробки с пельменями, а вместо них сначала грузишь полдня муку, а затем мясо (чем не пельмени?). И не возразишь ведь… И вот такая ежедневная работа, сопровождаемая смехом, день ото дня связывала нас дружбой. Мы постоянно общаемся, в том числе в социальных сетях, делимся проблемами, вырабатываем совместное отношение к разным спорным вопросам, поздравляем друг друга. С полным правом могу назвать свой курс большой духовной семьей, где всегда тебя поддержат и помогут.

– Вы учились в семинарии, то есть закрытом учебном заведении. Тогда где и как вы познакомились со своей супругой? – Моя супруга училась в Нижнем Новгороде, в регентской школе, а в лавру приехала в гости к двоюродному брату, моему однокурснику. Он меня с Софией и познакомил. Не скажу, что наши отношения начались сразу или что мы с первого взгляда почувствовали друг к другу интерес. Нет, первая встреча для обоих была обыденной и даже, можно сказать, неприязненной. И потому в течение почти пяти месяцев мы общались только по необходимости или при случайных встречах. Позже, когда выяснились общие интересы, такие, как любовь к музыке, схожее воспитание и семейные традиции, – началось более частое общение, приведшее к возникновению взаимной симпатии.

Современная проповедь и миссионерский эффект

– В марте 2020 года владыка Марк назначил вас руководителем Миссионерского отдела Вятской епархии. Расскажите о современной миссии.

– В первую очередь мы занимаемся внутренней миссией, то есть духовным просвещением тех людей, которые уже внутри Церкви Христовой, но при этом не имеют самых основных понятий о ней. Тут и повышение понятности богослужения для молящихся, и проведение бесед на приходах по тем или иным темам, и привлечение воскресных школ к участию в богослужениях. Все это необходимо, чтобы и взрослому, и ребенку было интересно находиться на богослужении, что возможно лишь при понимании не только текста молитвословий, неважно, читаются они или поются, но и внутренней логики построения службы. Еще одно обширное направление – работа с певчими и регентами, теми людьми, кто непосредственно участвует в богослужении. Другим направлением является работа с социальными учреждениями, точнее, с их пациентами, – это Дома престарелых, приюты, больницы и другие подобные учреждения, поскольку музыка – лучшее средство врачевания души от уныния. Конечно, мы проводим работу с библиотеками, с общественными организациями, со спортивными секциями и школами. Текущих проектов и планов много, и я надеюсь на помощь Божию в их осуществлении. Кроме того, миссия – работа не одного конкретного человека, но любого христианина, потому призываю всех к этому деланию. – Удается ли вам сейчас находить время на занятия музыкой? – Любое дело, которое хочешь делать качественно, обязательно требует больших физических и временных затрат. Пение для меня – состояние души, и я не мыслю себя вне этого состояния, потому стараюсь стабильно выделять время на поддержание и развитие певческой формы, в чем мне сильно помогает один из преподавателей колледжа искусств.

– Есть ли еще какие-то увлечения, помимо пения?

– Честно говоря, любое увлечение требует времени, а где ж его взять… Тем не менее я стараюсь находить несколько часов в неделю, чтобы заняться поддержанием физической формы, так как здоровье священника зачастую быстро заканчивается, и хорошо бы начинать заботу о нем смолоду. У каждого священника свое понимание такой профилактики: спортзал, гиревой спорт, велосипед, – я же занимаюсь легкой атлетикой, благо в Кирове существует хорошая школа правильного бега, не позволяющая травмировать себя. – Участие в концертной деятельности совместно с хором «Анести» подразумевает своеобразные миссионерские «гастроли» – поездки, общение с широкой аудиторией, возможно, не всегда воцерковленной. Можно ли назвать их пассивной проповедью? – В определенном смысле – да. Вспоминается случай из таких миссионерских «гастролей». Тогда «Анести» выступал в одном поселке с песнями Победы. Зрителей нельзя было назвать особо воцерковленными, потому неудивительно их недоумение, когда на сцену с хором вышел молодой человек в рясе. После концерта одна женщина меня спросила: «У вас это что, какой-то маскарадный костюм священнический?» Я в недоумении спрашиваю: «А с чего вы это взяли?» Ответ женщины ребята из хора встретили громовым хохотом: «Сложно представить, что одиннадцатиклассник может быть священником, поэтому мы подумали, что вы облачились в рясу для антуража». Только представьте мой шок! Пришлось пояснить, что мне 30 лет, и из них 6 лет я служу в священном сане. И это как раз положительный миссионерский эффект концерта. Люди, плохо представляющие себе жизнь священника, открывают для себя, что он может появляться не только в храме, но на сцене, в спортзале, в школе, в библиотеке, в магазине, наконец. Таким образом, разрушается некий стереотип о священстве, что важно для современной проповеди. – Обычно люди радуются, когда им дают лет меньше их реального возраста… – Возможно, но только тогда, когда это не рождает в людях недоверие. Ведь распространено мнение: раз священник молодой, значит, не имеет ни опыта, ни знаний, и слушать его нет смысла. Хотя положительные стороны тоже есть – нет очереди на Исповедь (улыбается).

– Чем порадует слушателей в ближайшее время «Анести»?

– Ближайший концерт состоится 21 января. Выступит хор солистов, на котором мы будем рассказывать о возможностях человеческого голоса и иллюстрировать рассказ наглядно. – Что пожелаете верующим в преддверии Светлого праздника Рождества Христова? – Хочется пожелать подлинной духовной радости, рождаемой в душе не столько от эмоциональных переживаний, сколько от внутреннего духовного состояния, приходящего от плодов поста.

Беседовала Лада Баева

27 декабря 2023

Источник: "Православие.ru"

Исполнилось 200 лет знаменитому рождественскому гимну «Тихая ночь»

ИСТОРИЯ КОНДАКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Традиции и история рождественского вертепа

Традиции празднования Рождества Христова за рубежом

Только Бог, молитвы и музыка

Количество просмотров материалов
1434384

доска объявлений