Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://pravlife.org/ru/content/koshmar-lzhezhizni-ieronim-bosh

Его называют нидерландским гением позднего Средневековья, предвосхитившим в своей религиозной живописи сюрреализм за 500 лет до его возникновения, и одним из самых загадочных и вместе с тем актуальных сегодня художников.

Мало какой другой художник такой же «цитируемый» в современной массовой культуре на самых разных её уровнях, как Иероним Босх (ок. 1450–1516). Фрагменты работ ни одного другого живописца так часто не превращаются в карикатурные фотожабы, как это происходит с босхианским наследием. К его образам обращаются музыканты («Deep Purple», «ХТС», «Depeche Mode», «Metallica» и пр.). Инфернальная саркастичная эстетика Босха, перенасыщенная образами и смыслами, – благодатная почва для заимствования и кинематографистами. На работы нидерландского мастера ссылались такие режиссёры, как Дэвид Линч, Терри Гиллиам, Гильермо Дель Торо, Кристофер Ган, М. Найт Шьямалан, Мартин Макдонах, Алексей Герман и пр. Знаково, что даже причудливые жабоподобные персонажи фильма «Звёздные войны» Джорджа Лукаса, ставшего одним из символов современной массовой культуры, являются прямым кинематографическим воплощением босхианских фантастических существ. В современной моде также можно обнаружить следы Босха (у Рафа Симонса от дома Christian Dior, Сarven, Alexander McQueen, Dr. Martens). 

В чём же секрет такой современной популярности этого позднесредневекового художника? Кто-то объясняет это тем, что обращение к Босху мастеров масскульта можно расценивать как попытку обретения «культурной индульгенции», защищающей творчество от обвинения в «инфантильности и легкомыслии» (Андрей Зимоглядов).

Но Босх – один из самых «некомфортных» живописцев в истории искусства. Работы художника не несут зрителю умиротворения и светлой легкости, как живопись рококо, импрессионистов и пр. Его искусство вызывает дискомфорт, как встреча с хирургом, вскрывающим гнойную рану.  В каком-то смысле этого мастера североевропейской живописи также интересовал «гной» человеческого существования (пороки, страсти, заблуждения, затуманенность сознания и проявления стихийного, инстинктивного), волновала «точка слома», «инфицирования» всего бытия и последующей его «интоксикации» и «разложения». Как случилось так, что человек стал жить лжежизнью и не замечать этой подмены? Возможно, в этом вопросе разгадка современной актуальности наследия Босха, потому как превращение жизни в её суррогат под напором наступающем виртуализации реальности, под натиском агрессивных идеологий, под давлением ценностей консюмеризма – одна из ключевых проблем сегодняшнего дня.

Интересно, что Босха называют пророком, предчувствовавшим многие гуманитарные катастрофы, в том числе связанные с массовым сознанием и его атрофией критического мышления и чувства личной ответственности, податливостью манипуляциям и пр. В массе человек теряет лицо – неслучайно, что персонажи Босха однообразны, скорее напоминают гримасы-маски. Зачастую единственный на его картинах персонаж с ясным, неискажённым человеческим лицом – Христос. На картине «Корабль дураков» характерно, что его герои охвачены каким-то единым общим порывом-опьянением: они воодушевлённо поют, хотя вокруг ситуация напоминает «пир во время чумы». Кажется, именно об этом писал С. С. Аверинцев: «И я ощущаю тревогу всякий раз, когда встречаю у молодого поколения, выросшего в условиях, далеких от тоталитаризма, ту самую готовность чересчур доверчиво, без малейшего чувства личной ответственности, подхватывать и хором выкрикивать подсказываемые масс-медиа “истиныˮ, ту готовность, которой в свое время так широко пользовались тоталитарные системы, создавая и “Гитлерюгендˮ, и комсомол. Недаром выражение “петь хоромˮ становится таким мрачным символом в устах героя написанной еще в 1925 году повести Михаила Булгакова “Собачье сердцеˮ. Если согласиться с булгаковской критикой раннесоветского тоталитаризма, его беды произошли именно от чрезмерной склонности “петь хоромˮ».

 Бытует мнение, что по-настоящему талантливое искусство – это то, что недосказывает, сохраняет тайну. Феномен Босха уникален тем, что его искусство как раз избыточно, полисемантично, настолько насыщенно смыслами, что в этой пестроте символов, аллюзий, цитат почти невозможно угадать наверняка, что именно имел в виду художник. Потому искусствоведы порой интерпретируют его наследие в диаметрально противоположном ключе: кто-то называет его ревностным христианином-моралистом, кто-то – фанатиком, одержимым идеей наступающего Апокалипсиса; называют и еретиком, алхимиком, членом тайного общества и даже атеистом. 

Особый интерес наследие Босха вызывает у психологов и психиатров, некоторые в нестандартной одарённости художника усматривают проявления психического расстройства, в частности шизофрении. Обращают внимание на характерный символизм, деструктивизм, содержательную и композиционную перегруженность, а также «нарастание декоративности, потерю образности в его последних работах». Фрагменты его работ даже помещают порой как иллюстрации «онейроидных (сновидных) переживаний душевнобольного человека» (А. Шувалов) в учебники по психиатрии. Указывают на то, что болезненная причудливость образов в его работах лишь обострялась с годами: сначала всё более сложными становились гибридные, фантастические существа, придуманные художником, а в последних его работах нарастала тема физического страдания. Сам факт, что в поздний период биографии имя Босха нигде не фигурировало даже в документах, приводится как аргумент в пользу версии, что у мастера психическое расстройство прогрессировало так сильно, что близкие вынуждены были изолировать и скрывать несчастного живописца в последние годы.

Но ведь можно такую мнимую галлюцинаторность его живописи принять как намеренный ход автора. Не как эксцентричность ради неё самой, но обращение к максимально сильно впечатляющим образам, способным представить лжежизнь как сон наяву, тот «сон разума, что рождает чудовищ». Кто знает?! Такое состояние духовного сомнамбулизма и дезориентации можно было бы выразить словами М. Мамардашвили: «Дьявол играет нами, когда мы рассеянны, когда мы не отдаем себе отчета в своих чувствах, мыслях и положении. Но реальность-то продолжает существовать, и, если мы этого не узнаем, она скажет о себе ударом по нашему темечку. Страшные идолы страсти, почвы и крови закрывают мир, скрывая тайные пути порядка, и оторваться от этих идолов и встать на светлые пути мысли, порядка и гармонии очень трудно. Но нужно...Если мы этого не осознаем – то грош нам цена».

К тому же кошмарная атмосфера работ Босха, которого называют главным «хоррормейкером Средневековья», во многом просто отражала ту атмосферу, в которой он жил.  Его эпоха – это смутные времена. Его родина – одна из самых богатых на то время, но маленьких и уязвимых стран – подвергалась нападению со стороны Испании Габсбургов, одержимой имперскими амбициями и идеей закрепления статуса великой державы. Из-за этого Нидерланды были повергнуты на десятилетия в кровавую «мясорубку» подавления героической освободительной войны и бунтов против испанской оккупации. Мощному освободительному движению способствовали и социальные преобразования в стране, и рост самосознания нидерландцев. Государство переходило от феодальной системы к раннекапиталистической, так как большинство крепостных становились лично свободными. По-прежнему настоящим бичом были эпидемии, в частности чумы. По некоторым предположениям, сам Босх умер в период эпидемии холеры. И пусть Западная Европа уже не подвергалась таким сокрушительным эпидемическим волнам, как в 1348–1351 гг., когда потеряла около 30% населения, тем не менее периодические вспышки случались. Мрачный дух времени питала и проникающая в Нидерланды инквизиция, которая, однако, здесь во времена Босха была несколько слабее, чем в некоторых других странах. Само официальное учреждение инквизиции в Нидерландах произошло уже после смерти художника, в 1522 году. Тем не менее публичные казни, превращавшиеся в настоящие нравоучительные театрализованные перформансы, были и здесь почти обыденной практикой, собиравших множество жителей-горожан. Католическая Церковь в эпоху Босха в Нидерландах внешне процветала (имела большое влияние и развернула активное пышное строительство, благодаря которому и у Босха не было проблем с заказами), но в своей духовной жизни переживала настоящий кризис. Потому, как замечал в своё время свт. Иоанн Златоуст, для христианства порой более губительным оказывается период респектабельного благоденствия, чем гонений, потому как ослабевает духовная бдительность.

 

Католическое духовенство нередко в этот период жило достаточно развращённо, что закономерно вызвало в среде нидерландцев антиклерикальные настроения (которые очень сильно ощущались и в живописи Босха, обличавшего тех священнослужителей и их церковную лжежизнь, что недостойна своего высокого призвания). Всё это порождало упаднические идеи, повышенную возбудимость, обострённый гиперэсхатологизм в обществе, убеждённость в том, что мир движется к своему концу, уже на грани вселенской катастрофы. Вполне серьёзно ожидали конец света в 1500 году. Этот дух экзальтированной религиозности эпохи Босха, отмечал Й. Хейзинга, чем-то напоминал современную атмосферу богослужений различных американских и английских харизматических протестантских общин, во время которых молящиеся могут рвать на себе волосы, хохотать или звучно рыдать. На волне этих мрачных настроений особую популярность приобретала и в гомилетике, и в искусстве тема Крестных мук и Страшного суда, к которой неоднократно обращался художник. Вполне вписывалась в дух времени и подчёркнутая назидательность Босха: в это кризисное время особой популярностью стали пользоваться обличительные проповеди странствующих и часто гонимых монахов и проповедников, послушать которых порой собирались тысячи горожан, размещавшихся прямо на мостовых или даже на крышах близлежащих домов (Й. Хейзинга. Осень Средневековья).

Точное изложение православной веры

Количество просмотров материалов
1435989

доска объявлений