- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Основы
- Опубликовано: 08 Апрель 2024
- Просмотров: 61
Слово 16. О сребролюбии
Сребролюбие — поклонение идолам, оно отвращает от Бога и препятствует чистой молитве. Сребролюбец оправдывает себя своими немощами или благими делами, например, милостыней. Он говорит, что собирает деньги для нищих, а когда накопит, не хочет раздавать. Такой человек не имеет любви.
Победивший сребролюбие освобождается от суетных забот и приобретает любовь Божию и духовное богатство:
«Видел я нищих деньгами, которые, в сожительстве с нищими духом, обогатившись духовно и забыли первую свою нищету».
Слово 17. О нестяжании
Нестяжательный человек, следуя заповеди Спасителя, не заботится о жизни, доверяя ее Богу. Все, что получает, он принимает, как от Господа. Он не привязывается к вещам и не печалится, когда что-то теряет. Нестяжательный человек молится чистым умом.
Раздавший свои богатства получит гораздо больше даров от Бога.
Пребывающие в повиновении чужды сребролюбия. Если они и тело свое отвергли, и волю, тем более земные блага. «Вкусивший вышних благ легко презирает земные».
Сребролюбие — корень всех зол (1 Тим 6:10), оно производит ненависть, хищения, зависть, вражду, смущения, злопамятство, жестокость и убийства. Эти страсти побеждаются беспристрастием, которое рождается в нас от Богообщения и от заботы о будущей жизни.
Слово 18. О нечувствии
«Нечувствие, как телесное, так и душевное есть омертвение чувства от долговременного недуга и нерадения».
Бесчувственным человек становится от нерадения о спасении. Со временем он укореняется в своих грехах, на словах осуждая их, а на деле продолжая их совершать и служить им. Говоря о добродетелях, совершает противоположные им грехи. Бесчувственный «устами молится против своей страсти, а делом для нее подвизается… Всегда сам себя обличает, и прийти в чувство не хочет, чтобы не сказать, что не может». У него не остается мужества, чтобы бороться со страстями. Он теряет умиление и страх Божий.
От бесчувствия очень сложно освободиться. Можно ослабить его бдением, размышлением о смерти и вечном суде, покаянием, постом и непрестанной молитвой.
Слово 19. О сне и братской молитве
Сон — природное состояние человека. Святой Иоанн называет его образом смерти и бездействием чувств. Человек спит по разным причинам: по естественной необходимости, от пищи, от бесов, от чрезмерного и продолжительного поста, когда тело хочет подкрепить себя сном. Много спать — это привычка, от которой сложно избавиться.
Когда братия монастыря собирается на молитву, их начинают искушать бесы: хочется спать, появляется желание поговорить в церкви, смех, ум отвлекается на скверные помыслы, хочется опереться о стену. Бесы побуждают от лености спешить в псалмопении или петь медленнее от самоуслаждения.
Но тот, кто в сердце представляет, что предстоит перед Богом, тот в молитве будет, как неподвижный столп, и избежит всех искушений. Во время чтения и пения нужно стараться вникать в смысл слышимых слов.
Слово 20. О телесном бдении
Бороться со сном помогает бдение. Можно молиться, петь псалмы, читать Священное Писание, заниматься рукоделием, размышлять о смерти. Бог принимает и ценит все дары, смотря по расположению и силе каждого.
Монах не должен заниматься рукоделием или другим делом во время молитвы, чтобы не потерять ее.
Бодрствование очищает ум и память, защищает от блуда, избавляет от сновидений и мечтаний, умягчает сердца, укрощает злых духов, помогает бороться с помыслами. По молитве монаха видно его усердие и любовь к Богу. Кто любит Бога, любит и молитву.
Дух сонливости нападает во время молитвы и поста и отступает во время праздных разговоров и когда мы сыты.
Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании
Страх происходит от неверия и гордости. Тот, в ком нет веры и твердой надежды на Бога, все время ждет каких-то бед и боится их, потому что надеется только на себя. Он становится рабом страха. Бывает, страх попускается Богом для нашего вразумления.
Страху нельзя поддаваться, иначе он поселится в сердце. Особенно страх нападает на живущих в безмолвии. Сильнейшее оружие против страха — имя Иисуса. Святой Иоанн советует приходить в полночь в те места, где боишься быть, и молиться. А избавившись от страха, благодарить Бога, и Он «вовек будет покрывать тебя».
Плачущие о своих грехах не имеют страхований, потому что в них есть страх Божий.
«Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится».
Слово 22. О тщеславии
Человек попадает под власть страсти тщеславия, когда начинает превозноситься, достигая даже небольших успехов в жизни, в том числе духовной. Тщеславие делает бесплодными все подвиги и приобретаемые добродетели. Это «расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища». В любой добродетели найдется повод для тщеславия. Святой Иоанн приводит пример поста: тщеславлюсь, когда пощусь, и когда перестаю поститься, чтобы скрыть от других свое воздержание, снова тщеславлюсь, считая себя мудрым.
Тщеславный человек — идолопоклонник. Называясь верующим, он думает, что почитает Бога, но на самом деле угождает людям. Он стремится к земной славе, старается казаться лучше, все делает ради похвалы и любит выставлять свои достоинства напоказ. Тщеславный ведет двойную жизнь, внешне он кажется праведным. Перед людьми тщеславие делает ленивых ревностными, безголосных хорошо поющими, сонливых бодрыми, а гневливых кроткими. Но как только люди уходят, человек показывает свое истинное лицо.
Тщеславие рождает гордость — начальницу всех зол: «Похвалы возвышают и надмевают душу; когда же душа вознесется, тогда объемлет ее гордость, которая возводит до небес, и низводит до бездн». В презираемых тщеславие рождает злопамятность.
Похвалы очень опасны, только святые могут слушать их без вреда. Господь скрывает от нас наши добродетели, чтобы мы не превозносились, а хвалящий указывает нам на них, и плоды добродетелей исчезают.
«Льстец есть слуга бесов, руководитель к гордости, истребитель умиления, губитель добродетелей, отводитель от истинного пути».
Тщеславие побеждается смирением. Истинное смирение не в том, чтобы считать себя недостойным, а в том, чтобы любить тех, кто тебя укоряет. Часто Господь исцеляет тщеславных бесчестием. Бороться с тщеславием помогает плач о грехах, молитва со страхом и трепетом, память о смерти и стыд.