Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://blog.predanie.ru/article/lestvitsa-o-chem-i-dlya-kogo/

Екатерина Смирнова

Видение Лествицы преподобному Иоанну

Видение Лествицы прп. Иоанном
Лествичником. Икона. Кон. XVII -
нач. XVIII в. (АМИИ)

Изображение взято по ссылке

http://www.pravenc.ru/text/471351.html

Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Каждый православный христианин слышал о книге преподобного Иоанна Лествичника «Лествица, или Скрижали духовные». Это один из самых известных аскетических трудов, написанный в VI–VII вв. как руководство по борьбе со страстями и приобретению добродетелей. Книга была создана монахом для монахов, но она может быть полезна всем верующим. Это медленное чтение, требующее внимательности к себе и усилий. 

Преподобный Иоанн использует в «Лествице» народные пословицы и поговорки, метафоры, олицетворения и аллегории. Главный образ заимствован из Книги Бытия: патриарх Иаков видел во сне лестницу от земли на небо, по которой восходили и спускались ангелы (Быт 28:12).

Книга состоит из 30 глав — «ступеней» лестницы духовного восхождения, каждая из которых посвящена определенной добродетели, которую нужно приобрести, или страсти, с которой нужно бороться. Главы достаточно независимы, можно начать читать с любой, но все же они связаны друг с другом и образуют последовательный путь духовной жизни.

Слово 1. Об отречении от мира

Бог с любовью заботится обо всем человечестве. Он — жизнь и спасение всех людей, «верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых». Но друзьями Божиими преподобный Иоанн называет тех, кто «неленостно и неослабно исполняют волю Его». «Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу» — в этом суть духовной жизни.

Бог каждого призывает к Себе. Монашеский путь к Богу — отречение от мира. Монах — тот, кто, будучи в теле, подражает жизни ангелов, исполняет заповеди Божии всегда, везде и во всем. Он хранит свое тело, ум и чувства в чистоте. «Монах есть тот, кто скорбя и болезнуя душею, всегда памятует и размышляет о смерти». Он отрекается от прежней жизни и ее благ, чтобы получить высшие блага. Это путь, требующий труда и полный скорбей. Чтобы его пройти, нужна решимость, старание и смирение, и тогда мы обязательно получим помощь от Бога и будем совершать свой путь уже с радостью, чувствуя благодать Святого Духа.

Подражать монашеской жизни могут и миряне, вступление в брак не препятствует спасению, но у каждого своя мера. Им преподобный советует:

«Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части, будьте довольны оброки жен ваших. Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небесного».

Каждый христианин должен выбрать путь спасения, который ему подходит, и следовать ему. Монашеских пути три: отшельничество, общежительное монашество и средний, «царский», путь, который преподобный Иоанн предпочитает остальным, — уединение небольшой группой из двух-трех монахов.

Слово 2. О беспристрастности — отложении попечений и печали о мире

Отречься от мира значит отложить все заботы земной жизни, мирские пристрастия и последовать за Христом, «непрестанно взирая на небо и оттуда ожидая себе помощи». «Кто истинно возлюбил Господа и ищет Его Царства, кается в своих грехах и помнит о Страшном Суде, тот не возлюбит уже ничего временного», — пишет святой Иоанн.

Монах совершает три отречения: от всех вещей, общения с мирскими людьми и родителями; от своей воли; от тщеславия, которое следует за послушанием. Это возможно с помощью молитвы, поста, смиренного перенесения оскорблений, укоров, насмешек, отсечением своей воли и терпением.

Вступившие на монашеский путь должны идти по нему с трезвением и вниманием, чтобы избежать падения. Оставивший мир заботится только о том, чтобы найти Царство Небесное.

Слово 3. О странничестве, или уклонении от мира

Отречение от мира, уединенную жизнь святой Иоанн называет странничеством. Оно связано с мучительной утратой близких, друзей, родных мест — всего привычного мира, но это делает нас свободными для Бога:

«Странничество есть отлучение от всего, с тем намерением, чтобы сделать мысль свою неразлучною с Богом».

Странник — тот, кто избегает всякой привязанности: «Хорошо беспристрастие, а матерь его есть уклонение от мира. Устранившийся всего ради Господа не должен уже иметь никакой связи с миром». Преподобный советует монахам избегать мест, в которых они могут согрешить, и мирских людей, но не из ненависти к ним. Пристрастие к любимым родственникам может отвратить от выбранного пути и вернуть в мир.

Идя путем странничества, важно не впасть в тщеславие и прелесть, иначе можно мгновенно потерять то, что было приобретено многими трудами и подвигами.

Слово 4. О послушании

Восходить по лестнице святой Иоанн советует не в одиночку, а под руководством опытного наставника. И здесь невозможно без послушания. Для монаха это добровольное рабство, на которое он идет, чтобы взамен получить истинную свободу. Послушание — «совершенное отречение от своей души», «добровольная смерть», «гроб собственной воли и воскресение смирения». Монах совершенно отвергает свою волю, вверяя свое спасение Богу и наставнику. Сначала это трудно, но постепенно становится легче.

Святой Иоанн описывает жизнь в большом общежительном монастыре в Александрии, где он останавливался во время путешествия в Египет. Он приводит пример настоятеля монастыря как проницательного духовного наставника, строгого, но любящего своих подопечных. На преподобного произвело впечатление и единодушие братии монастыря, их добродетельная жизнь, собранность, непрестанная внутренняя молитва, послушание настоятелю, чуткое отношение друг к другу, сострадание и братская любовь.

Пастырь — образ Христа на земле. Монах послушен ему, как Самому Христу. Один из монахов Александрийского монастыря сказал святому Иоанну о настоятеле: «Представляя себе пастыря во образе Христа, я никогда не помышлял, что получаю повеления от него, но от Бога». Духовник молится за своего ученика. Более того, он берет на себя ответственность за его грехи и на суде ответит за него перед Богом. А монах должен почитать своего наставника и всегда его слушаться со смирением. Смиренный монах, даже если и мертвых будет воскрешать, считает, что может это делать только по молитве духовного отца, и не превозносится.

Об исповеди

Святой Иоанн призывает помнить и сокрушаться о своих грехах и с плачем исповедовать их духовнику, преодолевая стыд. Он уподобляет отношения между наставником и духовным чадом отношениям врача и больного. Духовный отец — врач, исцеляющий душу кающегося от болезни греха. Как пришедшие в больницу говорят о своих болезнях, так и «вступившие в повиновение» открывают свои грехи и немощи наставнику. Если ученик скрывает свои мысли, исцеления не произойдет.

О послушании в монастыре

Монастырь для святого Иоанна — это «гроб прежде гроба», но в то же время и «земное небо», а монахи «как служащие Господу Ангелы». Преподобный не советует переходить из одного монастыря в другой. Если пришел в монастырь и нашел там пользу для души, то оставайся там.

Живя в общежительном монастыре, монах не должен пытаться показаться праведнее других, а терпеливо переносить обиды и укоры.

Пребывающие в послушании часто хотят сразу приобрести все добродетели — безмолвие, строжайший пост, сосредоточенную молитву, совершенное нетщеславие и безгневие, память о смерти, постоянное умиление, глубокое молчание, чистоту, но мы получаем все в свое время.

О выборе духовного руководителя

Выбирать наставника нужно, исходя из того, какие в нас преобладают страсти. Невоздержанному и склонному к плотским грехам нужен подвижник и постник, а не чудотворец, который всех угощает. Высокомерному нужен суровый и неуступчивый человек, а не кроткий и человеколюбивый. Не нужно искать прозорливых старцев, но «прежде всего истинно смиренномудрых».

Нужно быть внимательным, выбирая наставника, испытывать его, но если выбрал, то доверять и быть верным ему. Мы не должны судить духовного отца, «хотя, может быть, в нем, как в человеке, и увидим некоторые малые согрешения», иначе нам не будет никакой пользы от послушания ему.

Количество просмотров материалов
1434452

доска объявлений