Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

 

Слово 23. О безумной гордости

Гордость есть отвержение Бога, вражда с Ним. Из-за гордости произошло грехопадение.

Гордость — это возвышение себя. Она начинается с тщеславия, которое, усиливаясь, рождает презрение к ближним, осуждение, восхваление себя и своих трудов, нетерпение к критике и обличению, лицемерие и заканчивается тем, что человек отвергает помощь Божию и надеется только на себя.

Гордость — источник гнева, она может привести к умоисступлению — состоянию, при котором человек находится в сильном возбуждении, не контролирует себя и не может здраво рассуждать. Гордый забывает о милосердии и сострадании. Он не может иметь послушания, потому что считает себя выше других и сам хочет руководить. Но нужно помнить, что за возвышением обязательно будет падение.

Гордости противоположно смиренномудрие. Тот, кто может смиренно принимать обличения, исцелился от этой страсти. Бороться с гордостью помогает память о своих грехах, самоукорение и непрерывное обращение ума к Богу. Полезно жить в послушании, терпеть жестокое и презрительное отношение других, служить ближним, читать о подвигах святых отцов. Если мы сравним нашу жизнь с их жизнью, то увидим, что мы еще и не вступали на путь истинного подвижничества. Но чтобы освободиться от гордости, нужна помощь Самого Бога.

Все, что у нас есть, даже тело и ум, даровал нам Бог, поэтому все это не наше, и мы не должны этим гордиться. А гордый, считая себя праведным, не имеет добродетелей, он «подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою».

О хульных помыслах

В гордом сердце рождаются хульные мысли: это слова хулы на Бога и все Божественное, срамные и бесчестные слова. Их сложно исповедать духовному отцу, поэтому они во многих пребывают до самой старости, приводя в отчаяние. Святой Иоанн пишет, что эти слова внутри нас не наши, но от бесов:

«Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах; ибо Господь есть сердцеведец, и знает, что такие слова не наши, но врагов наших».

Особенно богохульные мысли нападают во время молитвы, например, на Литургии, чтобы мы или оставили молитву, или впали в отчаяние. С ними очень сложно бороться: не поможет ни пост, ни бдение. Преподобный советует перестать судить ближних и помнить, что не наша душа виновна в таких помыслах, но бес. Нужно стараться не принимать эти мыли, а с презрением отвергать их.

Слово 24. О кротости, простоте и незлобии

Кротость — мирное состояние духа, которое и в чести, и в бесчестии одинаково. Кроткий человек никогда не раздражается, не гневается, не осуждает, терпеливо переносит обиды и огорчения. Слыша оскорбления от ближнего, он без смущения и искренно о нем молится. Бог дает кротким разум и рассуждение. Сердце кроткого полно любви, незлобия и радости, в нем пребывает Господь.

Кроткая душа проста, то есть чиста и искренна, в ней нет лукавства и гордости. Простота — это естественная чистота души, какой она была сотворена. Она была у Адама до грехопадения, когда он не видел ничего постыдного в своей наготе. После грехопадения простота от природы дается только некоторым. Остальные приобретают ее многими трудами, побеждая лукавство.

Лукавство извращает правильное устроение души человека, оно противоположно простоте. Это оправдание себя, клятвы, двусмысленные слова, скрытность, лесть, навык лгать, самомнение, лицемерие, притворство, неискренность. Оно изгоняет из сердца покаяние, плач и смирение. «Лукавый — диаволу соименник и сообщник».

Простота защищает от страстей и может стать причиной высочайшего смиренномудрия и кротости. Кротость — это подражание Христу. Если мы хотим быть с Богом, «приступим к Нему, как ученики к Учителю, с простотою, без притворства, без двоедушия и лукавства, без пытливости. Он, будучи прост и незлобен, хочет, чтобы и души, приходящие к Нему, были просты и незлобивы; ибо кто не имеет простоты, тот не может когда-либо увидеть смирение». Кротость предшествует смиренномудрию.

Слово 25. О смиренномудрии

Смиренномудрие — это «безымянная благодать души», которую можно познать только на собственным опыте, «несказанное богатство». Сам Господь называет Себя смиренным: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф 11:29). Смирение достигается совместными трудами Бога и человека. Научиться смирению значит впустить в свое сердце Бога, позволить Ему действовать в своей жизни. И тогда мы получим покой от духовной брани и радость.

Сущность смиренномудрия непознаваема: «Мы не можем сказать, в чем собственно состоит сила и существо сего солнца (смиренномудрия); однако по его свойствам и действиям можем постигать его существо». Святой Иоанн выделяет три видимых свойства смирения: терпение с радостью оскорблений и обид как лекарства от грехов, победа над гневом и пренебрежение к своим добрым делам с постоянным желанием учиться. Один дар смирения невидим для других — постоянное самоукорение, осознание своего недостоинства и греховности. Смиренный не просто не судит других, но будучи невиновен, всегда сам себя осуждает.

Смиренномудрие исцеляет душу от грехов и страстей, защищает от всего скверного. В смирении нет лицемерия, гордости, лжи, гнева, ненависти, дерзости. Оно делает душу плодоносной. Смиренный кроток, равнодушен к похвалам, приветлив, милосерден, радостен, бодр, трудолюбив и свободен от страстей. Он никого не осуждает, не стремиться начальствовать, не выставляет напоказ свою мудрость, не полагается на себя, а доверяет свою жизнь Богу.

Путь к смирению и его начало — послушание и правость сердца. Его признаки — внутренний свет и любовь к молитве. Чтобы получить эти дары, нужно стараться не грешить произвольно, научиться не осуждать других и победить тщеславие. Если мы искренне считаем, что каждый ближний лучше нас, то мы имеем смирение.

Смирение достигается молитвой, жизнью в унижении и презрении, покаянием, размышлением о страданиях Христа, осознанием себя неоплатными должниками пред Ним и недостойными богатства добродетелей. «Ничто так не смиряет душу, как пребывание в нищете и пропитание подаянием». Полезно служить ближним, как Господь показал на Тайной вечери.

«Кто просит от Бога меньше того, чего он достоин, тот, конечно, получит более, нежели чего стоит».

 Как мытарь, просивший отпущения грехов и получивший оправдание, и разбойник, который просил только, чтобы Господь помянул его во Царствии Своем, но первый получил весь рай в наследие.

Смирение — источник рассуждения.

Количество просмотров материалов
1450493

доска объявлений