Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=103875

Печатников переулок. А в нем – старая уходящая Москва, которую пытается задержать наше сердце, память, уважение к истории. От площади Сретенские Ворота стремится он к Цветному бульвару, бывшему Трубному. Венчает переулок церковь Успения Богородицы в Печатниках, уцелевшая в безбожное лихолетье, что по праву считается чудом.

Печатная слобода

В 1563 году, с благословения митрополита Макария, стараниями царя Ивана Грозного и на средства из царской казны в Москве близ Никольского монастыря на Никольской улице появился Печатный двор. Но сначала проводились поиски мастеров печатного дела. Ими оказались Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец, тайна обучения мастерству которых до сих пор не разгадана. Тем не менее благое дело спорилось, и 19 апреля 1563 года была напечатана первая книга.

И если существовал Печатный двор, то, следовательно, образовалась и Печатная слобода. В каждой слободе должна была быть церковь. Появилась она и в Печатниках в 1625 или 1630 году. У работников Печатного двора, которых уважали за грамотность и умения, было два храма: один – домовый, второй – приходской. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье считалась домовой, а церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках – приходской. Были у храма и другие названия, указывающие на его местоположение: «В Земляном городе», «В Печатной слободе у Сретенских ворот», «За Устретенскими воротами Белого города в Печатниках» и другие. Можно вспомнить и еще об одной церкви – Троицы в Листах (или на Листах), рядом с которой печатники торговали лубочными картинками, часто развешивая их прямо на ограде храма.

Успенский храм в Печатниках находился в Белом городе. Сегодня такой адрес, кажется, оторван от реальности. Однако Белый город существует. И не только как археологический памятник. О нем напоминает многое, в том числе Печатников переулок. А также Сретенский бульвар, идущий по линии снесенных в 1780-х годах стен Белого города, о чем свидетельствует едва заметный откос по внешней стороне бульвара – остаток крепостного вала. Можно всмотреться и в стены некоторых московских зданий, построенных из особого кирпича – того самого от разобранных стен Белого города. Например, здание мэрии столицы, что возведено генерал-губернатором Москвы графом З. Г. Чернышевым, или Воспитательный дом на Москворецкой набережной.

Фото: monastery.ru

Белый город – это третий пояс оборонительных укреплений в виде беленой стены, защищавшей Москву, а также местность, объединявшую Кучково поле, Занеглименье, Кулишки. Так было в XVI–XVIII веках. Сретенские ворота, одни из 11 ворот, находились в стене Белого города. До ворот и после них шла улица Сретенка, в конце XIX века ставшая Большой Лубянкой.

Территория у ворот постепенно застраивалась и заселялась ремесленниками и торговцами. В конце XVI века за стеной появилась Государева Печатная слобода, что раскинулась между Сретенкой и Трубной и шла по берегу ручья. Очевидно, это был Ольховец, правый приток реки Чечёры, – ручей длиной два километра, бравший начало вблизи Сретенского бульвара. В этой слободе стали селиться мастера Печатного двора, жившие до этого рядом с ним на Никольской улице и на территории Кремля. В первой половине XVII века вблизи дворов печатников появились дома иноземцев, приехавших в Россию жить и служить. Но из-за нелюбви православных обитателей, и согласно указу царя Алексея Михайловича, их выселили в одно место – Новую немецкую слободу.

Церковь Успения Богородицы, что в Печатниках

Изначально храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках был деревянным. В 1659 году его перестроили, но также в дереве. Вокруг стояли бревенчатые жилые дома. Только в середине XIX века в Печатниковом переулке стали появляться каменные постройки – сначала скромные, а затем и высокие доходные дома в четыре-пять этажей. Преобразилась и церковь, но значительно раньше: в 1695 году она стала каменной, построенной в нарядном стиле русского (нарышкинского) барокко, искусно расписанной, с трапезной и колокольней.

Но храм был холодным и нуждался в возведении теплого придела, о чем в конце 1725 году и было составлено и послано прошение в Синодальный казенный приказ. Разрешение дали быстро, в том же году. И с южной стороны трапезной началось строительство придела, которое закончили через два года, и в октябре 1727 года его освятили. Так в церкви Успения Богородицы в Печатниках появился первый придел – Усекновения главы Иоанна Предтечи. Пройдет еще 36 лет и возникнет второй придел – Николая Чудотворца. Позднее, в 1775 году, возникнет и небольшая часовня у южного фасада трапезной.

В 1795 году храм расписали. Холодную церковь расписывали в 1794 году, теплую – в 1795-м. Благоукрашением храма занимался художник Николай Николаевич Тяпкин, работая «на своем материале». Еще через три года для церкви Успения Пресвятой Богородицы был отлит большой колокол, который весил 177 пудов, и два малых.

В начале XIX века обновление храма продолжилось. В 1805 году к светлому празднику Пасхи в нем установили новый иконостас, созданный стараниями и на средства купца Григория Дмитриева, который героически проявил себя в войну 1812 года. Стоимость колоколов была немалой – 3417 рублей. Иконы (кроме нижнего яруса), установленные в иконостасе, выполнили художники-иконописцы Петр и Михаил Ивановы. Очевидно, речь идет о братьях Ивановых-Сапожниковых, крестьянах Борисоглебской слободы Ростовской округи, вотчины графа В. Г. Орлова, какое-то время бывших московскими цеховыми иконописцами. Примерно тогда же для храма приобретается новая утварь.

Осенью 1812 года, во время оккупации французской армией, Москва горела более семи дней. Французские солдаты грабили усадьбы и храмы. Пострадала и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Огонь уничтожил дома служителей, лавки, надворные постройки, почти всю церковную библиотеку, иконостасы, иконы, утварь. При этом французские солдаты пытались вынести из храма то, что еще не сгорело. Однако им этого не удалось. Купец Григорий Дмитриев, бывший в то время старостой, смог спасти церковную утварь: он просто закопал ее в землю. Весь период оккупации Дмитриев не покидал храм, устроившись на его колокольне. После ухода армии Наполеона из Москвы церковную утварь на время передали на хранение в Сретенский монастырь, затем вернули в храм.

В 1813 году началось его восстановление: был воссоздан и 30 марта освящен иконостас в приделе Иоанна Предтечи, а в следующем году, 24 апреля – придел святителя Николая.

Облик храма кардинально изменится в самом конце XIX века. По проекту архитектора Михаила Алексеевича Аладьина, судьба которого после октябрьского переворота неизвестна, в 1897–1899 годах была перестроена трапезная с приделами и колокольней, а также часовня. Колокольня, до этого стоявшая отдельно, была включена в объем церкви: ее нижний ярус встроили в трапезную. Сама колокольня – это двухъярусный четверик, на котором расположен восьмерик звона. Завершает ее небольшой кирпичный шатер. Вся композиция церкви как бы расположилась по углу перекрестка, не только украсив, но и сгладив его. Для перестройки Аладьин выбрал псевдорусский стиль.

С 1900 по 1902 год шло благоукрашение храма. Архитектор Владимир Викторович Иордан руководил работами по внутреннему оформлению, которые выполняли лучшие мастера того времени. На стенах церкви Успения Пресвятой Богородицы появились изображения святых и сцены из Библии, которые производили сильное впечатление на прихожан, а также прекрасные византийские и древнерусские орнаменты.

В 1900 году был установлен новый иконостас, на что потратили гигантскую сумму – 50 000 рублей, собранную среди благотворителей и прихожан старостой храма Павлом Петровичем Севастьяновым. Написанием икон и оформлением иконостаса занимался последователь Михаила Васнецова художник Семен Кузьмич Шварев.

А. Васнецов. «Лубяной торг у стены Белого города в Москве XVII века». 1918 г.

Количество просмотров материалов
1448275

доска объявлений