Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

источник http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=81519

Священник Алексий Вавилкин, коренной москвич, еще в молодости уехал из Москвы и теперь служит в Завражье, в селе с легендарной историей. Сейчас Завражье пришло в упадок, рабочие ставки сокращаются, два храма, в одном из которых крестился Андрей Тарковский, а в другом служили предки отца Павла Флоренского, находятся в аварийном состоянии и без статуса. В интервью "Правде.Ру" отец Алексий размышляет о том, что его побудило уехать в провинцию, с какими неожиданными трудностями он там столкнулся и почему вымирает современная деревня.

— Отец Алексий, как вы, москвич, оказались в Завражье?

— Это была моя давняя мечта — уехать из Москвы, хотя к Москве у меня нет неприятия, потому что Москва — одновременно город многих грехов, но и самого большого количества святынь в России. Уже с юности я начал прислуживать в нескольких храмах, потом оказался в Тверской, Ярославской областях. Был рукоположен в диаконы архиепископом Евлогием к Свято-Троицкому собору города Гусь-Хрустальный. Через три года рукоположили в священники, хотя я трижды отказывался, сознавая, что это очень большая ответственность перед Богом и людьми. Через шесть лет по благословлению духовника и правящих епископов Костромского и Владимирского перешел в Завражье.

— А ведь многие священники стремятся служить только в Москве и нигде больше…

— В деревне очень трудно в наше время. В городе можно не столкнуться с правдой жизни и с трудностями, на первый взгляд очень простыми, но неотступными: каждый день топить печку, носить воду, там нет автобусов, такси. Например, недавно сломалась машина и пришлось ходить восемь километров пешком в 30-градусный мороз. Или дымоход в церкви ломается. Но эти мелкие проблемы: печки, водопровод, машины, — не дают решать глобальные. Поэтому чуть ли не каждый день возникает желание все бросить и уехать оттуда. И такое состояние посещает меня периодически вместе с унынием, печалью и отчаянием. Живя в деревне, трудно говорить о каких-то идеальных представлениях и мечтах, весь идеализм там быстро испаряется…

— Через какое время это происходит?

— Я думаю, через год, и то, смотря в каких условиях жить. Если в старообрядческих деревнях люди живут одними взглядами, им проще, то в Завражье сложно с двух сторон: с материальной и из-за общего состояния населения Завражья, хотя это состояние большинства сельского населения России — равнодушное отношение к жизни. Если человек сначала верил, что живет при справедливой советской власти, а потом вдруг справедливой оказывается демократическая власть, то он начинает не доверять государству. И если человек разуверился в одном, потом в другом — ему и к вере трудно прийти. Если в составе государственной власти нет людей, которые реально возрождают Россию, то это влияет на народ. Попытки возрождения еще как-то видны в городах, но в сельских условиях их совсем не слышно, даже наоборот.

Например, в Завражье прямо на наших глазах был продан колхоз московским инвесторам, потом эти инвесторы, получив серьезные кредиты по национальным проектам на развитие сельского хозяйства, оказались банкротами и ударились в бега, и теперь они под следствием. Затем колхоз перешел в банк, и банк распродает все его имущество. Поголовье скота за эти три года сократилось примерно в пять раз, и все идет к тому, что вскоре скота вообще не будет. И поэтому, с одной стороны, видя по телевидению, как государственная власть заботится о сельском хозяйстве, а с другой, наблюдая, как в реальной жизни это же сельское хозяйство полностью разрушается, очень сложно говорить о каком-либо возрождении страны. Выход из этой ситуации один — в обращении русского народа к Богу, а это почти невозможно в условиях не то чтобы сытой, а беззаботной жизни и почти бесконтрольной продажи алкоголя с утра до вечера.

— Беззаботная — это безработная жизнь?

— В Завражье есть дачники, у которых местное население может батрачить, колхоз, который скоро развалится, магазины, администрация, школа, сокращающая штат, но, к сожалению, нет самого главного — идеалов и стремления возрождать свою малую родину. От обращения людей к Богу зависит духовное возрождение России, а экономическое — от государственной власти.

— Что нужно сделать, чтобы народ пошел в храм?

— Священник Алексей Мечев в конце XIX века в храме святителя Николая в Кленниках на Маросейке восемь лет служил один с псаломщиком, и только через восемь лет к нему пошли первые духовные чада, видя, что он действительно истинный пастырь. Поэтому восемь лет — это тот срок, который нужно ставить перед собой, молиться, а там уже будет видно. Самое главное — исполнять свои священнические обязанности согласно совести, вере и духовной присяге. В апреле будет три года, как я служу в храме Сошествия Святого Духа в Завражье. Здесь приходится трудно, потому что до меня сменилось два священника, они служили по полтора-два года, но не выдержали не столько условий местной жизни, сколько общей атмосферы села.Два года храм был приписан к священнику, который жил за 70 километров от села и приезжал раз в два месяца служить. Такая смена священников очень влияет на духовное состояние и веру местного населения, после этого нужны годы, чтобы народ пошел в храм.

— На какие средства вы восстанавливаете храмы Сошествия Святого Духа и Рождества Богородицы?

— Мы пока сделали только временные постройки: крышу, колокольню, а на капитальную реставрацию требуются очень серьезные средства. В 50-х годах ХХ века при образовании Горьковского водохранилища храм Сошествия Духа на две трети обрушился в воду, у храма Рождества Богородицы в воду обрушились колонны, а колокольня была разобрана. Государством проведено укрепление берега, но исследование вновь образованного грунта еще не проводилось, и поэтому, прежде чем восстанавливать храмы, нужно восстановить фундамент, а потом вести речь о дальнейшей реставрации храмов, которые находятся в плачевном аварийно-критическом состоянии, потому что кроме затопления и разрушения они еще и жестоко эксплуатировались местными предприятиями.

— Сколько денег нужно на восстановление храмов?

— Составление рабочего проекта и сметы в 2003 году оценивалось в три миллиона рублей реставрационным управлением Троице-Сергиевой Лавры. Проект — это пять процентов от общей стоимости реставрации. Мы обращались за помощью в разные места, писали и президенту, и губернатору, и депутатам Совета Федерации Виктору Пугачеву и Александру Тер-Аванесову, Швыдкому, нынешнему министру культуры Авдееву. Но это пока ни к чему не привело. Президент отписал на Костромскую администрацию, Костромская администрация посоветовала перевести храмы в федеральную собственность и включить в федеральную программу "Культура России". Но на этом пути возникло много сложностей, начиная с паспорта БТИ, который уже изготовлен, но получить его невозможно, потому что здание бесхозное. Нужно, чтобы за храм взялся неравнодушный чиновник и довел дело до конца или человек высокого уровня заинтересовался нашими храмами, судьба которых, как и самого села Завражья, неразрывно связана с историей России.

— Чем интересна история Завражья?

— Завражье было основано князем Юрием Долгоруким за 100 лет до основания Юрьевца, хотя название "Завражье" появляется только в XIX веке и обозначает "за оврагом". Село раньше называлось Коряковской волостью, а то место, где сейчас стоит храм Сошествия Святого Духа, носило название Пречистенского погоста. В современном понимании погост — это кладбище, но раньше погостом называлась стоянка князей во время объезда своих владений, в этих местах устраивались храмы, постоялые, княжеские дома, дворцы и вся остальная жизнь. Коряковские жители участвовали в Куликовской битве в составе засадного полка городецского князя Владимира Андреевича Храброго, и этот полк решил исход Куликовской битвы, потому что именно после удара Засадного полка татары отступили.

Есть свидетельства об участии местных жителей в Ливонских войнах царя Иоанна Грозного, но самые значительные события, связанные с Завражьем, — события Смутного времени, когда в приволжской местности действовала армия Лисовского. Эта армия взяла большинство русских городов: Москву, Коломну, Ростов и другие. Им не удалось захватить Троице-Сергиеву Лавру и Пречистенский погост. Когда войско Лисовского после двойного разорения Юрьевца и сожжения Кинешмы стало переправляться на левый берег Волги, местные крестьяне, видя неминуемую гибель, молились Господу и местночтимому всероссийскому святому преподобному Макарию Унженскому и дали обет, что в случае победы в этом сражении построят монастырь в Его честь. И случилось настоящее чудо. Крестьяне без огнестрельного оружия одержали победу над сильнейшим войском. Здесь можно привести цитату из летописного материала об этой победе: "Немощные побеждали сильных, безоружные — многооружных, правоверные — злочестивых одолели, ибо Милость Божия и Богородицы им помогала, и преподобный Макарий являлся полякам и побеждал их".

После окончания Смутного времени по обету был основан Свято-Троицкий Макарьевский монастырь в 300 метрах от Пречистенского погоста, но был закрыт при Екатерине II и стал существовать только как бесприходный храм, приписанный к Пречистенскому погосту. В 50-х годах XX века при строительстве Горьковского водохранилища этот храм затопило, и теперь он находится под водой и на этом месте плавает буй с крестом, устроенный в память о затопленных святых местах.

— Отец Алексий, каким образом Тарковский и Флоренский оказались связаны с Завражьем?

— Предки Павла Флоренского служили дьячками в храмах Пречистенского погоста. Некоторые считают, что их род и фамилия происходят от казаков Флоренков, бывших в составе войск поляков и русских изменников, но, видя чудеса, происходящие по молитвам русского народа, обратились к Богу и остались служить в местных храмах. Другие считают, что это старинная церковная фамилия, происходящая от мученика Флора. Что касается Андрея Тарковского,он родился в Завражье, в больнице, которая была известна далеко за пределами Костромской земли. Больница была основана врачом-подвижником Николаем Соловьевым в 1896 году.

Он был полковым врачом, но чтобы послужить народу, ушел в отставку и выбрал самый глухой угол Костромской губернии, каким тогда было Завражье. Сначала открыл врачебный участок, потом организовал больницу, в которой в 1930-1960 годах ХХ века было несколько отделений и были собраны квалифицированные врачи. Одним из них был Николай Матвеевич Петров — отчим жены поэта Арсения Тарковского, и именно сюда он привез рожать свою жену. А сейчас больница сокращается, закрыт стационар, уволены сотрудники. Молодому врачу Христине Василевской, подвижнице из Москвы, не находится жилья, и она живет с маленькими детьми в пустующем стационаре. В храме Сошествия Святого Духа Андрея Тарковского крестили.

Маленький Андрей прожил в Завражье первые полгода своей жизни, затем во время войны два года вместе с матерью и сестрой они жили в Юрьевце, а в Завражье приходили за продуктами, которые меняли на драгоценности, как это показано в фильме "Зеркало". Люди культуры считают Андрея Тарковского одним из великих режиссеров мирового кинематографа. Но что можно сказать о нем с точки зрения православного человека. Сначала он был неверующим, и самое большое чудо его жизни заключается в съемках "Андрея Рублева". Фильм снят в начале 1960-х годов, а как известно, большинство храмов, открытых после войны, были закрыты именно во времена Хрущева. Хрущевская оттепель затронула людей искусства, и самая главная борьба была направлена против православия. В условиях такого гонения и жестокой цензуры был снят фильм "Андрей Рублев", где показана древнерусская жизнь, евангельская история и подвиг веры. Впоследствии Тарковский много размышлял об отношении человека и Бога. В своем дневнике "Мартиролог" он часто цитирует "Отечник" святого Игнатия Брянчанинова, у него есть несколько составленных им молитв к Богу.

— Что вы делаете для возрождения сельской жизни?

— В 2008 году решением местного губернатора был образован проект "Социально-экономический и духовно-нравственный комплекс Завражье". Этот проект заключается в том, что создается сельский общественный совет, в который входят помимо депутатов администрации все здоровые силы села, которые хотят ему пользы и возрождения и совместно решают насущные задачи. Создание этого комплекса связано с возрождением храмов, организацией работы духовно-просветительского центра, но в первую очередь нужны кадры, которые сложно привлечь, потому что нет средств, и выходит, нужны подвижники, которые смогли бы реализовать задачи социально-духовного комплекса.

Но, к сожалению, пока проект остается лишь на бумаге, и из всех задач получилось только повысить статус местного музея Павла Флоренского и Андрея Тарковского до уровня областного, а также появилась особо охраняемая природная территория туристско-рекреационного назначения "Завражье". Мы пытаемся восстановить не только храмы, но и возродить древние традиции. К нам приехала псаломщица из Костромы, и теперь в нашем храме пение совершается по крюкам и знаменам. С 2008 года сюда приезжают различные молодежные организации: клуб "Петра и Февронии", который действует при храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, православное молодежное общество "Сретение" и другие. В прошлом году "Сретение" организовало недельный лагерь: молодежь помогла с покраской колокольни, с обустройством источника и т.д.

В этом году клуб "Петра и Февронии" и "Сретение" планируют провести более продолжительные и масштабные лагеря. В русском народе живет предание, что деревня не стоит без блаженного человека, или, по-народному, дурака. Раньше в каждой деревне был такой человек, но сейчас блаженных становится все меньше и поэтому деревни вымирают. Село всегда спасало Россию, в Смутное время в городах от клятвопреступлений терялась вера, а в деревнях она сохранялась, и ради нравственной жизни Господь слышал молитвы сельских жителей и приходил на помощь. В деревне все живут на виду друг у друга, это сохраняет людей от греха. К сожалению, сейчас это уходит. Но если погибнет деревня, погибнет и Россия, поэтому деревню необходимо спасать, чтобы спасти Родину и Православие.

Юлия Богородская

11 февраля 2019

Источник: "Правда.ру"

Количество просмотров материалов
1456147

доска объявлений