Богородичник. Каноны Божией Матери на каждый день
Иоанн Кронштадтский — Толкование на Апокалипсис
Иоанн Кронштадтский - МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ
или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге
См. также аудио автор Иоанн Кронштадтский читает Владимир Заманский
Введение ТОМ 1 1–300 301–600 601–814 ТОМ 2 815–1200 1201–1500 1501–1822
Алфавит духовный старца Паисия Святогорца - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ Святителя Димитрия Ростовского
Отверстые небеса. По творениям святителя Николая Сербского
https://tv-soyuz.ru/peredachi/u-knizhnoy-polki-otverstye-nebesa
Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян.7,56), — произнес святой первомученик Стефан, удостоенный видения Божией славы. Посему, образованные, не ожидайте другого мессию, который пообещает вам так называемое земное царство и на земле воцарится. Разве может такое царство насытить ваши души и успокоить сердца? Разве такой мессия по душе вам? Истинный Мессия, единственный и истинный, сказал: Царство Мое не от мира сего (Ин.18,36). Истинный Мессия возвышеннее и чудеснее всех ожиданий человеческих, а потому прекраснее и невыразимее любых желаний. Царство Его вне времени, вне перемен и тлена — Царство вечное, бескрайнее, бессмертное». Эти слова святителя Николая Сербского стали эпиграфом к книге, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве «Духовное преображение» и называется – «Отверстые небеса».
***
Книга «Отверстые небеса» составлена по творениям святителя Николая Сербского, выдающегося сербского архипастыря и богослова XX столетия, необычайно яркого религиозного писателя. Родился он 5 января 1881 года в горном селении Лелич, неподалеку от сербского города Валево. Его отец Драгомир славился среди односельчан грамотностью, он привил любовь к учению и сыну. Мать Николы Катерина (впоследствии монахиня) с малолетства водила сына в ближний монастырь Челие на службы, затем его отдали в школу при этой обители. По воспоминаниям современников, в школьные годы Никола нередко предпочитал уединение детским забавам. На школьных переменах он убегал на монастырскую колокольню и там предавался чтению и молитве.
Мальчик оказался очень способным и потому продолжил обучение в гимназии, став и там одним из лучших учеников. По окончании 6-го класса гимназии Никола попытался поступить в военное училище, но не прошел медицинскую комиссию, так как его сочли слишком щуплым. Несомненно, это было делом Промысла Божия, который вел юношу к иному призванию - быть воином не земного, но Небесного Царя. Тогда он стал студентом Белградской семинарии, где на него сразу же обратили внимание как на одаренного ученика. По окончании семинарии он работал учителем. Тогда же появились и первые публикации молодого автора в «Христианском вестнике» и других церковных и светских изданиях.
Затем Никола, как государственный стипендиат, обучался в западных университетах. В 1908 году, в 28 лет, защитил докторскую диссертацию на тему «Вера в Воскресение Христово как основной догмат Апостольской Церкви». За время учебы он изучил немецкий, английский и французский языки. По возвращении в Сербию молодой богослов преподавал иностранные языки в Белградской семинарии, печатал статьи в сербских церковных журналах. Как это нередко бывает с людьми, избранными Господом, Николу Велимировича неожиданно постигала тяжкая болезнь, ставшая для него важнейшей жизненной вехой: проведя шесть недель в больнице, он дал обет в случае выздоровления целиком посвятить свою жизнь Богу, Святой Православной Церкви и ближним. «Если мое служение угодно Господу, Он исцелит меня», - говорил Никола.
Вскоре, будучи уже известным доктором богословия и философии, он принял монашество и стал иеромонахом Николаем, посвятившим всего себя, все свои знания и способности служению Господу и своему любимому сербскому народу. В этих трудах прошло около 50-ти лет. За это время немало святитель потрудился и на литературном поприще. Он писал много, писал постоянно и по различным вопросам. Его перо не знало отдыха, и часто случалось так, что он одновременно писал несколько работ. Его богатейшее духовное и литературное наследие насчитывает 15 томов, содержащих самые разнообразные по жанру произведения, среди которых — жемчужины мировой православной книжности. В Сербии его называют новым Златоустом.
Проповедь святителя Николая поражает поэтичностью, красноречием, глубиной мысли и необычайной силой убеждения. Он сам — безукоризненный носитель святоотеческого Православия, его книги — неиссякаемый источник христианских наставлений, где простым, понятным, проникающим в самую душу языком излагается евангельское видение жизни и находится ответ практически на любой духовный вопрос, возникающий нашего современника. Эти ответы можно найти и в книге «Отверстые небеса», где представлены избранные наставления святителя о вере, Церкви, добродетелях и страстях, о Таинствах и многом другом. Для примера прочитаем несколько наставлений из этого сборника.
Так, на вопрос: «Что такое вера?» - святитель отвечает: «Вера — это учение Божие, доверенное людям. Вера — это знание, которое люди никогда не смогли бы получить, если бы Господь не открыл и не доверил его им. Это знание не о чем-то малом и незначительном, но о самом важном, необходимом, спасительном». «Воистину, - говорит святой отец, - ничто в этом мире не достойно такого удивления, как великая вера человеческая. Христос не удивлялся красоте озера Галилейского, ибо чего стоит эта красота в сравнении с красотой небесной, которая Ему ведома? И никогда Он не удивлялся ни мудрости человеческой, ни богатству, ни силе, ибо всё это ничтожно в сравнении с богатством, премудростью и силой, ведомыми Ему в Царствии Божием. Лишь великая вера человеческая достойна удивления. Она является величайшей и прекраснейшей вещью на земле, ибо верою раб становится свободным, наемник — сыном Божиим и смертный человек — бессмертным».
Размышляя о душе человеческой, святитель Николай сравнивает ее с деревом и отмечает, что нужно ей для жизни. «Чтобы дерево могло расти, - наставляет сербский Златоуст, - оно должно укорениться в земле. Точно так же душа должна укорениться в Царстве духовном, небесном, ибо это ее почва, которая ее питает, из которой она растет. Чтобы дерево могло развиваться, оно должно пить воду. Точно так же и душа должна быть напоена благодатью Духа Святого, чтобы быть здоровой и сильной. Святой Антоний говорит: «Как дерево не может расти, не напившись чистой воды, так и душа не может расти, не испив небесной сладости. Только те души растут, которые приняли Духа Святого и напоены небесной сладостью»». Наконец, «чтобы дерево могло плодоносить, ему нужны свет и тепло солнца. Точно так же и душа должна быть освещена и согрета Господом, Солнцем вечной правды, ибо душа может жить, расти и плодоносить только в сиянии и тепле от Бога живого и животворящего».
Говоря о христианах, святитель Николай напоминает о той великой ответственности, которую несет человек, исповедующий Христа. «Ибо христианину, - говорит Владыка, - Бог больше всего дал, но с него больше всего и спросит. Народам, удалившимся от первоначального откровения Божия, Бог оставил природу и разум: природу в качестве книги и разум в качестве путеводителя по этой книге. Христианам же, наряду с природой и разумом, возвращено первоначальное откровение Божие и дано новое откровение истины через Господа нашего Иисуса Христа. К тому же у христиан есть и Церковь, являющаяся хранительницей, толковательницей и путеводительницей обоих этих откровений; и, наконец, у христиан есть сила Духа Святого, с самого начала животворящего и наставляющего Церковь. И, таким образом, в то время как нехристиане обладают одним-единственным талантом — разумом, который ими руководит и учит по книге природы, христиане имеют пять талантов: разум, ветхозаветное откровение, новозаветное откровение, Церковь и силу Духа Святого». Приумножим ли мы эти таланты или закопаем их в землю, за это ответим пред Господом на Страшном суде. Поэтому и предостерегает нас святитель Николай. Другие его наставления читайте на страницах этой книги.
***
Святитель мирно отошел ко Господу рано утром в Прощеное воскресенье 18 марта 1956 года. Он встал с постели и молитвенно готовился к служению Божественной литургии; и так, на молитве, почил, перейдя из земной Церкви в Церковь Небесную. Всенародно любимый пастырь, ставший изгнанником и умерший на чужбине, но вернувшийся в отчизну своими святыми мощами, с любовью почитается не только на его родной земле, но и по всему православному миру. Великий знаток человеческой души, православной веры и всех областей нашего земного бытия, владыка Николай объяснял глубочайшие мысли и истины просто и доступно для каждого, несмотря на возраст и степень образованности. Его стиль ясен и несложен, поэтичный язык легок и непосредствен, но сила подлинно евангельского духа, пронизывающего его произведения, неодолимо влечет читателя в отверстые небеса, куда пламенно стремилась и чистая душа самого святителя.