Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=91489

Врач-богослов призывает не забывать о вопросах биоэтики

Как найти золотую середину между необходимостью санитарных ограничений во время пандемии и сохранением фундаментального права человека на открытость и общение? Над вопросами биоэтики, возникающими в новой реальности, которую определяет коронавирус, предложил задуматься Александр Шевченко – кандидат философских наук, преподаватель ББИ, врач-патологоанатом, председатель медицинского отдела Воронежской епархии. 6 ноября он выступил в Культурном центре «Покровские ворота» на конференции «Богословие открытости: личность, общество, культура» с докладом «Открытость как биоэтическая проблема в период пандемии».

Изображение священного писания
Изображение взято по ссылке
http://www.dmdonskoy.ru/node/2629

Сейчас многие анализируют природу и последствия пандемических ограничений с разных сторон. Докладчик подошел к проблеме как богослов и как врач, акцентируя внимание на проблемах биоэтики. Он оттолкнулся от определения митрополита Иоанна (Зизиуласа) «Бытие – это общение». Лишая людей необходимого общения, пандемия накладывает «болезненные шрамы» на многие процессы в экономике, культуре, образовании, но также – на саму сущность бытия. «Деформация традиционной открытости, личной жизни, общения, когда мы боимся обниматься, жать руки и т.д. – все это обедняет наши отношения и сводится к виртуальному и эмоционально-бесплодному существованию», – считает докладчик.

для ограничений. Он пояснил: ожидания всеобщей открытости и интеграции, преодоления барьеров, которые должна была принести глобализация, не оправдались. Вместо этого глобализация породила «феномены-антонимы – изоляцию и автономизацию»: национализм, популизм, центробежные силы, санкции и т.д.

Кроме того, глобализм имеет отношение к кризисным процессам в российском здравоохранении, которое взялись реформировать в соответствии с мировыми стандартами. Еще до начала пандемии стало очевидно, что подобная «оптимизация» потерпела крах (врач привел статистику радикального сокращения лечебных заведений, больничных коек, врачей санэпидемиологической группы и т.д.). Сегодня, в условиях пандемии, медицина вынуждена работать как медицина катастроф, по законам военного времени. Если задача военной медицины – как можно больше военных вернуть в строй, то сейчас приоритетными зачастую оказываются не этические, а экономические параметры – например, если при дефиците коек врачам надо решить, кого предпочтительней госпитализировать – молодого больного или престарелого. Докладчик отметил, что директив на этот счет нет, решение зависит от «духовно-нравственного состояния системы здравоохранения и конкретного врача». В то же время в нынешней государственной повестке нет идеи солидарности с пожилым поколением: «Пожилой человек не воспринимается как транслятор культуры, традиций, но как что-то уже пожившее».

Что касается церкви, то, по мнению Шевченко, в жизнь РПЦ давно проникли общественные разделения, когда «вера и религия используются для политических и идеологических целей, для демаркации неприязни». Задолго до пандемии в умах многих верующих укоренилась концепция храма как сакрального пространства, не подвластного законам мира, в том числе – законам физики и биологии. В начале пандемии это выразилось в полемике о том, можно ли заразиться в храме, а Святые Дары в некоторых случаях объявлялись чуть ли не антисептиком. Когда же была зафиксирована значительная смертность среди тех верующих, которые игнорировали санитарные ограничения, многие перестали ходить в храм. Подобная «десакрализация храмового пространства» отмечена не только в православии – автор привел свидетельство одного из католических европейских иерархов, который сказал, что «пандемия ускорила процесс секуляризации на десятки лет вперед». Оказалось, что церковь ничуть не меньше уязвима перед вирусом, чем и все общество.

Еще один «серый оттенок разделения» докладчик видит в таком симптоме церковной жизни, как «подмена социальной этики аскетикой» в РПЦ. Например, приписываемое прп. Серафиму Саровскому «Спасайся сам – и вокруг тебя спасутся тысячи» звучит как «призыв к автономизации», разделению церковного сообщества. И такой призыв услышишь чаще, чем другое начало этой фразы «Стяжи дух мирен…», которое противоположно замкнутости и изоляции, побуждает к открытости Богу и другим людям, считает Шевченко.

По его наблюдениям, осмысление вынужденных ограничений во время пандемии вылилось в две полярные тенденции. Это либертарианское понимание, включая ковид-диссидентство, когда индивидуальная свобода ставится выше общественного блага, когда появляются такие пренебрежительные маркеры, как «стадный иммунитет» и т.д. Второе –  утилитарный подход, для которого интересы общественной жизни и безопасности важнее личных свобод. При этом размышления с позиций биоэтики – исследование нравственных аспектов в контексте медицины в условиях ограничений – не принимаются во внимание в дискуссиях, констатировал докладчик.

Он упомянул о некоторых биоэтических принципах, среди которых – «не навреди» и «делай добро». Непросто понять, как в условиях пандемии применить их, когда некое действие приносит и вред, и добро одновременно. Так, карантинные ограничения уменьшают заболеваемость, но и наносят ущерб правам личности. И этот ущерб недооценен: автор доклада сослался на исследование Ассоциации католических врачей, в котором проанализированы последствия изоляции. Выводы удручающи: получается, что смертность от ковида чуть ли не меньше, чем от эффекта, вызываемого ограничениями (обострение хронических заболеваний и отсутствие медпомощи по ним из-за мобилизации медицины на ковид, наркотики, насилие над детьми, повышенный риск смерти для потерявших работу и т.д.). То есть избыточная смертность от пандемии – это смертность не только от ковида, но от всех причин. Такое положение обостряет вопрос о балансе добра и зла, о мотивации тех или иных мер, об «отказе от добра во имя добра». «Сейчас мы можем сказать, что попытка уменьшить смерть от ковида за счет роста смертности от других болезней – неэтичная попытка», – именно над этой проблемой призывает задуматься врач-богослов.

Что же предпочесть, чтобы в этой ситуации пройти между Сциллой и Харибдой? Доктор не предлагает отказаться от санитарных ограничений, но настаивает на том, что нельзя игнорировать богословское представление о сущности бытия личности, которое принципиально открыто, нельзя сводить эту проблематику только к биологическому сохранению жизни человека: «Политика и медицина не могут нарушать фундаментальные условия человеческой жизни, даже если они служат общественному благу». Он напомнил, что РПЦ сформулировала концепцию достоинства человека и его прав, неразрывно связанных с ответственностью. Нынешний «маскарад безответственности» (когда люди игнорируют маски) опасен и неприемлем, как с христианской точки зрения неприемлема и позиция «защитить себя, отталкивая при этом другого».

«Когда мы ставим другого в центр своих забот, мы вспоминаем Спасителя, который подходил к прокаженным, когда всё общество от них бежало. Проблема в том, как мы к ним относимся, каково наше место среди них. <…> Когда мы понимаем, что человек радикально импотент в своем намерении спастись самостоятельно, несмотря на свое технологическое и военное могущество, и ставим в центр Христа как единственный путь к нашему спасению; когда мы понимаем, что Господь попустил эту эпидемию не как наказание, а как уврачевание, у нас есть возможность попросить Христа о многом – не о том, чтобы мы не заболели, и не об окончании пандемии прямо завтра, но чтобы Он дал нам возможность воспользоваться пандемией для нашего духовного совершенствования… Пандемия показала хрупкость нашей жизни без Бога. А у нас есть надежда оставаться с Ним где угодно: дома, на ковидной койке, но всегда мы можем быть открыты к Спасителю. После пандемии мы выйдем из ограничений, но вернемся в более открытую, нравственную, более человечную жизнь в открытых для нас храмах и в общении с любящими, открытыми для нас людьми», – надеется эксперт.

Юлия Зайцева

УРОКИ ПАНДЕМИИ

О живой вере

Количество просмотров материалов
1448212

доска объявлений