Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://pravoslavie.ru/116125.html

Источник: Портал «Православная жизнь»

Некогда Господь «предстоял иудеям, облеченный плотью; нам предстоит Он, облеченный во Евангелие», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов) (1). Эту мысль можно продолжить. Так же, как на Голгофе воины делили между собой одежды Христовы – те одежды, от прикосновения к которым выздоравливали неисцелимые больные, так и сегодня неверующий ум, встречаясь с Евангелием, разделяет и препарирует евангельское слово. Вместо смысла в Писании ищут противоречий, вместо истины – темы для спора. Не желая укрепиться на камне веры, находят камень соблазна и преткновения – и соблазняются, и претыкаются.

 Источник изображения http://fictionbook.ru/author/

litagent_blagozvonnica/sobor_svyatyih_apostolov/

read_online.html

Вот и в сегодняшнем Апостоле мы читали слова, с помощью которых совопросники века сего пытаются доказать наличие противоречий в Библии. «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, – говорит Павел, – и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16).

Слова понятны. В письмах апостола Павла есть множество подобных мест. И действительно, в Писании мы можем найти такие слова, которые, на первый взгляд, будут противоречить учению Павла о соотношении веры и дел. Но перед тем как эти места привести, важно сказать, кто является их автором.

Дело в том, что у великого тарсянина и вправду был серьезный оппонент из числа новозаветных писателей. Это первый епископ Иерусалима – Иаков, брат Господень. В отличие от Павла, проповедующего разрыв с ветхозаветным обрядовым законом, Иаков был иудеохристианином – и во Христа веровал, и закон соблюдал. Это чувствуется в тех местах Писания, где упоминается об Иакове. Например, когда Павел пришел к Иакову в Иерусалим, то от него и от окружавших его ревнителей закона получил совет совершить очищение по обряду (см. Деян. 21). Во время апостольского собора именно Иаков напомнил, что «закон Моисеев... по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян. 15:21). Как раз в той главе, из которой мы сегодня читали, Павел рассказывает, как Петр перестал есть с язычниками, когда в Антиохию из Иерусалима пришли люди от Иакова. Из этих штрихов складывается портрет авторитетного учителя веры, строгого ревнителя закона, с мнением которого считались даже прославленные апостолы.

Так вот, в Послании Иакова исследователи находят вполне очевидную полемику с проповедью апостола языков. Например, Павел пишет о жертвоприношении Авраама: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного» (Евр. 11:17). Иаков парирует: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» (Иак. 2:21). Павел продолжает эту тему: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными» (Евр. 11:31). Иаков отвечает: «Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? (Иак. 2:25). Павел говорит: «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28). Иаков пишет: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только» (Иак. 2:24).

Итак, дискуссия была. Но означала ли она наличие непримиримого противоречия между апостолами? Нет. Каждый из них прав по-своему. По сути, оба говорят об одном и том же – о живой, настоящей вере, которая обязательно выявляется в делах. Вот как пишет об этом святитель Игнатий Брянчанинов: «Восхваляя дело патриарха Авраама, святой Иаков восхваляет дело его веры... Силу совершить это дело дала вера, а дело выразило силу веры: так объясняется сущность поступка Авраамова, истолкованного двумя Апостолами, Иаковом и Павлом» (2).

Вообще, спор о соотношении веры и дел всегда был чужд православию. В Восточной Церкви учение Иакова и проповедь Павла органично сочетались и образовывали церковное учение о вере деятельной. Замечательно писал об этом А. С. Хомяков: «Неразумны и те, которые говорят, что вера одна не спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвою; если мертва, то и не истинна... Обнаружение веры и есть дело» (3).

Да и само Писание, при внимательном рассмотрении, дает ответ на этот вопрос. «Покажите в вере вашей добродетель», – говорит апостол Петр (2 Пет. 1:5).

Павел пишет: «Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6).

Но откуда же разговор о противоречии? Каково его происхождение?

Такая постановка вопроса могла родиться только в схоластических умах западных богословов, особенно же в контексте того явления, которое называют «законным детищем католицизма» – Реформации. Просматривая протестантские вероучительные документы XVI века, можно лишь удивляться надуманности поставленной проблемы. Очень показательный факт: из Писания выбираются все цитаты, где есть слово «вера», и наоборот – опускаются фразы со словом «дела». Противопоставив дела и веру, западные схоласты нарушили органичное единство смысла Библии, искусственно противопоставили то, что в Писании не противопоставлялось никогда. Именно такой взгляд и послужил началом для поиска противоречий в священных текстах – противоречий мнимых, кажущихся, рожденных от пытливости ума и недоразвитости духа.

Сегодня противопоставляют библейские цитаты атеисты, но впервые это сделали верующие люди. А ведь Библия – удивительно целостная книга, написанная одним Духом. И только этим Духом она и может быть понята. Спрашивают: как правильно понимать Библию? Ответ: нужно жить в Церкви, на которую сошел Дух Святой в день Пятидесятницы! Тот Дух, Которым и была написана Библия. Только живя в Церкви и причащаясь этого Духа, человек будет понимать Писание правильно, подобно тому, как радиоприемник начинает хорошо работать, только если будет настроен на необходимую волну.

Чем дальше от Церкви находится то или иное христианское собрание, тем более искажено в нем восприятие Священного Писания. Так люди десятилетиями изучают Библию, не понимая в ней самого главного. Читают, например, о Кресте и думают: это орудие позорной казни Иисуса, значит, Крестом нужно гнушаться. Апостол Павел хвалится Крестом, а они – гнушаются! Или читают о Тайной Вечери и считают, что Тело и Кровь Христа – это только образы, символы. Христос говорит: сие есть Тело Мое; сия есть Кровь Моя! А они не верят... Отчего это неверие? Оттого, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Следовательно, и слова Христовы возможно понять лишь тем же Духом, являющим полноту Своих даров только в Церкви.

Итак, братья и сестры, вот главные уроки для нас из сегодняшнего Апостола. Первый – наша вера должна быть деятельной. Это признак того, что она живая. Второе – в Библии нет противоречий. Разные места Писания кажутся несогласованными лишь тем, кто не принадлежит к Церкви, не настроился на нужную волну. Залог правильного понимания Писания – это жизнь в Церкви, активная литургическая жизнь, труд по исполнению заповедей и, конечно же, ежедневное изучение Библии и церковных толкований ее. Если мы будем пребывать в этом труде, то, даст Бог, вера наша будет живой, широкой, деятельной; а всякое сомнение в подлинности, истинности, целостности Священного Писания исчезнет навсегда.

Сергей Комаров

1 октября 2018 г.

https://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivliev/veroj-ili-delami/

архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Верой или делами?

Проповедь 21-я Неделя по Пятидесятнице, 21 октября 2007 г.

Послание ап. Павла к Галатам 2:16–20

16 Братья, узнав, что никакой человек не получает оправдание делами Закона, но только через веру в Иисуса Христа, и мы поверили во Христа Иисуса, чтобы быть оправданными верою во Христа, а не делами Закона; потому что делами Закона не будет оправдана никакая плоть (человек).

17 – Но если мы, ищущие оправдания во Христе, оказались и сами грешниками, то неужели Христос – служитель греха? Немыслимо!

18 – Ведь если я снова отстраиваю то, что разрушил, то сам себя и выставляю преступником.

19 Ибо Закон привел меня к смерти для Закона, чтобы я жил для Бога. Я распят со Христом,

20 и живу уже не я, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

Предложенное место из Послания к Галатам Апостола Павла содержит в себе ядро учения Апостола об оправдании верой. Если сжать до предела основную мысль этого отрывка, то она будет следующей: человека оправдывают (а следовательно, вводят в блаженство вечной жизни) не его дела, но только вера. Эта мысль уже в древности вызвала известное возражение, высказанное в Послании Апостола Иакова: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? … Хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:14, 20). Спор о «вере и делах» имел продолжение в новейшей истории христианского мира. Вырванные из контекста Священного Писания цитаты становились грозными оружиями противостоящих в споре сторон. Что это за «вера без дел»? И бывают ли «дела без веры»? «Спасается человек исключительно благодаря благодати Божией, никакими делами он сам себя спасти не может», – так утверждали одни. И были правы. «Вера без дел мертва; и бесы веруют и трепещут», – так утверждали другие. И тоже были правы. Да и сегодня, разве мы не слышим такие, например, утверждения: «Зачем мне вера? Зачем ходить в церковь? Разве не достаточно быть просто хорошим человеком и делать добрые дела?» И противоположное: «Разве мы не видим вокруг себя такую «веру в Бога», которая уживается с мрачным состоянием души, с недоброжелательством и даже с ненавистью?»…

Чтобы разобраться в этих двух суждениях, надо задуматься о самих понятиях «вера» и «дела». С «делами» проще. Мы понимаем, что, хотя у Апостола Павла речь идет о конкретных делах закона Моисея, в другом контексте под «делами» можно понимать и всякие дела благочестия, и просто добрые дела. Но добрые чувства и поступки возможны и без осознанной веры, ибо нравственность заложена в природу человека, сотворенного по образу Бога. Высокие образцы добра, милосердия и любви мы находим в людях любых исторических эпох, культур и религий. Да, добрые дела без веры возможны, и это очевидно.

С «верой» сложнее. Возможна ли вера, о которой пишет Апостол Павел, без добрых дел? Ответ может быть только один: нет, вера без добрых дел любви и милосердия невозможна и немыслима. Но о какой вере идет речь? Ведь за этим словом могут стоять разные понятия. Так, современный человек под верой часто понимает «уверенность в существовании Бога». И такая уверенность вполне может обходиться без добрых дел. Но библейский человек под верой понимал иное. Вера для него – это, прежде всего, «верность Богу», верность Его заповедям. И такая верность по определению неотделима от добрых дел. На библейском языке эта вера называется «праведностью». Но Апостол Павел утверждает, что уповать на свою веру как верность, то есть уповать на свою праведность – глубокое заблуждение! Думать, что я могу что-то заслужить перед Богом, выслужиться перед Ним своею верностью и потом предъявить Ему свои требования, – означает ставить абсолютно свободного Бога в зависимость от себя, от своих дел, от некоего закона, которому Бог должен следовать. Апостол Павел здраво и справедливо учит, что сам себя никакими делами, никакими усилиями человек спасти не может. Не я – спаситель себя, а Бог – Спаситель меня. И мне остается только доверять Богу-Спасителю, вверить себя Ему. И, соответственно, слово «вера» Апостолом Павлом понимается преимущественно не как «верность», а как «доверие». Доверие же к кому бы то ни было нельзя вызвать в себе по своей воле. Вера-доверие – это харизма, дар Божественной благодати.

Конечно же, Апостолу Павлу даже в голову не приходило, различая «веру» и «дела», отделять одно от другого. Высказывание Апостола Иакова «вера без дел мертва» столь же справедливо и для Апостола Павла. Доверие любящему Богу в Иисусе Христе, вера Евангелию любви и спасения, отказ от себя, от своих «дел праведности», от своих «заслуг», полное вверение себя Господу Иисусу Воскресшему, отворение своего сердца действию Духа Святого – вот прямой путь к спасению. Вверив себя благодати Божией, Апостол мог воскликнуть: «Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия» (Гал. 2, 20). Но такая вера не мыслится без ее следствий: без любви, являющей себя в делах. Лишь риторически Апостол Павел пишет о парадоксе – вере без любви: «Если имею … всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор. 13:2). Все послания Апостола Павла пронизаны любовью и призывом к делам любви, ибо он мыслит и пишет не о мертвой, а о живой вере, которая даруется самим источником жизни и любви – Богом. Поэтому, повторим, дела без веры бывают, но истинной веры без дел не существует. И такая вера – от Бога, непостижимого умом, но постижимого сердцем, которое открыто для действия Его благодати. Такая вера – жизнь в блаженстве. На эту благодать и блаженство можно ответить только делами любви и благодарностью. Как тут не вспомнить слова Державина:

… если славословить должно,

То слабым смертным невозможно

Тебя ничем иным почтить,

Как им к Тебе лишь возвышаться,

В безмерной разности теряться

И благодарны слезы лить.

Источник: Проповедь опубликована в епархиальном журнале «Вода живая»: Санкт-Петербургский церковный вестник, №10/2007 (93).

Вам может быть интересно:

1. Экзегеза отрывка из Апокалиписа (Откр. 13:15-18) о начертании числа зверя – архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

2. О Боге, как высочайшем Духе – протоиерей Пётр Смирнов

3. Таинство второй благодати – священник Алексий Тимаков

4. Взгляд древних христианских писателей на мир. Цельс и Ориген – Николай Петрович Розанов

5. Апологетические заметки – Сергей Львович Худиев

6. Лампада Глинская. Старчество в современном мире – профессор Константин Ефимович Скурат

7. Попов Иван. Естественный нравственный закон. Психологические основы нравственности – Александр Александрович Бронзов

8. Из православно-церковного учения. Забытые мысли – епископ Андрей (Ухтомский)

9. Святоотеческие мысли – святитель Савва Сербский

10. Смысл страданий – архиепископ Нафанаил (Львов)

Верой или делами?

Количество просмотров материалов
1434838

доска объявлений