Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://www.miloserdie.ru/article/v-beloj-rize-ty-ne-mozhesh-vstat-na-koleni-ispachkaesh/

«Всегда радуйтесь!» — говорит апостол Павел. Но чему должен радоваться христианин, когда большая часть его жизни занята борьбой с грехами? Есть ли время для веселья?

В чем состоит баланс между покаянием и радостью, размышляет настоятель храма святых Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.

Покаяние или унылое самокопание?

— Действительно, у человека, только приходящего в Церковь, может возникнуть диссонанс между тем, что написано в Евангелии, и регулярной практикой покаяния, которая, как может иногда показаться, является главной в Православии.

О слезах покаяния, о борьбе со страстями и грехами говорится и в текстах богослужений, и в домашнем молитвенном правиле, и в творениях многих святых отцов намного чаще, чем о радости.

Само слово «Евангелие» переводится как благая, то есть радостная весть. И мы знаем, что весть о воскресении Христа действительно возвещалась апостолами и воспринималась их современниками, и затем – первыми христианами именно в этом, главном своем смысле. «Радуйтесь, потому что побеждена смерть».

Настоящее христианское устроение все время держит баланс, внутреннее сочетание, золотую середину, не лишая себя радости, но помня о покаянии. Без этого нельзя, потому что настоящая радость без покаянного труда фальшива.

Но начинать в любом случае придется с покаяния. Христос сказал: «Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их», то есть борись с грехом в себе. Когда люди попытались это исполнить, родилась огромная опытная наука: отсечение помыслов, борьба со страстями, то есть христианская аскеза. У святых отцов это называется «сокрушением сердечным».

Мы помним, что сказано в 50-ом псалме: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Вся практика церковной молитвы, все то колоссальное количество покаянных мотивов в молитвах нужны, чтобы эта сердечная боль была основой  духовной жизни человека.

Но и без радости эта сердечная боль тоже бессмысленна и невыносима. Если не будет радости, тогда это будет не покаяние, а просто унылое самокопание, не приводящее ко Христу. Скатиться в него очень легко, а выбраться трудно. Это та самая «греховная печаль», от которой мы просим Бога нас избавить.

Почему в воскресенье не стоят на коленях

Но вот что удивительно: когда человек сокрушается сердцем, Бог подходит к нему вплотную, и из смирения рождается радость. И понимаешь: вопреки тому, что я все больше и больше с годами христианской жизни знаю о себе гадостей, я понимаю, что Бог меня любит.

Наша радость именно об этом: в нас самих нет никакой причины для нашего спасения, и ни почему другому мы надеемся войти в Царство Божие, кроме как потому, что Он нас любит. И вот это вызывает непритворную радость. Эта радость не фальшива, но она не рождается без покаянного труда.

Покаянный труд, если радостью не заканчивается, тоже напрасен. И задача Церкви, задача духовника, а затем, при наличии опыта, и самого христианина — обрести это покаянное памятование, не теряя при этом радость. Для христианина эти понятия все время чередуются. Вот ты шесть дней каешься, а потом наступает воскресенье – малая Пасха.

Возвращение блудного сына. Рембрандт Харменс ван Рейн. Рисунок 1642 года

Шесть дней трудись, а в день седьмой – радуйся. Вдумайтесь в это: воскресенье – день отдыха от забот, в воскресенье радость превосходит покаяние! Даже такое прямое выражение покаяния, как земной поклон, в воскресенье не положен, и не случайно: в этот день ты уже не должен стоять на коленях, потому что в воскресении человек входит в сыновнее достоинство.

Отец, как в притче о блудном сыне, поднял тебя, обнял, расцеловал, дал тебе белую ризу. И ты не можешь в ней встать на колени, потому что ты ее испачкаешь.

В воскресенье речь о покаянии, прощении как бы на время приглушается — сейчас пир и праздник. И счастье этого праздника не в том, что Христос пришел и одарил нас здоровьем, красотой и успехом. Это радость о том, что у нас ни при каких условиях отнять нельзя будет нельзя, это радость не от мира сего: «радуйтесь и веселитесь, ибо мзда ваша многа на небесех».

Чему так радовался Серафим Саровский

Когда говорят о радости, вспоминают Серафима Саровского, который каждого приходящего к нему встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!». Меня всегда поражало вот что: человек ушел в затвор и надеялся прожить там до конца своих дней. Ему много раз являлась Богородица, апостолы, и мы даже отдаленно не можем предположить, какие откровения были у св. Серафима.

Настоятель храма святых Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Фото: Павел Смертин

Такая жизнь была для него желанной, и не было никаких причин для того, чтобы возвращаться в мир.

Но вот ему является Матерь Божия и говорит: «Иди и принимай народ». И он начинает сутки напролет общаться с людьми. Такими, как мы, ведь люди во все времена одинаковые: мелочными, осуждающими, унылыми, злобными, завистливыми.

Люди отрывали святого от богообщения, в котором он пребывал и в котором настолько преуспел. Но он каждому говорит: «Радость моя».

Он выбрал именно эти слова для приветствия, потому что приход каждого человека был для него радостью. Радостью потому, что Христос Воскрес, а значит, всем нам даровано спасение.

Мы сегодня в Церкви об этом забываем из какого-то ложно понимаемого смирения. Нам кажется, что мы не имеем права на радость, раз мы грешники.

Но я хочу еще раз остановиться на том, что радость христиан не может быть заслуженной, не потому она есть, что мы молодцы и достойны Царствия Божия. Радость христиан о том, что – Христос воскрес и нам даровал воскресение! Разве можно этому не радоваться? Разве можно не делиться этой радостью с ближним?

Я такую радость увидел в Грузинской церкви. Мы с прихожанами нашего храма ездили в паломничество в Грузию и оказались в монастыре св. Антония Марткопского. Это достаточно бедная обитель, расположенная в горах. В тот день – это было на Светлой седмице, нас там не ждали, но приняли очень радушно. Встретил нас игумен, попросил одного монаха провести нам экскурсию на столп, где молился преподобный Антоний, а затем пригласил зайти к нему.

Меня поразило как этот монах, тоже Антоний был с нами радушен. Он все показал, был просто счастлив, что может поделиться окружающей красотой и рассказом о святом, имя которого он носит. Никакого раздражения, что, мол, свалилась ему на голову эта группа зевак. Дескать, я тут исихазмом занимаюсь, а вы меня отрываете – как это иногда бывает у нас, когда встречают паломников.

Когда мы вернулись с экскурсии в монастырь, зашли к игумену. И вдруг он нас заводит в трапезную, а там накрыт шикарный стол. Не для братии – для нас. Рыба, несколько видов салатов, вино. Все невероятно вкусно.

Потом игумен пригласил повара, говорит нам: «Вот, батюшка для вас готовил». Из кухни выходит иеромонах, сияющий от счастья, который был рад почему-то закатить для нас целый пир.

Вот это умение увидеть радость в другом человеке, который тоже христианин, твой брат или сестра во Христе – очень показательно. Потому что через человека, который вдруг пришел в твою жизнь, ты можешь послужить самому Христу. Традиция радости о ближнем у нас немного утеряна, а жаль.

Русская душа живет в будущем

Мне кажется, неумение радоваться – еще и свойство русской ментальности.

У нас все время какие-то сверхзадачи, мы вечно устремлены в будущее и не видим настоящего. Говорим: мы будем счастливы, когда просветим весь мир, когда исчезнут все недруги, все враги. Думая «о главном», ничего хорошего вокруг не замечаем.

Вот наш храм – еще недавно он был закрыт, и сюда никто не мог ходить, а сейчас его отреставрировали, и по воскресеньям у нас причащается 180 человек. Или еще 30 лет назад священник не мог человеку Евангелие дать почитать, а сегодня множество самой разной литературы.

Какая воскресная школа в Советском союзе – да за это сесть в тюрьму можно было! А сейчас – пожалуйста. Это наше русское свойство, наверное, нам все мало.

Нам надо решить все проблемы, но из-за этого мы часто пропускаем то малое, прекрасное, светлое, что является сегодняшним чудом.

Мы все мечтаем о том, как однажды разгребем все грехи, весь мусор, и тогда заживем настоящей христианской жизнью. Но ведь жизнь идет здесь и сейчас, и в ней так много радости, только важно ее видеть и ценить, не пренебрегать ее «малостью».

Такой перекос возник, мне кажется, еще и потому, что в 90-е годы наша Церковь на 97% состояла из неофитов. А в период неофитства человек склонен приписывать себе духовные дары и немного «улетать». У него пока нет навыка покаяния, трезвения, — то есть фундамента духовной жизни. Человеку надо помочь, приучить его к этому — поэтому так часто говорили о покаянии.

Но послушайте, уже как минимум 30 лет с тех пор прошло! Фундамент большинство из нас уже построили, пора возводить дом. И этот дом, то есть духовная жизнь, совершенно точно должен быть красивым, таким, чтобы другой человек посмотрел и подумал: «Я хочу такой же» и тоже начал свой путь к Богу. Такое «строительство» — это огромное творчество, настоящая взрослая духовная жизнь, до которой, конечно, еще нужно дорасти.

Зачем Христос и Богородица пошли на свадьбу 

Мы рассуждали о радости, сходящей свыше, как дар Божий, но и радость простая, повседневная очень важна.

Почему Христос пришел на свадьбу в Кану? Ведь там пели песни, говорили тосты, танцевали, шумели и радовались в самом простом смысле слова. Если бы это было для Него чуждо, Он бы не пришел, или пришел бы в самом начале пира, быстро благословил молодоженов, а с «развлекательной части» ушел.

Брак в Кане Галилейской. Чудо о претворении воды в вино (Ин. 2, 1-11)

Сербия. Монастырь Высокие Дечаны; XIV в

Но Он, скорее всего, пробыл до конца пира, как мы знаем из слов распорядителя, сказавшего, что хозяин пира хорошее вино подал лишь в конце. Более того, когда все это веселье оказалось под угрозой, Христос сотворил чудо, и праздник продолжился.

Потому что и Ему, и Богородице, которая просила своего Сына о помощи, было важно, чтобы свадьба не омрачилась, чтобы люди – радовались.

Обратите внимание, даже в молитвах после Причастия есть такие слова: «да будет мне Причастие сие в радость, здравие и веселие».

Это не значит, конечно, что надо скакать и прыгать. Хотя в другой культуре, например, на православных африканских службах, танцуют, так вознося славу Господу.

В Кении, когда в племя приезжает епископ, его окружают люди с копьями, исполняют танец и радуются, как дети. Царь Давид плясал перед ковчегом, не сдержав радости, когда ковчег переносили в Иерусалим.

Мы такое настроение, конечно, растеряли, может быть, потому что весь XX век у нас было слишком мало поводов для радости. Хотя, ведь если задуматься, и в обычной жизни можно эту радость найти – очень простую и очень настоящую. Она в семье, в общении с близкими.

А еще –  в служении другим. «Блаженее отдавать, чем принимать», — говорит Христос. Блаженство – это полное счастье, счастье в Боге. Это понятие более глубокое и широкое, чем счастье.

Есть такая история из одного древнего патерика о монахе, который на одной стене своей кельи написал все свои грехи, а на другой – добродетели. И когда он возносился – он смотрел на стену с грехами. А когда унывал – смотрел на стену с добродетелями.

Крайности всегда говорят о неверном пути, настроении, не нужно  обесценивать все свои дела. Стяжать покаянное настроение порой бывает даже проще, чем радостное.

Всем, кто сомневается и колеблется, я бы советовал вспоминать притчу о блудном сыне. Бог открывает нам, что как бы мы ни согрешили, как бы далеко от Него ни ушли, Он не согласен принимать нас никем, кроме как своими сыновьями. Есть что-то такое в человеке, что делает его сыном Царя, поэтому любой человек необыкновенно ценен и любим.

Христос пришел спасти нас, и мы говорим в молитве: «Возджадь ми радость спасения Твоего!»

Радость моя, Господь!

О ЕВАНГЕЛЬСКОМ БЛАГОВЕСТИИ

Евангельские сюжеты в иконописи

Всякое дыхание да хвалит Господа

Радость моя, сокровище мое

Как ощутить радость в христианской жизни

Отец Павел Адельгейм. Бодрствуйте. Радуйтесь.

Радуйтесь всегда в Господе

СВИДЕТЕЛЬСТВА ЧУДЕС, ИСЦЕЛЕНИЙ И БОЖЕСТВЕННЫХ ПОСЕЩЕНИЙ, ЗАПИСАННЫЕ ПАЛОМНИКАМИ ПАНТЕЛЕИМОНОВА МОНАСТЫРЯ НА АФОНЕ

Количество просмотров материалов
1446932

доска объявлений