- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Подвиги сегодня
- Опубликовано: 27 Октябрь 2022
- Просмотров: 446
http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=101757
Беседа с иеромонахом Фаддеем (Пестовым)
В сентябре этого года «Монастырский вестник» сообщал о конференции «Практика северного русского виноградарства и виноделия», которая проходила в мужском монастыре Нило-Столобенская пустынь. По окончании прекрасно организованного мероприятия мы побеседовали с одним из его главных устроителей – духовником Ниловой пустыни, агрономом и виноградарем иеромонахом Фаддеем (Пестовым). В этом разговоре речь тоже шла о возделывании почвы – человеческой души. О том, какими усилиями достаются плоды духа (Гал. 5:22). И как тесно на самом деле духовные труды связаны с любовью к дарованной Богом земле и чудесному произрастанию на ней всего, что нас и питает, и наполняет радостью, когда мы созерцаем красоту сотворенного мира.
Для беседы отец Фаддей пригласил в Дом Садовника – небольшое здание в некотором отдалении от центральной части обители. Здесь у него как у монастырского агронома – и лаборатория, и винодельческое производство, и хранилище продукции… Здесь же развернута постоянно действующая выставка, посвященная современной истории появления винограда в Ниловой пустыни.
Только что завершилась конференция, и мы были еще полны впечатлений об этом многолюдном собрании поразительно увлеченных своим делом людей. «А скольким еще обстоятельства помешали приехать!» – говорил отец Фаддей, сетуя, что среди профессионалов и любителей-виноградарей не оказалось заявленных участников – монахов Святогорского, Троицкого Селижаровского монастырей, Оптиной пустыни… Живы были воспоминания о вчерашней поездке на земли монастырского хозяйства в нескольких километрах от обители: дюжина огромных теплиц, низкорослые, по особой технологии выращиваемые яблони с обильным урожаем. А неподалеку, под открытым небом – ряды виноградных лоз… ссохшиеся, коричневые, загубленные невиданно резким похолоданием первых дней сентября. «Такое случилось в первый раз. Сами лозы не погибли. Но урожая не будет», – с истинно монашеской невозмутимостью констатировал отец Фаддей, оглядывая разом уничтоженные труды целого года.
Зато в теплице с виноградом был райский сад! Сочная зелень, тяжелые грозди всех оттенков – от черных до солнечно-прозрачных. «Вы только посмотрите – абсолютно здоровые лозы, ни одной болезнью не тронуты!» – с порога восхищались ученые гости.
Начиная разговор, мы, конечно, помнили всё, что было сказано на конференции, в том числе и самим отцом Фаддеем, о том, как в 2007 году в обитель привезли первые лозы северных сортов, как, не имея никакого опыта, он высадил их, полагаясь на волю Божию. Как стал изучать эту науку, познакомился с основателем Центра Северного виноградарства в Смоленске Ю.М. Чугуевым и другими специалистами…
И вот на сегодня результат всех трудов: почти полтора гектара виноградных угодий, около 150 плодоносящих сортов, среди которых есть и выведенный в 2014 году «Селигер»; первый рекорд урожая – 4,5 тонны, первые опыты производства церковного вина, множество единомышленников, ставших за прошедшие годы друзьями монастыря. Но ведь помимо этого – еще немалое агрохозяйство с овощными и садовыми культурами, современными технологиями, техникой. И «битвы за урожай» – сражения с непростым климатом, почвами в зоне рискованного земледелия, и даже с селигерскими пернатыми, во множестве норовящими поживиться трудами монашеских рук (немалые площади посадок приходится накрывать сеткой). Кстати, этих рук в хозяйстве всегда не хватает; хоть братия и помогает по послушанию, и приезжают добровольные помощники, но львиная доля всех работ на земле – это все равно крест и ответственность иеромонаха Фаддея.
Как всё это сочетается не просто с иноческим деланием, а со священническими обязанностями и многолетним послушанием братского духовника?
«Не моё это дело»
«Первое образование у меня агрономическое, два с лишним года отработал в сельском хозяйстве. И как же я радовался, когда шел в монастырь, думая, что эта работа навсегда осталась в прошлом!» – улыбается отец Фаддей.
– Вы не имели склонности к этой профессии?
– В сельскохозяйственный техникум пошел за компанию с другом. Во время учебы не раз приходили мысли: не моё это дело. Готовясь к выпускным экзаменам, буквально заставлял себя учить предметы, а когда шел на экзамен мимо храма, вставал чуть поодаль, чтобы никто не видел (крещен тогда еще не был), и молился как умел: «Господи, помоги сдать экзамен!..»
Жил тогда уже самостоятельно, постепенно стал задумываться обо всем, что видел, читал. И, несмотря на то, что воспитывался советской системой, был комсомольцем, – начал интересоваться религией.
– Сразу выбрали путь в православие?
– Сразу, прямой. Никаких других верований принимать не собирался. Я патриот своей страны, историю всегда любил, и на тот момент уже понимал, что только благодаря Русской Церкви наше государство стало Россией. Для себя решил: пока три года учусь в техникуме, постараюсь больше узнать о христианской вере. Стал ездить по монастырям и храмам, которые на тот момент уже были открыты. В основном в московские монастыри: Данилов, Новоспасский; конечно, в Троице-Сергиеву Лавру…
Когда начал работать агрономом на селе, главной трудностью было общение. Я же вырос в городе, сельскую местность знал только по выездам в пионерские лагеря. Работать на земле, ухаживать за растениями мне нравилось, но вот в деревенской среде, откровенно говоря, на тот момент себя не представлял. При первом знакомстве мне пообещали, что я через год начну пить, курить и ругаться матом, – и вся моя душа восстала против этого. А уж после того как принял Крещение, решил бесповоротно: заповеди Божии – основа моей жизни. В то же время я знал, насколько сильным может быть давление такой среды, и лучше поскорее из нее вырваться. Вплоть до того, что твердо зарекся никогда больше не быть связанным с сельским хозяйством. К тому же началась перестройка, российское село разваливалось на глазах, всё, что создавалось таким тяжелым трудом в советское время, гибло, разворовывалось… В этом я не мог и не хотел участвовать. Тогда окончательно окрепло решение не задерживаться больше в миру.
- Назад
- Вперёд >>