Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-orlov-svjashhennoispovednik

23 июня

27 апреля

4 февраля (переходящая)

Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Алек­сандр ро­дил­ся в 1878 го­ду в се­ле Мак­ко­ве­е­во[1] Ка­си­мов­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье учи­те­ля Са­мы­лов­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы Ва­си­лия Ев­до­ки­мо­ви­ча Ор­ло­ва. Вско­ре по­сле рож­де­ния сы­на Ва­си­лий Ев­до­ки­мо­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к По­кров­ско­му хра­му в се­ле Мак­ко­ве­е­во. Окон­чив цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу и ду­хов­ное учи­ли­ще, Алек­сандр с 1905 го­да стал слу­жить пса­лом­щи­ком в По­кров­ской церк­ви в род­ном се­ле. В 1919 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к этой церк­ви.

Диа­кон Алек­сандр ча­сто по­се­щал из­вест­ную в тех кра­ях по­движ­ни­цу, жив­шую в де­ревне Ане­мня­се­во Ка­си­мов­ско­го уез­да, бла­жен­ную Мат­ро­ну[2]; она и по­со­ве­то­ва­ла ему ру­ко­по­ла­гать­ся во иерея к на­хо­дя­ще­му­ся в че­ты­рех ки­ло­мет­рах от Ане­мня­се­ва хра­му.

В ян­ва­ре 1932 го­да ар­хи­епи­скоп Ря­зан­ский Иуве­на­лий (Мас­лов­ский)[3] ру­ко­по­ло­жил диа­ко­на Алек­сандра во свя­щен­ни­ка ко хра­му ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы в се­ле Ше­ян­ки Ка­си­мов­ско­го рай­о­на, и с это­го вре­ме­ни он стал ду­хов­ни­ком бла­жен­ной, ко­то­рой бы­ло то­гда шесть­де­сят два го­да; отец Алек­сандр при­хо­дил к ней слу­жить в боль­шие празд­ни­ки мо­леб­ны, при­ча­щал ее раз в пол­то­ра ме­ся­ца, ино­гда со­бо­ро­вал. В семь лет Мат­ро­на за­бо­ле­ла ос­пой и пол­но­стью ли­ши­лась зре­ния, а ко­гда ей бы­ло де­сять лет, ее неспра­вед­ли­во и же­сто­ко на­ка­за­ла мать; де­воч­ке яви­лась Ца­ри­ца Небес­ная и уте­ши­ла ее. Мат­ро­на рас­ска­за­ла об этом ви­де­нии ма­те­ри, и та с еще боль­шей же­сто­ко­стью из­би­ла ее. С это­го дня де­воч­ка не мог­ла ни хо­дить, ни си­деть, а толь­ко ле­жать и тер­пе­ла мно­го скор­бей от близ­ких род­ных, все уте­ше­ние на­хо­дя в мо­лит­ве к Бо­гу. За этот чрез­вы­чай­ный по­двиг, тер­пе­ние и сми­ре­ние Гос­подь оде­лил ее да­ра­ми про­зор­ли­во­сти и ис­це­ле­ний, и со вре­ме­нем по ее мо­лит­вам ста­ли уте­шать­ся и ис­це­лять­ся мно­гие лю­ди.

Бла­жен­ная с боль­шим по­чте­ни­ем и лю­бо­вью от­но­си­лась к ду­хо­вен­ству и мо­на­ше­ству­ю­щим, как к лю­дям, име­ю­щим су­гу­бое слу­же­ние Бо­гу, а от­ца Алек­сандра лю­би­ла в осо­бен­но­сти. Из­не­мо­гая в те­че­ние мно­гих лет от бо­лез­ней, од­на­жды она по­чув­ство­ва­ла се­бя осо­бен­но нездо­ро­вой и, пред­чув­ствуя бли­зость кон­чи­ны, по­про­си­ла по­чи­тать ка­нон на ис­ход ду­ши; по окон­ча­нии она с гру­стью и в раз­ду­мье ска­за­ла, что не так уже она те­перь жа­ле­ет лю­дей, как жа­ле­ла рань­ше, что вся зем­ная жизнь от­да­ля­ет­ся от нее, ухо­дит. «И уже ни­ко­го мне те­перь не жал­ко, ни­ко­го не жал­ко, – несколь­ко раз по­вто­ри­ла бла­жен­ная, – толь­ко от­ца Алек­сандра немно­жеч­ко, немно­жеч­ко жал­ко».

В 1934 го­ду отец Алек­сандр был пе­ре­ве­ден в Тро­иц­кий храм в се­ло Гусь-Же­лез­ный. Впо­след­ствии, да­вая ха­рак­те­ри­сти­ку на свя­щен­ни­ка, пред­се­да­тель сель­со­ве­та на­пи­сал, что отец Алек­сандр со­вер­шал служ­бы в хра­ме, не ис­пра­ши­вая на них раз­ре­ше­ния сель­со­ве­та, слу­жил мо­ле­бен о до­жде, хо­дил на Пас­ху с крест­ным хо­дом по пло­ща­ди и про­по­ве­до­вал с «укло­не­ни­ем про­тив со­вет­ской вла­сти. Да­ва­е­мые по ре­ше­нию сель­со­ве­та за­да­ния по сбо­ру су­чьев не вы­пол­нял, за что да­вал­ся штраф… Ча­сто хо­дил на дом к цер­ков­ной ста­ро­сте, ко­то­рая на­стро­е­на ан­ти­со­вет­ски» [4].

В июне 1935 го­да со­труд­ни­ки НКВД Ка­си­мов­ско­го рай­о­на на­ча­ли де­ло про­тив бла­жен­ной Мат­ро­ны и ее по­чи­та­те­лей, и в свя­зи с этим 1 июля 1935 го­да аре­сто­ва­ли от­ца Алек­сандра. Он был за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве и сра­зу же до­про­шен.

Сле­до­ва­тель по­тре­бо­вал от свя­щен­ни­ка, чтобы он рас­ска­зал все, что зна­ет о бла­жен­ной Мат­роне. Отец Алек­сандр от­ве­тил, что бла­жен­ная Мат­ро­на поль­зу­ет­ся боль­шим ав­то­ри­те­том сре­ди ве­ру­ю­щих и ее по­се­ща­ет мно­же­ство лю­дей из раз­лич­ных мест; сам он удив­ля­ет­ся ее тер­пе­нию, уму и муд­ро­сти тех со­ве­тов, ко­то­рые она да­ет по­се­ти­те­лям.

– При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в том, что вы в контр­ре­во­лю­ци­он­ных це­лях про­слав­ля­ли бла­жен­ную Мат­ре­ну Бе­ля­ко­ву, про­во­ди­ли сре­ди ве­ру­ю­щих ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию и рас­про­стра­ня­ли лож­ные слу­хи о войне и неиз­беж­ной ги­бе­ли со­вет­ской вла­сти? – спро­сил его сле­до­ва­тель.

– В про­слав­ле­нии бла­жен­ной Мат­ре­ши ви­нов­ным се­бя при­знаю. Я дей­стви­тель­но по­чи­таю ее и жи­ву по ее со­ве­там. Об этом я го­во­рил ве­ру­ю­щим и со­ве­то­вал им схо­дить к ней для со­ве­тов. В ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и рас­про­стра­не­нии лож­ных слу­хов ви­нов­ным се­бя не при­знаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.

– Нам из­вест­но, что вы в це­лях про­слав­ле­ния бла­жен­ной Мат­ре­ши Бе­ля­ко­вой, про­жи­ва­ю­щей в де­ревне Ане­мня­се­во… рас­ска­зы­ва­ли ве­ру­ю­щим о ее пра­вед­ной жиз­ни, о ее муд­рых со­ве­тах и со­ве­то­ва­ли боль­ным об­ра­щать­ся к ней, как мо­гу­щей ис­це­лить от бо­лез­ней. Ска­жи­те, про­во­ди­ли ли вы упо­мя­ну­тую де­я­тель­ность по про­слав­ле­нию бла­жен­ной Мат­ре­ши?

– Я, как ду­хов­ник бла­жен­ной Мат­ре­ши, бы­вал у нее, знал о ее бла­го­че­сти­вой жиз­ни и муд­ро­сти, по­это­му я дей­стви­тель­но рас­ска­зы­вал ве­ру­ю­щим о ней, как о бла­жен­ной и пра­вед­ни­це, мо­гу­щей да­вать муд­рые со­ве­ты по всем жиз­нен­ным во­про­сам и име­ю­щей спо­соб­ность чу­дес­но ис­це­лять от бо­лез­ней; при этом я со­ве­то­вал ве­ру­ю­щим и осо­бен­но боль­ным схо­дить к ней и по­лу­чить ис­це­ле­ние от сво­ей бо­лез­ни.

– Ска­жи­те, ка­кие со­ве­ты да­ва­ла сво­им по­чи­та­те­лям бла­жен­ная Мат­ре­ша?

– В мо­ем при­сут­ствии бла­жен­ная Мат­ре­ша со­ве­то­ва­ла сво­им по­чи­та­те­лям ча­ще хо­дить в цер­ковь, боль­ше мо­лить­ся, слу­жить мо­леб­ны угод­ни­кам Бо­жьим. Со­ве­то­ва­ла ве­сти трез­вую жизнь. Ува­жать ро­ди­те­лей и стар­ших. Ка­кие со­ве­ты да­ва­ла бла­жен­ная Мат­ре­ша по во­про­су о вступ­ле­нии в кол­хо­зы, мне неиз­вест­но, так как в мо­ем при­сут­ствии на эту те­му ни­ка­ких раз­го­во­ров не бы­ло.

В об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии сле­до­ва­тель на­пи­сал, что свя­щен­ник, «яв­ля­ясь участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пи­ров­ки, в контр­ре­во­лю­ци­он­ных це­лях ак­тив­но про­слав­лял “бла­жен­ную Мат­ре­шу” Бе­ля­ко­ву, ор­га­ни­зо­вы­вал к ней па­лом­ни­че­ство ве­ру­ю­щих и на ее квар­ти­ре со­вер­шал тай­ные бо­го­слу­же­ния…»[5].

2 ав­гу­ста 1935 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД при­го­во­ри­ло свя­щен­ни­ка Алек­сандра Ор­ло­ва к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь.

За вре­мя его за­клю­че­ния его же­на и дочь пе­ре­еха­ли в се­ло Ми­ти­но Ка­си­мов­ско­го рай­о­на и ста­ли по­мо­гать при хра­ме в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость». Ко­гда в 1940 го­ду отец Алек­сандр осво­бо­дил­ся из за­клю­че­ния, то преж­де чем ид­ти к род­ным, он за­шел к од­ной из сво­их при­хо­жа­нок, жив­шей в со­сед­нем се­ле, – обо­рван­ный, го­лод­ный, ед­ва жи­вой, и, не про­хо­дя внутрь до­ма, по­про­сил по­сте­лить ему на ков­ри­ке воз­ле две­ри, так как вся его одеж­да бы­ла пе­ре­пол­не­на вша­ми. От­мыв­шись в бане и несколь­ко при­дя в се­бя, он на­пра­вил­ся в Ми­ти­но. Ко­гда он по­до­шел к хра­му, шла все­нощ­ная под празд­ник свя­тых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, и в это вре­мя из хра­ма вы­шла его су­пру­га с ка­ди­лом в ру­ках, на­ме­ре­вав­ша­я­ся раз­жечь по­силь­ней уг­ли пе­ред на­ча­лом по­ли­е­лея. Свя­щен­ник по­здо­ро­вал­ся с ней, но за вре­мя за­клю­че­ния он из­ме­нил­ся на­столь­ко, что су­пру­га его не узна­ла, и отец Алек­сандр, горь­ко за­пла­кав, ска­зал: «Ви­ди­мо, я недол­го про­жи­ву, что ты ме­ня с ка­ди­лом вы­шла встре­чать». Тут су­пру­га узна­ла его и то­же за­пла­ка­ла.

Отец Алек­сандр стал слу­жить вто­рым свя­щен­ни­ком в Скор­бя­щен­ском хра­ме. Бу­дучи с дет­ства сла­бо­го здо­ро­вья, он еще бо­лее ис­то­щил­ся здо­ро­вьем в ла­ге­ре и уже жил и слу­жил, все вре­мя пе­ре­мог­а­ясь; ме­нее го­да он про­жил, воз­вра­тив­шись из за­клю­че­ния. 27 ап­ре­ля 1941 го­да свя­щен­ник по­до­шел к ок­ну в ком­на­те, где жил, и, уви­дев ко­го-то, хо­тел бы­ло встре­тить, вздох­нул – и по­чил.

Отец Алек­сандр был по­хо­ро­нен у ал­та­ря По­кров­ско­го хра­ма в се­ле Мак­ко­ве­е­во. Мо­щи свя­щен­но­ис­по­вед­ни­ка Алек­сандра (Ор­ло­ва) бы­ли об­ре­те­ны 21 ав­гу­ста 2001 го­да и на­хо­дят­ся ныне в По­кров­ском хра­ме по­сел­ка Сын­тул.

Тропарь священноисповеднику Александру Орлову, глас 4

Не убоя́вся страда́ний в жи́зни вре́менней,/ ко Христу́ ду́шу твою́ устреми́л еси́,/ иере́йское служе́ние от Го́спода прие́м,/ да́же до сме́рти сохрани́л еси́ ве́рность Ему́./ Священному́чениче Алекса́ндре,/ не забу́ди хра́м тво́й и па́ству твою́:// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Не побоявшись мучений во временной жизни, ты устремил свою душу ко Христу, приняв иерейское служение от Господа, ты даже до смерти сохранил верность Ему. Священномученик Александр, не забывай храм твой и паству твою: моли о спасении душ наших.

Кондак священноисповеднику Александру Орлову,  глас 6

Апо́стольская словеса́/ е́же жи́ти и умира́ти Го́спода ра́ди/ в се́рдце твое́м прие́мь,/ священному́чениче Алекса́ндре,/ темни́цу, у́зы и тя́жкия ско́рби,/ по си́х же и сме́рть за Христа́ му́жественне претерпе́л еси́,/ научи́в ча́да твоя́ пе́ти ра́достно:/ жи́знь моя́ е́сть Христо́с,// и сме́рть приобре́тение.

Перевод: Слова апостола о том, что мы живем и умираем для Господа (Рим.14:8), приняв в сердце свое, священномученик Александр, заключение в тюрьму и тяжелые муки, а после них и смерть за Христа ты мужественно претерпел, научив духовных детей твоих радостно воспевать: «Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Флп.1:21).

Количество просмотров материалов
1434348

доска объявлений