Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=104864

Одним из первых монастырей на Руси считается Киево-Печерская лавра, построенная в 1051 году при Ярославе Мудром. С каждым десятилетием монастырей возводилось все больше, также росли и земли, принадлежащие им. Часть этих обителей возводилась на средства правителей и прочей знати, а другая — на пожертвования самих монахов, а также их последователей. Со временем в монастырях образовался свой уклад, который включал разделение труда, режим дня, меню и прочее. Как же монахи проводили свободное время, в каких случаях они открывали вино и икру, и когда появился насильственный постриг? Об этом и многом другом — далее в материале.

Фото: kulturologia.ru

Постриг в монахи

Стать монахом на Руси мог абсолютно любой человек старше 10 лет, однако редко постриг принимали люди, не достигшие 16-летия. Податься в монахи могли даже женатые люди, но только после получения согласия своего супруга. Каждый послушник должен был твердо решить оставить свою прошлую жизнь и посвятить себя всецело служению Богу. К постригу допускались даже те, кто был полон пороков и соблазнов в мирской жизни, ведь монашество является подвигом постоянного и искреннего покаяния, а каяться должны все, особенно грешные люди. В середине XI столетия появилось такое понятие как насильственное пострижение. Тогда всех неугодных, включая политсоперников, заточали в монастырь против их воли. Впрочем, такая участь ждала даже некоторых жен царей. Например, Василий III после 20 лет бездетного брака пошел на крайние меры и первым из русских царей упек свою супругу в монастырь. После на такие меры пошли Иван Грозный и Петр Великий. Но уже в 1720-е годы Петром Великим была проведена реформа, подчинившая церковь государственной власти. Тогда же первый Император Всероссийский издал закон, в котором указал, «кого и как принимать в монахи». Например, чтобы в монастырях не укрывались от податей (налогов), было запрещено постригать в монахи мужчин, не достигших 30-летия и замужних женщин моложе 50 лет. Также Петром I было запрещено насильно постригать людей по желанию их родителей, солдат — без увольнительной от руководства, а крестьян — без разрешения их помещиков. Впрочем, со временем Петр I и вовсе запретил постриг в монахи. Но после его кончины данный закон потерял силу, а спустя четверть века принимать монашество стало дозволено абсолютно всем социальным слоям населения. В XIX — начале XX века по закону иноческий чин мог принять любой мужчина после 30 лет, а женщина после 40. Однако те, кто прошел курс семинарии, могли принять постриг уже в 25 лет. В послевоенные годы все возрастные требования сошли на нет, но в нулевые их вновь ввели высшим органом церковного управления. Новый закон гласил, что лишь студенты духовных семинарий могли принять постриг, не дожидаясь своего 30-летия.

Обряд пострига

Прежде чем пройти обряд пострига, послушники в основном селились в монастырях, чтобы поближе узнать их быт и устрой. Будущие монахи выполняли всю работу, которую им поручали: уборка помещений, дежурство в трапезной, работа в мастерских и так далее. Собственно, так и появилось слово «послушник». Монашеский постриг делился на несколько этапов. Первым, низшим, было пострижение в рясофор. Во время этого обряда послушнику выстригали волосы на макушке в виде креста. Чтобы показать твердость решения стать монахом, будущий рясофор 3 раза должен был подать игумену ножницы, и лишь на 3-й раз совершался постриг. После этого послушник уже мог носить рясу и специальный головной убор. Следующим этапом пострига была малая схима. Тут уже рясофор давал обеты целомудрия, послушания и нестяжательства, а также отказывался от всего своего имущества и менял имя. Когда все пункты были исполнены, послушник мог надевать мантию. Высшую ступень православного монашества — великую схиму — достигали лишь те, кто полностью отгородился от мира и соблюдал строгие аскетические правила поведения. В былые времена монахи-схимники зачастую уходили жить в безлюдные места, но со временем они начали оставаться при монастыре, но жили в уединении, отдельно от братии. Стоит заметить, что схимники все свое время посвящали молитвам и не выполняли никаких послушаний.

Распорядок дня

За каждым монахом, кроме схимников, были закреплены некоторые обязанности и должности при монастыре. Например, игумен был руководителем всей общины, келарь выполнял обязанности завхоза, казначей занимался финансовой составляющей, духовник принимал исповеди, трапезник следил за питанием монахов, ризничий был хранителем монастырских ценностей и так далее. Также была в монастыре довольно любопытная должность будильника или будильщика. Этот монах отвечал за утренний подъем всей братии. Еще до рассвета он просыпался раньше всех и будил игумена, получив благословение которого он начинал бить в колокол. После он шел по кельям и будил остальных, чтобы все отправились в храм на молитву. После утренней молитвы одни монахи оставались на позднюю молитву, а другие — отправлялись работать, так как им необходимо было обеспечить братство всем необходимым. Они возводили храмы, обучали в школах, держали скот и пасеку, занимались огородами, шили одежду, мастерили свечи, занимались кузнечным делом и прочим. А в Троицком монастыре они еще и писали иконы, которые приносили в дар правителям и знатным гостям. А те потом в благодарность жертвовали средства на нужды монастыря. Второй раз за день все братство собиралось за обедом, так как в уставе монастыря не был предусмотрен завтрак. Во время трапезы монахи молча ели и слушали священные писания, которые зачитывал вслух назначенный монах. Таким образом братство получало как насущную пищу, так и духовную. После обеда все вновь расходились по своим делам, собираясь вместе уже на вечерней службе и ужине. К слову, во время Великого поста пищу разрешалось принимать лишь один раз за день. Если у монаха появлялось свободное время, то он в одиночестве читал молитвы и богословские книги. Такого уклада жизни придерживались почти все монастыри, за исключением женских, где был более гибкий режим, да и богослужения там совершали старцы, жившие за пределами обителей.

Трапезы в монастыре

Ранее монастырский повар поутру отправлялся к священнику и, поклонившись, просил у него огня от неугасимой лампады, которым после разжигали дрова в печи. Что касается самого меню, то блюда отличались у каждого монастыря, в зависимости от его зажиточности и места, где он располагался. Однако, стоит заметить, что в монастыре все ели одно и то же, независимо от чина. В XVI–XVII столетиях во многих монастырях в Великий пост питались гречневой, овсяной или гороховой кашей, а зачастую и вовсе ограничивались хлебом или сухоядением, то есть термически не обработанными продуктами: овощи, фрукты, мед. Случалось, что в пост по выходным ели красную или даже черную икру. Исходя из статьи члена Союза краеведов России М. В. Артюшенко «Внутренняя жизнь Донского монастыря в период настоятельства архимандрита Феофана (Александрова). 1832–1850 годы», известно, что в те годы при монастыре появилось разнообразие первых блюд: уха, свекольник, похлебка с грибами и так далее. Также на трапезу подавалась жареная рыба, протертый или жареный картофель, протертый горох и прочее. А если в монастыре был заупокойный обед, то покупалось лиссабонское вино и мясо белуги. В Соловецком монастыре в XIX веке главной пищей была рыба. В постные дни здесь отведывали грибов, а также овощи и ягоды. А вот ржаной хлеб там видели редко, а пшеничный — и вовсе лишь по великим праздникам. Кстати, по воскресеньям в этом монастыре полагалась порция вина.

Обустройство кельи

Вплоть до XIX века келья выглядела как крохотная комнатушка, где абсолютно не было мебели, в том числе и кровати. Абсолютно все заменяла одна лавка. Со временем в кельях начали появляться предметы мебели, включая книжную полку, где хранилось Священное Писание и Отеческие писания о монашеской жизни. Также в кельях был установлен аналой — раскладная деревянная подставка на четырех ножках для возложения богослужебных трудов. А угол стены обители монаха украшали иконы. В кельях монахи должны были всегда поддерживать чистоту и порядок, и ни в коем случае не приглашать гостей — ни братьев, ни родственников. Также в келье было запрещено держать продукты питания и питье. Исключение делалось лишь в том случае, если монах заболел. Еще под запретом были предметы роскоши, так как они отвлекали от молитв и могли подтолкнуть человека на греховные мысли, что недопустимо в стенах монастыря.

9 августа

Источник: "Культурология"

В середине февраля 2024 г коллекцию иеромонаха Антония (Сорункова) покажут в Кирилло-Белозерском музее и выставка  будет работать до 13 мая 2024 года 

Кирилло-Белозерский музей в Вологодской области активно сотрудничает с РПЦ

В Кирилло-Белозерском музее-заповеднике реставрируют церковные предметы

Количество просмотров материалов
1434683

доска объявлений