- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Подвиги сегодня
- Опубликовано: 27 Январь 2016
- Просмотров: 2053
- Талант - непременное качество иконописца?
- Одно дело чувствовать, а другое дело еще суметь воплотить свои чувства, переживания. Леонардо да Винчи говорил: где рука не работает вместе с глазом, там нет художника. Возьмите искусствоведа: он прекрасно все чувствует, видит, но если сам возьмется за кисть, ничего не получится. Я уверен, что в этом смысле поэтов гораздо больше, чем известно широкой публике. Одно дело тонко чувствовать, совсем иное суметь облечь это в какую-то форму. Не каждому дано.
- Это то, что дается от Господа Бога? Вот вам, к примеру, дан талант писать иконы, а нам нет...
- Ну, значит, вам другое дано. Дух один, дарования различны. Художник должен всячески оттачивать и совершенствовать свое мастерство. Я считаю, что икона должна быть, прежде всего, безукоризненной в художественном отношении. Сейчас то, что пишется в Москве - это чистое безобразие большей частью.
Изображение взято по ссылке
http://azbyka.ru/otechnik/
Leonid_Uspenskij/
- Объясните, пожалуйста.
- Патриарх Алексий I просил не приносить в храм бумажные цветы, потому что в них нет правды. Еще гораздо раньше митрополит Московский Филарет (Дроздов) говорил, что поддельные камни и поддельные металлы нельзя употреблять в церковном обиходе не потому, что они малоценны, а потому что заключают в себе ложь. Всякие механические способы воспроизведения икон Церковью не одобряются. Но, очевидно, теперь обстоятельства заставляют... Это принимает иногда чрезвычайно уродливые формы, и в наших иконных лавках продаются такие иконы, которые не имеют права на существование. Та продукция, которую выпускают различные мастерские, далеко не всегда соответствует требованиям, предъявляемым Церковью к своему искусству.
- Но разве техника не пришла на помощь иконописцам?
- Техника много вреда принесла церковному искусству. Я заметил, что люди приходят в Третьяковскую галерею, смотрят на "Троицу" Андрея Рублева, и ничего особенного в ней не видят. Уж настолько она примелькалась... И на марках почтовых, и на открытках, и даже на конфетных коробках к Пасхе - повсюду тиражируется великое церковное творение.
Примелькалось так, что люди на него уже и не реагируют как на икону вовсе... Это очень тревожный симптом.
- Насчет конфет, конечно, это кощунство. Но с другой стороны далеко не каждый верующий может позволить себе приехать в Москву, прийти в Третьяковскую галерею... Не редкость для нашей Церкви, когда где-то в глубинке люди вместо иконы используют цветную фотографию. Не от хорошей жизни, понятно, но что делать?
- Известный русский иконописец и богослов Леонид Александрович Успенский в одной из своих статей о красках в иконе, опубликованной некогда в Журнале Московской Патриархии, очень просто и убедительно объясняет, почему цветная фотография не может быть применена в церковном обиходе: она только имитирует цвет, тогда как собственного цвета не имеет. Потому употреблять цветные фотографии в качестве икон не следует. Икона должна свидетельствовать об истине, а мы вводим элемент лжи туда, где ее по определению быть не может.