Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=99233

Александра Дмитриевна Оберучева

Матушка Амвросия считала себя счастливой всегда, даже среди тяжелых испытаний

Сердце ее было переполнено какой-то особой жалостливой любовью к каждому человеку; изумительным было ее самоотвержение, даже жертвенность. Она не могла вынести чужого несчастья или беды. С удивительной легкостью, не задумываясь о последствиях для себя, она шла на жертву ради других

Сочинская уроженка

Александра Дмитриевна Оберучева (будущая матушка Амвросия) родилась в 1870 году в городе Сочи.

Тут не лишним будет пояснить, что современный Сочи и тогдашний Сочи не имеют вообще ничего общего. Собственно, даже города в то время не было, возле устья речки Сочи стоял Пост Даховский, боевое укрепление. Вокруг проживали вовсе не дружелюбные горцы. В воздухе летали тучи малярийных комаров. О том, что здесь когда-нибудь будет курорт, даже подумать было невозможно.

Так что детство девочки прошло в условиях достаточно суровых.

Ей, впрочем, повезло с родителями. Семья просто купалась в атмосфере взаимной любви. Отец – военнослужащий, как почти все в Даховском, – души не чаял в матери. Та обожала отца. Оба самозабвенно баловали детей, а дети, в свою очередь, боготворили родителей.

Характер этих отношений задавала мать. Александра вспоминала: «В ней было какое-то особое целомудрие, которое проявлялось в ее словах и во всем ее поведении. Все ее стеснялись, остерегались при ней говорить что-либо лишнее или о ком-нибудь судить».

В 1875 году отец вышел в отставку. Оберучевы сразу же переехали в Ельню. Купили там приличный дом с огромным садом. В этом саду были даже липовые аллеи.

Жизнь сразу стала гораздо комфортнее.

Девушка получила образование в московском Александровском институте, а с 1897 года – в Женском Санкт-Петербургском медицинском институте. Она решила стать врачом после того, как прочитала книгу «Жизнь миссионера отца Домиана Вестер».

Александра писала: «До глубины души тронула меня жизнь этого юноши – самоотверженного монаха. Поразило меня и его отношение к тому, как он, заразившись ужасной неизлечимой болезнью (проказой), чувствовал себя еще ближе к Богу и считал себя счастливейшим из миссионеров. Эти мысли не покидали меня, и мне все больше и больше хотелось послужить больным».

Своенравная студентка

 Институт был первым в России учебным заведением, в котором женщины могли получить высшее образование. И на тот момент – единственным. Оберучева уже тогда была первопроходцем.

Александра выделялась из толпы других студенток. Один преподаватель как-то раз заметил ей: «Как удивительно вы смотрите на окружающее – вы все видите в розовом свете».

И вместе с тем барышня проявляла своенравие. Однажды, например, пошла против своих соучениц и специально сорвала студенческую забастовку. В результате спасла уникальный институт от закрытия, а эта перспектива была более чем очевидной.

Студентки, поддавшись модным революционным настроениям, договорились не явиться на занятия. Оберучева пришла одна и уговорила профессора прочитать для нее очередную лекцию.

Пришлось даже его припугнуть. Когда преподаватель стал отказываться, Оберучева сказала: «Профессор, я требую, чтобы вы читали, иначе телеграфирую министру, что профессора сами устраивают забастовки».

Лекция состоялась. Институт не закрыли.

Девушка совершенно не боялась оказаться в одиночестве. Жила, что называется, своим умом. А еще она принципиально отличалась от своих товарок верой в Бога. Почти все студентки были материалистками и атеистками. А Александра, изучая анатомию и прочие науки, «благоговела перед Создателем всего этого».

И, разумеется, ходила на все лекции по богословию.

Земский доктор

После успешного окончания вуза Александра Дмитриевна выбрала одну из самых нелегких специальностей – земского доктора. Отправилась в Смоленскую губернию. И это несмотря на то, что выпускнице, по ее способностям, предлагали места в лучших клиниках Санкт-Петербурга.

Она была внимательной, участливой. При этом обладала медицинскими талантами. Пациенты с ночи занимали очередь к ней на прием. То и дело вызывали на дом к тяжело больным.

Как правило, она ездила ночью, после одиннадцати, когда очередь из пациентов наконец-то заканчивалась. Домой возвращалась под утро, а спустя несколько часов ее будили стуком в дверь.

Перед крыльцом ждала новая очередь.

Александра Дмитриевна вспоминала: «Через несколько дней народ хлынул массой, все больше и больше приходилось принимать людей, даже до трехсот в день. Шли и ехали не только окрестные, но и издалека, верст за 50–60. В этой местности давно не было врача, а если и был, то неудачный, напивался до беспамятства».

Неудивительно: рядом с амбулаторией стоял питейный дом.

Современники писали: «Сердце ее было переполнено какой-то особой жалостливой любовью к каждому человеку; изумительным было ее самоотвержение, даже жертвенность. Она не могла вынести чужого несчастья или беды. С удивительной легкостью, не задумываясь о последствиях для себя, она шла на жертву ради других».

Она сделалась заложницей собственного мастерства и великодушия. О том, чтобы немного отдохнуть или нормально выспаться, и не мечталось.

Несколько легче стало после перевода в одесскую больницу.

Фронтовая сестра милосердия

С наступлением Первой мировой войны Александра Дмитриевна отправилась на фронт сестрой милосердия. Как отправилась? Конечно, в своем духе. Подошла к поезду, который следовал на фронт. Спросила у офицера: «Нельзя ли мне поехать? Я врач, и хотелось бы быть поближе к фронту, чем-нибудь помогать?»

Офицер разрешил.

Первая помощь на поле боя в годы Первой мировой войны.

Репродукция фотографии из журнала «Русская иллюстрация», № 31, 1915 год.

Из фондов Военно-медицинского музея в Ленинграде / «РИА Новости»

Затем была служба в холерном бараке. Больных она выхаживала собственным методом: «День и ночь, конечно, я работала и испытала, что при холере, когда кровь так сильно сгущается, самое лучшее – делать вливание под кожу физиологического раствора поваренной соли.

Я не скупилась с этим средством, делала вливания по несколько раз в день и видела хорошие результаты. Человека два только умерли».

Сама же потом чуть не скончалась от тифа.

Матушка Амвросия

 В 1919 году Александра Дмитриевна Оберучева прекращает свое существование. Вместо нее появляется мать Амвросия. Еще в 1917 году она поступила в Шамординский монастырь под Калугой, а через два года приняла постриг.

В то время, когда вся страна убегала от Церкви, она из мирянки превратилась в монахиню. Прекрасно понимая, как это осложнит ее жизнь.

А.Д. Оберучева. Казанская Амвросиевская пустынь (Шамордино). Фото: Svklimkin/wikipedia.org

Конечно же, это решение возникло неспроста. Матушка еще в молодости относилась к Церкви с трепетом. Однажды ее сильно возмутил тот факт, что распространитель революционных брошюр для конспирации обвешал свой киоск иконами. Таких примеров было много.

В семнадцатом погиб ее любимый брат. Матрос его ударил шашкой по голове. Это произошло во время выноса Креста, в Крестопоклонную субботу. Брат знал, что будут беспорядки, тем не менее пошел на службу.

Впоследствии Михаила Дмитриевича Оберучева причислили к лику святых как новомученика, за Христа пострадавшего. А для его сестры это стало последним толчком.

Естественно, в монастыре Амвросия по большей части занималась врачеванием, но и от общих обязанностей тоже не уклонялась.

В 1924 году монастырь был закрыт. Монахини, в том числе матушка Амвросия, перебрались в ближайший Козельск, в дом купцов Еремеевых. Там они старались, по возможности, соблюдать привычный жизненный уклад.

А матушка Амвросия, естественно, лечила горожан. Главной проблемой – совершенно неожиданно – сделалась обувь. От постоянного хождения по улицам Козельска и по ближайшим деревням, от одного пациента к другому, она очень быстро снашивалась. Новую покупать было не на что.

И мать Амвросия снова нашла оригинальный выход: «Я просила у батюшки разрешения ходить босиком летом, как и другие сестры. Батюшка разрешил, только сказал, чтобы в городе по главной улице и в храм не ходила босиком, чтобы не обращать на себя внимания. И я так привыкла. Уже заморозки начались. Помню, 20 октября пошла в Оптину рано утром: земля побелела от мороза, а я иду босиком.

Сестра, которая шла рядом со мной, удивлялась: она сапоги надела, а мне ничего. Ноги мои закалились, простуды не боялась. Еще помню, приходилось переходить речку с тонким льдом, который легко ломался под ногами; я тоже разулась и так шла».

А окормлял эту общину иеромонах Никон (Беляев), вошедший в историю как преподобномученик Никон Оптинский. Ведь Оптину пустынь закрыли еще раньше Шамординской.

Антисоветский агитатор

Вскоре мать Амвросию арестовали. Как практиковалось в то время, по абсолютно абсурдному обвинению – в организации контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации.

Матушка спросила, как она могла кого-то агитировать? Ведь монахини вели замкнутый образ жизни, а на медицинских приемах и визитах было не до этого.

Обложка книги (фрагмент). Фото: sima-land.ru

На что следователь неожиданно сказал: «Да я знаю, знаю хорошо вашу жизнь. Вас можно обвинить только в немой агитации. Вас там знают и уважают. Вот врач – верующая, в этом безмолвная агитация… Вины у вас никакой нет».

И совершенно неожиданно предложил избежать наказания. Нужно было всего лишь оставить монашество и официально устроиться на работу в больницу. Ведь матушка была лучшим врачом во всем Козельском уезде.

Амвросия не согласилась и отправилась в архангельскую ссылку.

И в монастыре, и в Козельске, и в ссылке матушка при всяких обстоятельствах стремилась помогать другим. При ней постоянно была сумка с лекарствами.

История одной старушки

Последние годы жизни матушка Амвросия провела в Троице-Сергиевском монастыре и у друзей, рядом со станцией Тарасовская. Современник писал: «Матушка так гармонировала с тихим вечером! Ее жизнь клонилась к закату так же, как и солнце, испуская живительные лучи любви и милости ко всем, а душа дарила ближним последние минуты любовного общения».

Скончалась мать Амвросия в 1944 году.

После нее осталась книга под названием «История одной старушки. Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди тяжелых испытаний».

Алексей Митрофанов

5 марта 2022

Источник: "Милосердие.ру"

Война и мир святителя Николая Японского

«Времена не выбирают – в них живут и умирают…»

Пять уроков ХХ века глазами верующих

«Счастливым можно быть в любое время». Священник Владимир Лапшин

О последних временах и страшном суде

Количество просмотров материалов
1434828

доска объявлений