Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

 

Слово 5. О покаяни

Покаяние — возобновление крещения. Это «завет с Богом об исправлении жизни». Покаяние — это самоосуждение, но без отчаяния, а с надеждой. Это очищение совести и чувств, обращение от греха к Богу, примирение с Ним чрез совершение благих дел и добровольное терпение скорбей.

Святой Иоанн рассказывает об обители кающихся — Темнице, расположенной недалеко от Александрийского монастыря, где отбывали наказание монахи, совершившие серьезные грехи. В ней святой Иоанн прожил месяц. Осужденные поразили его искренним сокрушением о грехах, деятельным покаянием и смирением. Они терпели сильные душевные и телесные муки, проводя жизнь в строжайшем посте и других подвигах, уничижая себя и считая себя самыми недостойными из всех людей. Все, что у них было — это плач о своих грехах и молитва к Богу о прощении и милости, которые вытеснили из их жизни все земные попечения и страсти. Они поддерживали друг друга, побуждая продолжать подвиг.

Это описание может смутить и даже неприятно поразить читающего, но для преподобного это образец покаяния. Все эти страдания монахи терпели добровольно по любви к Богу:

«Что в сравнении с ними злострадания беснующихся, или плачущих над мертвецами, или пребывающих в заточении, или осужденных за убийства? Поистине невольное мучение и томление оных ничто, в сравнении с произвольным страданием сих».

Такой подвиг не для всех, а только для самых мужественных, но за ним — Христос и Воскресение.

Святой Иоанн призывает оплакивать свои грехи каждый день и не судить других. Человек по-настоящему кается, если считает себя достойным всех случающихся с ним скорбей. Согрешив, не нужно впадать в печаль, но надеяться на милость Божию и мужественно продолжать духовный путь. И Господь, видя наше терпение, исцелит душевные раны. А отчаивающийся губит сам себя.

Слово 6. О памяти смерти

Святой Иоанн различает страх смерти и ужас (трепет) перед смертью. Падшему человеку по природе естественно бояться смерти. А ужас перед смертью — признак нераскаянных грехов. «Боится Христос смерти, но не трепещет, чтобы ясно показать свойства двух естеств». Воплотившись, Христос принимает нашу падшую природу, поэтому испытывает страх смерти. Но как безгрешный Он не знает трепета грешника перед смертью.

«Память смерти есть повседневная смерть», постоянное сокрушение и плач о грехах. Это дар Божий. Она побуждает к добродетельной жизни — трудам, покаянию, смирению, отложению попечений, непрестанной молитве и хранению ума — и освобождает от страстей.

Память смертная — это и память о Боге, Царстве Небесном, святых мучениках, об исходе души, о мучении и вечном осуждении. Она удерживает человека от падения.

Слово 7. О плаче

За памятью смерти следует плач. Это плач падшего человека о своих грехах, непрестанная мысленная исповедь перед Богом, и в то же время плач о Боге, к Которому стремится наша душа.

Чистые слезы, как огонь, очищают душу от страстей и возвращают к той чистоте, которую мы получили в крещении. Это дар Божий, который дается не всем, и его легко потерять, если поддаться страсти. Особенно с ним несовместимы смех и многословие.

Чтобы получить дар слез, нужно терпение и время. Плач должен быть постоянным деланием. Это навык кающейся души. «Если ты не имеешь плача, то плачь об этом», — говорит святой Иоанн. Но бывает, что Бог Сам дает душе склонность к слезам и умиление.

Слезы бывают разными, и важно уметь их различать. Бывают слезы неправильные, или естественные, и духовные, от Бога. Если плачущий гордится своими слезами и осуждает неплачущих, если он гневается, то его слезы неправильные. Истинное умиление не превозносится, а ожидает от Бога утешения.

Бог создал человека для радости и веселья: «Бог не требует, братия, и не желает, чтобы человек плакал от болезни сердца, но чтобы от любви к нему радовался душевным смехом». Поэтому для кающегося в слезах раскаяния есть не только печаль, но и радость: скорбь осознания своих грехов и радость ощущения Божией любви, примирения с Богом. Душа, погруженная в печаль, обновляется, и «болезненные» слезы превращаются в «сладостные», а слезы страха смерти становятся слезами любви.

Слово 8. О безгневии и кротости

«Как вода, мало-помалу возливаемая на огонь, совершенно угашает его, так и слеза истинного плача угашает всякий пламень раздражительности и гнева».

Безгневие — нечувствительность к обидам и неприятностям и даже желание бесчестия. Оно достигается подвигами, постом и терпением бесчестия.

Кроткий человек и в бесчестии, и в чести одинаков. Даже в присутствии раздражающего он сохраняет внутреннюю тишину и любовь. Первый уровень безгневия — научиться молчать, даже если сердце в смущении, следующий уровень — молчание помыслов при небольшом смущении сердца, а третий — непоколебимая тишина.

Гнев — это ненависть, злопамятность, желание зла огорчившему, раздражительность. Это признак гордости, он препятствует покаянию, которое требует смирения. «Гнев есть возмущение сердца», он не пускает в нас Духа Святого, Который есть «мир души». Но даже гнев можно направить к добру и с его помощью победить другие страсти.

Гнев побеждается смирением. Вспыльчивый человек может победить свою страсть, общаясь с другими грубыми людьми и терпя от них обиды и унижения, как камень обтачивается, ударяясь о другие камни. Поношение очищает от страстей.

Гнев зарождается по многим причинам, поэтому от него нет одного средства. Каждый должен сам искать средство для своего исцеления в зависимости от причины болезни.

Слово 9. О памятозлобии (злопамятности)

Памятозлобие — порождение гнева и его хранение в сердце, ненависть к правде, отсутствие любви, вражда. Победивший гнев, победил и памятозлобие.

Исцелить от памятозлобия поможет молитва «Отче наш», которую мы не можем произносить, имея эту страсть (слова «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»). Еще одно средство — воспоминание страданий Иисуса Христа.

Если не получается искоренить памятозлобие, святой Иоанн советует каяться и смиряться хотя бы на словах, чтобы, устыдившись своего лицемерия перед тем, на кого злимся, мы смогли полюбить его. Но не тогда узнаешь, что ты избавился от этой страсти, «когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу: но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься».

Непамятозлобие — признак истинного покаяния. Тот, кто не помнит зла, получит прощение быстрее того, кто взял на себя труды и подвиги.

Количество просмотров материалов
1450409

доска объявлений