- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Основы
- Опубликовано: 08 Апрель 2024
- Просмотров: 60
Слово 29. О бесстрастии
Бесстрастие — это совершенное познание Бога в чистоте сердца, «воскресение души прежде воскресения тела». Оно освящает ум и возносит его от вещественного мира к видению Бога. Бесстрастие достигается возрастанием в добродетелях.
Преподобный Иоанн пишет о бесстрастии в отношении каждой из страстей:
- отсутствие чревоугодия — воздержание, даже если хочешь есть;
- отсутствие блуда — ко всем иметь то же чувство, что и к неодушевленным предметам;
- отсутствие сребролюбия — не щадить и своего тела;
- отсутствие уныния — радоваться и в трудных обстоятельствах;
- отсутствие гнева — пребывать в равном спокойствии в присутствии и в отсутствии злословящих;
- отсутствие тщеславия — не иметь тщеславных мыслей и в присутствии людей;
- отсутствие гордости — смиренно думать о себе, даже когда делаешь что-то важное и обладаешь достоинствами и добродетелями.
Если человек достигнет такого состояния, то во всех словах, делах и помышлениях он руководствуется волей Божией, Бог живет в нем.
Слово 30. О вере, надежде и любви
Вера, надежда и любовь — три связывающие всё добродетели.
«Вера подобна лучу, надежда — свету, а любовь — кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость».
Любовь больше других, так как это одно из имен Божиих. Бог — это любовь.
Любовь — источник веры, долготерпения и смирения. Это уподобление Богу, по мере возможности человека, то, что не дает ему пасть и приводит к бесстрастию. Оскудение любви рождает в человеке страх.
Бог приходит только в сердце, очищенное страхом Божиим. Любовь меняет человека, дает радость, просвещает, искореняет страсти. Просвещение сердца приводит к просвещению тела. Тогда человеку уже почти не нужна пища, тело не так подвержено болезням.
Тот, кто любит Господа, любит и ближних. Любовь к ближним служит доказательством любви к Богу. Преподобный Иоанн называет любовь подательницей пророчества, виновницей чудотворений, источником огня в сердце.
Сила любви — в надежде. Надежда — владение сокровищем еще прежде его получения, упокоение в трудах, дверь любви. Она убивает отчаяние, это залог будущих благ. Без надежды невозможны труды и подвиги.
Надежда — это дар Божий. Ее оскудение приводит к умалению любви и сомнениям. Надежду разрушает гнев.
Несколько слов об авторе
Иоанн Лествичник вырос в обеспеченной семье и получил хорошее образование. В 16 лет он пришел в Синайский монастырь Неопалимой Купины, позднее монастырь Святой Екатерины, где стал учеником аввы Мартирия и через три года принял монашеский постриг.
Анастасий Великий и Иоанн Савваит предсказали, что Иоанн станет игуменом горы Синай. Через несколько лет, после смерти аввы Мартирия, преподобный Иоанн поселился в нескольких километрах от монастыря в пещере у подножия горы Синай, много времени посвящал молитве, днем работал в огороде, а вечером и ночью писал книги. После сорока лет уединения Иоанн был избран игуменом Синайского монастыря. За мудрость, духовные дарования и любовь к Богу его называли новым Моисеем. В этот период он и написал «Лествицу» по просьбе другого подвижника, святого Иоанна, игумена соседнего Раифского монастыря.
Незадолго до смерти преподобный оставил управлять монастырем своего родного брата Георгия, а сам вернулся к уединенной жизни в безмолвии на прежнем месте, где прожил до конца жизни. Уже в X веке Иоанн Лествичник почитался как святой.
Икона найдена по ссылке http://iconsv.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=viewcategory&catid=1422&Itemid=7
Исповедую Тебе, Господу Богу моему и Творцу, Единому во Святой Троице, прославляемому и покланяемому Отцу и Сыну и Святому Духу, все мои грехи, которые я совершил во все дни жизни моей, и во всякий час, и в настоящее время словом, делом, помышлением, объядением, пьянством, тайным вкушением пищи, празднословием, унынием, леностью, пререканием, непослушанием, клеветой, осуждением, небрежностью, самолюбием, жадностью, воровством, ложью, обиранием, корыстолюбием, ревностью, завистью, гневом, злопамятством, ненавистью, сребролюбием и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочии мои грехи, как душевные, так и телесные, которыми я Тебя, Бога моего и Творца, прогневал и ближнего моего обидел.
О них сожалея, виновным предстою пред Тобою, Богом моим, и имею желание покаяться: но только помоги мне, Господи Боже мой, смиренно со слезами молю Тебя, совершенные же согрешения мои прости по милосердию Твоему и разреши от всех, которые я перечислил пред Тобою, как Благой и Человеколюбивый.
Среда светлой седмицы
Тропарь святым, на Синайском полуострове просиявшим Глас 1
Пустынь Синайской, Раифской и Фаранской Святые, Ангелы во плоти, в пениих почтим, подражающе добродетелем их, зовуще согласно и глаголюще: слава Прославльшему вы, слава Венчавшему вы,/слава в бедах предстатели нам вы Показавшему.
Ублажаем Вас святые, на Синайском полуострове постившиеся, верою и деяньми прославльшиеся, и чтим святую Вашу память, наставницы в вере и собеседницы ангелов
Боже Отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не остави милость Твою от нас, но по молитвам их в мире управи живот наш.
>Ублажаем Вас, преподобнии мученицы Синайские и Раифские, и чтим святую память Вашу, наставницы монахов и собеседницы ангелов.
ЛЕСТВИЦА: ПУТЬ ОТ ЗЕМНОГО К БОГУ ЛЮБВИ
Преподобный Иоанн Лествичник
Духовная лествица святого апостола Петра
СТРАДАНИЯ – ЭТО ЛЕСТВИЦА ДУХОВНОГО ВОСХОЖДЕНИЯ
Лествица пастырского возрастания: есть ли ступени в жизни священника?
- << Назад
- Вперёд