- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Основы
- Опубликовано: 04 Май 2021
- Просмотров: 646
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-biblejskih-obrazov/629
Божий сад. Для человека совершенство всегда представлялось в виде огороженного сада с пышной растительностью, в котором царит спокойствие. При раскрытии смысла образа рая важно помнить, что именно такой в Библии изображается предназначенная Богом для человека жизнь. Едемский сад – не просто место, это также выражение образа жизни и состояния души. Едемский сад Бог насадил Сам (Быт. 2:8), поэтому в образе изначального сада совершенства и последующих есть не только описательная сторона, но и предписывающая.
Название парадиз («рай») происходит от персидского слова, означающего обнесенный стеной сад. Хотя в еврейском тексте Быт. 2 это слово не употребляется (там говорится о «саде Едемском» и «Едеме», саде Божием), тем не менее там выражается библейское понимание рая. В Быт. 2 нет никаких упоминаний о стене вокруг этого совершенного сада, но он все равно производит впечатление огражденного места безопасной жизни, и это впечатление находит подтверждение в образе пламенного меча, заградившего вход после изгнания, – здесь подразумевается наличие ворот, ведущих в сад. Образы растений и животных в Быт. 2 отличаются от тех, которые мы видим в Быт. 1, – здесь имеются в виду растения и животные, выращиваемые и разводимые человеком, в отличие от вселенского размаха, показанного в Быт. 1. Основные характерные черты совершенного сада выражаются в самом образе ограждения – отличия от обыденной жизни. Простота жизни в саду отделяет его от условностей, присущих цивилизованному миру, – это отчасти можно увидеть на примере Адама и Евы, без всякого стыда ходивших по саду обнаженными. В образе огражденного места выражается четкое различие между изначальным совершенством – идеальным прошлым – и падшим положением. В нем может также подразумеваться ограниченность и конечность человеческой жизни даже в ее изначальном совершенстве.
Быт. 2, можно выделить и другие темы. Одна из них – обеспечение насущных потребностей. Этот образ имеет непреходящее и всеобъемлющее значение, но, в то же время, нет сомнений, что он вызывал дополнительный интерес в аграрном обществе, жившем в засушливом регионе. Сады орошались, поэтому они были местами с буйной растительностью. Сад служил символом неиссякаемого источника изобилия и даров природы наподобие неувядающего дерева в Пс. 1. Само собой разумеется, что в этом зеленом мире выражалась также красота природы. В раю сочетаются утилитарный подход к деревьям как к «хорошим для пищи» и эстетический взгляд на них как на «приятные на вид» (Быт. 2:9). Идеал вечен, что делает рай (по словам К. С. Льюиса) сферой души, которая действительно существует и к которой надо часто обращаться.
Едемский сад был не только образом Божьего обеспечения, но и, как бы это ни казалось парадоксальным, местом человеческого труда. Ведь сады требуют ухода. В Быт. 2 сказано, что Бог взял сотворенного Адама и «поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Поэтому сад, помимо образов природы и отдыха на ее лоне, служит также образом человеческого прилежания, труда и стремления к достижению цели. Сад был местом, приготовленным для человечества, но также местом, требующим постоянной заботы. Наличие дерева жизни свидетельствует, что в саду были заложены основополагающие принципы жизни с избытком и обильного роста, и в такой обстановке естественным следствием идеального роста был идеальный труд. Работа Адама заключалась в самореализации и реализации возможностей окружающей среды. Здесь подразумевается необходимость выполнения определенных дел в нужное время, и мы впервые встречаемся с двумя важными темами библейского рассказа: Бог предоставляет место и обещает новые и более совершенные места, а человечество призывается к сотрудничеству в послушании для исполнения Божьих целей. Едем, Ханаан, небо: в этом последовательном ряду перечислены дары заботливого провидения, обусловленные, как это хорошо выражено в предании Второзакония, признанием и послушанием.
Одна из основных сторон образа рая – гармония. Адам и Ева изображаются живущими в гармонии с природой, как с растительным, так и с животным миром. Они жили также в гармонии друг с другом. Но эта гармония на природном и человеческом уровне затмевается прямым общением Адама и Евы с Богом. Сад, возможно, был огорожен, но он был открытым для Бога, Который посещал насажденный Им сад и «ходил в раю во время прохлады дня» (Быт. 3:8). Когда Адама и Еву изгнали (см. ИЗГНАНИЕ) из сада, они потеряли не только место – они потеряли также духовное положение, основывавшееся на свободном общении с Богом.
Можно отметить и другие мотивы, связанные с Едемским садом. В отличие от земных райских садов в преданиях античного мира, этот сад был не местом ничем не нарушаемого уединения, а местом непрестанного нравственного испытания, как о том свидетельствует присутствие в нем запретного дерева. С этим связан образ сада как места, побуждающего сделать решительный выбор. Более того, сад связывается с самым главным выбором, сделанным в истории мира. Самое сильное чувство, которое нас охватывает при чтении Быт. 2, выражается в осознании, что рай был потерян.
Небесный рай. В Библии рай показан также небесной реальностью. В трех стихах Нового Завета рай связывается с небесной жизнью (Лк. 23:43 2Кор. 12:4 Отк. 2:7), хотя подробности не приводятся. Основной текст – видение Нового Иерусалима, представляющего собой окруженный стеной город, но, вместе с тем, отличающегося характерными чертами рая с рекой, по обоим берегам которой стоят деревья жизни, приносящие плоды для народов (Рaй). Тогда как первоначальный рай был достаточно уединенным местом с всего двумя жителями, небесный рай населен значительно больше и более открыт. Стены украшены двенадцатью великолепными жемчужными воротами, которые никогда не закрываются (Отк. 21:25). По всей видимости, между искупленной землей и этим городом-садом будет поддерживаться постоянная связь, и проходящие через ворота будут приносить «славу и честь народов» (Отк. 21:26). В этом образе открытой ограды мы видим святое место, представляющее собой единое законченное целое, но, в то же время, находящееся в постоянном изменении. Небесный рай и, в меньшей степени, первоначальный рай основываются на парадоксе: они закрыты и, вместе с тем, открыты.
Тайна первозданного Рая
РАЙ НЫНЕ И В БУДУЩЕМ
Почему Литургию иногда называют ангельским служением?
В доме Отца Моего обителей много.
О жизни вечной на том свете в райских обителях
- << Назад
- Вперёд