Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=102182

Если плыть через Великий Устюг по Сухоне, оба ее берега производят невероятное впечатление: храмы разных веков создают красивейший архитектурный ансамбль, гармонирующий со всеми временами года. Наш рассказ – о нескольких великолепных устюжских храмовых комплексах и ансамблях на берегах Сухоны, которые стоит увидеть своими глазами.

Комплекс Соборное дворище

Центральное храмовое ядро города – Соборное дворище, расположенное на месте древнего детинца на левом берегу Сухоны. В его комплекс входят:

    • собор Успения Пресвятой Богородицы 1639–1658 годов с колокольней;

    • собор святого Прокопия Праведного 1668 года;

    • собор святого Иоанна Устюжского XVII – нач. ХХ века;

    • церковь Богоявления Господня (Власия Севастийского, XVII век);

    • церковь Алексия, митрополита Московского XVIII века.;

    • Архиерейское подворье XVII – XIX веков.

О каждом храме можно долго и много рассказывать.

Например, Успенский собор, история которого насчитывает более семи столетий, успел семь раз сгореть, еще будучи деревянным. И всякий раз его вновь отстраивали, и вновь он сгорал, пока в XVII веке не появился, наконец, каменный собор по образцу главного храма Московской Руси – Успенского собора Московского Кремля. Освятили главный устюжский храм в 1658 году. А позже и его опять много раз перестраивали. Южный фасад собора полностью закрывает построенная в середине XIX века двухэтажная теплая (придельная) церковь Благовещения. С восточной стороны к ней примыкает возведенная в конце XVII–XVIII веке высокая соборная колокольня. Резной барочный иконостас собора относится к 1780 году.

Собор Успения Пресвятой Богородицы. Фото: st-tsourkan.ru

Прокопьевский собор (собор Прокопия Праведного) с папертью и колокольней возведен в 1668 году «иждивением» устюжского купца Афанасия Гусельникова над могилой святого праведного Прокопия – блаженного чудотворца и небесного покровителя Великого Устюга. Известно имя мастера, создавшего собор: устюжанин Петр Дмитриев Котельников. Собор известен мироточащей иконой Благовещения и великолепным резным золоченым пятиярусным иконостасом первой половины XVIII века. Иконостас этот называют собранием устюжской живописи XVII–XVIII веков.

Небольшой, но монументальный собор Иоанна Праведного (соборный храм во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста) тоже возведен над гробом месточтимого святого Иоанна Праведного. Каменный собор построен на месте деревянного на средства одного из богатейших устюжских купцов Н. Ф. Ревякина в 1656–1663 годах.

Вид на храмы Соборного дворища открывается не только с набережной, но и со стороны Советского проспекта, Красноармейской улицы. А еще лучше смотреть на комплекс с противоположного берега Сухоны – со стороны Дымковской слободы.

Комплекс Михайло-Архангельского монастыря

Это второй по древности устюжский монастырь после Троице-Гледенского. Предание гласит, что мужской монастырь во имя Архангела Михаила в Великом Устюге основал преподобный Киприан Устюжский в XIII веке. Каменное строительство началось здесь в XVII веке. По благословенным грамотам Ростовских и Ярославских митрополитов Варлаама II и Ионы (Сысоевича) на средства устюжского купца Никифора Ревякина в 1653 году в обители построили и освятили теплую церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1653–1656 годах тот же купец Ревякин организовал и оплатил строительство каменного пятиглавого холодного (то есть неотапливаемого) храма во имя Собора Архангела Михаила. До него на этом месте стояла деревянная церковь с тринадцатью главками. Одновременно с собором поставили каменную восьмигранную шатровую колокольню. До нынешнего времени в соборе и на его паперти сохранились росписи разных веков, древнейшая из которых датируется рубежом XVII–XVIII веков. В конце 1680-х годов над монастырскими святыми вратами появилась церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. На протяжении нескольких веков в ней находился Владимирский образ, который устюжский иконописец Афанасий Соколов скопировал с московской святыни. В 1711 году над могилой преподобного Киприана встала церковь Преполовения Пятидесятницы.

На территории монастыря располагалось Великоустюжское духовное училище, а с 1737 по 1786 годы – Великоустюжская духовная семинария.

В 1918 году монастырь закрыли, до 1941 года здесь были концлагерь, исправительно-трудовой дом, следственное отделение, тюрьма. Затем сменилось несколько учреждений – от пехотного училища до автотранспортного техникума. Сейчас Михайло-Архангельский монастырь – часть Великоустюгского государственного музея-заповедника, памятник истории и культуры федерального значения.

Ансамбль дымковских церквей Дымковская слобода

Дымковская слобода – на правом береге Сухоны, напротив центральной части Великого Устюга. Отсюда открывается великолепный вид на городскую набережную и Соборное дворище. В свою очередь, со стороны набережной – огромное удовольствие любоваться Дымковским архитектурным ансамблем. Недаром эти виды считаются визитной карточкой города.

Два храма одного прихода: храм побольше – «холодный», поменьше – «теплый» – это традиционная система храмовой застройки на Руси, особенно актуальная на Русском Севере. Сейчас здесь стоят каменные сооружения, а в конце XIV века храмы в Дымково были деревянные. Выстроили их в память участия устюжан в Куликовской битве.

Одна из церквей посвящена Димитрию Солунскому, другая – Сергию Радонежскому. Их много раз возводили на месте сгоревших или обветшавших предшественников. До наших дней дошли каменная холодная церковь 1700–1708 годов и теплая церковь середины XVIII века.

Они очень красивые, великолепно вписаны в ландшафт, их обожают фотографы. Правда, внутрь войти не получится – фотографировать можно только снаружи: в 1930 г. храмы закрыли, сняли с колокольни колокола, уничтожили многие элементы интерьеров, в том числе иконостасы Сергиевской церкви. Разобрали каменную ограду, которая окружала ансамбль, – от нее сохранились лишь восточные ворота и частично угловая юго-восточная башенка. В 80-х годах ХХ века церкви реставрировали, но внутрь по-прежнему не пускают. Сегодня ансамбль дымковских церквей охраняется государством как памятник истории культуры федерального назначения и закреплен за Великоустюгским государственным музеем-заповедником для внешнего показа.

В начале XXI века правый берег Сухоны, который в половодье сильно размывало, пришлось укрепить бетонными конструкциями. Храмы были спасены, но традиционный вид ансамбля с противоположного берега, конечно, изменился. И все же стоит обязательно пересечь Сухону по мосту и доехать до Дымковской слободы или на экскурсионном автобусе, или на машине – эти храмы достойны внимания.

Ансамбль Спасо-Преображенской и Сретенско-Преображенской церквей

На нынешней Комсомольской площади Великого Устюга когда-то стоял Спасо-Преображенский женский монастырь. Основан он был в 1422 году, а в 1764-м закрыт. Остались два каменных храма – Преображения (1689–1696 годы) и Сретения (1725–1740 годы).

Деревянные церкви – теплая Преображенская и холодная Сретенская – стояли на этом месте еще до XV века, когда игуменья Анисья решила основать здесь обитель. В конце XVII века оба деревянных храма и колокольня сгорели. Успела сгореть и заново отстроенная деревянная Сретенская церковь. Два каменных храма встали рядом лишь в первой половине XVIII века, а во второй половине монастырь уже закрылся, и церкви стали приходскими. В 1928 году закрыли и их. Сейчас здания обеих церквей отданы Великоустюгскому центральному архиву.

Каменный пятиглавый Спасо-Преображенский храм очень напоминает Архангельский собор Михайло-Архангельского монастыря. Отличие лишь в более скромных размерах и внешнем убранстве – в Спасо-Преображенском храме использовано много изразцов местного производства. Сени и своды в алтаре Спасо-Преображенского собора в 1756 году украсили живописными изображениями. По западной стене церкви под сводами выстроили деревянные хоры, которые в старину составляли принадлежность соборных церквей.

Сретенско-Преображенская церковь интересна тем, что в ее верхних ярусах предусматривался ярус колокольного звона – такие церкви назывались «под колокол».

Ансамбль Николо-Гостинской церкви и колокольни

На берегу реки Сухоны, на территории бывшей торговой площади, расположен Никольский храм с колокольней – памятник архитектуры ХVII–ХIХ веков. Это самый ранний пример устюжского каменного двухэтажного храма, объединившего зимнюю и летнюю церкви.

Николо-Гостинская церковь. Фото: Благовест-инфо

Церковь Николы стоит на берегу Сухоны на территории старого торга. Основали его «гости», приезжие торговцы в 80-х годах XVII века. Строили долго – строительство завершилось лишь в 20-х годах XVIII века.

Как получилось, что Никольская церковь – двухэтажная? Подклет храма сначала служил хозяйственным целям, а потом его расширили и переделали для зимнего храма. Летний храм расположили на верхнем этаже.

Рядом с храмом стоит ярусная колокольня. Встроенные пристройки сделаны с уступом, так как над алтарными частями храмов нижнего этажа не должно быть помещений иного назначения, кроме алтаря.

В 1986 году после реставрации в здании Никольской церкви открыли выставочный зал музея. Сегодня здесь развернуты экспозиции Музея этнографии.

* * *

Мы рассказали лишь о нескольких ансамблях, но в Великом Устюге множество и одиночных церквей, и часовен. До революции в городе с населением около 12 тысяч человек насчитывалось 40 церквей и пять монастырей. Сегодня на балансе Великоустюгского музея – 28 храмов. Правда, службы проводятся не везде: есть заброшенные, полуразрушенные здания церквей, есть и такие, в которых располагаются музеи и учреждения.

Наталья Харпалева

1 декабря 2022

Источник: Global Orthodox

Количество просмотров материалов
1448650

доска объявлений