Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

источник http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=81393

1 февраля 1919 года в Петрограде было организовано Александро-Невское братство, создание которого благословил патриарх Тихон

Александро-Невское братство

19 января 1918 года

Прибытие отряда из 17 матросов и красногвардейцев вызвало в Александро-Невской лавре настоящую тревогу: на колокольне ударили в набат, к воротам потянулись толпы народа. То тут, то там раздавались крики:

– Православные, спасайте церкви!

– Братцы, постоим за веру христианскую!

Между тем комиссар отряда Иловайский вместе с матросами молча прошёл в покои митрополита Вениамина.

– Вот мандат наркома товарища Коллонтай! – Иловайский подал владыке сложенный лист бумаги. – Приказано сдать всё лаврское имущество: вещи, ценности, капиталы и помещения.

– Не курите в лавре! – митрополит Вениамин строго посмотрел на одного из матросов, жевавшего папиросу в углу мокрого рта. – Здесь же святыни!

– Это для вас святыни, – пьяно ухмыльнулся тот,  – а для нас так, доски крашеные. Сымай их скорее, а не то все образа в печку покидаем…

Договорить ему не дали. Двери распахнулись, крепкие руки вырвали у матросов  винтовки и сноровисто вынесли товарищей краснофлотцев на площадь у Митрополичьего.

– Да я вас!.. – растерянно озирался Иловайский, хватаясь за кобуру. –  Да я стрелять буду!

Но револьвер у него уже отобрали.

Разоружили и всех остальных краснофлотцев. Дело грозило окончиться самосудом, но один из монахов сумел вывести Иловайского из лавры. Разгневанный комиссар тут же позвал подмогу – два грузовика краснофлотцев с пулемётами, которые тут же открыли огонь очередями по звонарям на колокольне. Но тут к грузовикам бросился отец Пётр Скипетров, протоиерей Скорбященской церкви, что за Невской заставой, принимавший участие в защите лавры.

– Не стреляйте! Хватит насилия и кровопролития на территории храмов!

– А это что ещё за вошь?! – презрительно ухмыльнулся один из матросов и выстрелил отцу Петру в лицо.

Убийство священника стало последней каплей терпения защитников лавры, которые всерьёз вознамерились учинить расправу над вооружёнными бандитами

Заливаясь кровью, священник как подкошенный упал в грязный снег. Позже стало известно, что пуля попала в рот, раздробила челюсть и засела в шее. Уже в госпитале отец Пётр скончался.

Убийство священника стало последней каплей терпения защитников лавры, которые всерьёз вознамерились учинить расправу над вооружёнными бандитами.

Но тут красные сдались, решив спасаться бегством.

* * *

С первых дней Октябрьского переворота большевики начали отбирать у церкви храмы, а принятый в январе 1918 года «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах» окончательно развязал руки новой власти: теперь она совершенно «законно» могла отбирать у церкви любое имущество, включая и помещения. Наконец, в 1919 году начались разговоры и о захвате Александро-Невской лавры в Петрограде – вопрос реквизиции лоббировала сама нарком государственного призрения Александра Коллонтай, планировавшая использовать монастырские помещения для нужд своего наркомата.

И тут на защиту лавры встали верующие – буквально сотни тысяч людей.

Было зачитано и послание патриарха Тихона: «А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав церкви православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброй волей становиться в ряды духовных борцов…»

Как ответ на этот призыв и родилось Александро-Невское православное братство.

Правда, процесс рождения братства довольно длительный период, а окончательно идея духовного братства оформилась только через год – 1 февраля 1919 года, когда к той части дружины верующих, возникшей в 1918 году для защиты святынь лавры, присоединился  молодёжный кружок, включавший в себя молодых монахов и мирян.

Возглавляли этот кружок, а затем и братство, три молодых иеромонаха – насельники лавры: Иннокентий (Тихонов) и два родных брата Лев и Гурий (Егоровы), а членами становились не только монахи или высокообразованные миряне, профессора петроградских вузов, но и мещане, рабочие, ломовые извозчики, счетоводы, пенсионеры, готовые защищать монастырь. О решимости братчиков говорят принятые в братстве обеты: «На собрании братства было принято решение, что все действительные члены братства обязаны дать торжественное обещание перед ракой Александра Невского защищать святыни лавры до смерти».

Крестный ход на Невском проспекте 1918 года

* * *

Когда угроза захвата Лавры миновала, то братство значительно расширило свою деятельность. Оно помогало репрессированным и их родным, поддерживало больных, серьёзное внимание в братстве уделялось духовному образованию. В нём существовало несколько кружков: литургический, философский, богословский, по изучению монашества – мужской и женский.

Один из членов Александро-Невского братства вспоминал: «В 20-м и 21-м годах, несмотря на тяжёлые условия голодного и холодного существования (очень плохо было с топливом) и всякое неустройство во всех областях хозяйства города и страны в целом, верующие люди находили великую поддержку в церкви, в церковных службах, крестных ходах, ночных молениях, беседах. Особенно молодёжь горела духом. При многих храмах были молодёжные объединения, кружки, детские группы, многие учились в богословском институте, посещали пастырские курсы».

Вскоре в Петрограде начали появляться и похожие братства. Газета «Известия» писала: «В Петрограде свирепствует какая-то эпидемия братств, духовных кружков, подготовительных религиозно-схоластических школ. Духовенство обрабатывает этим путём молодёжь…»

* * *

В 1922 году на церковь обрушилось новое испытание – обновленческий раскол. Митрополит Вениамин Казанский оценил ситуацию и принял решение об отлучении от церкви главного лидера «Живой церкви» и самозваного митрополита Александра Введенского.

Это решение дорого обошлось митрополиту: 1 июня 1922 года митрополит Вениамин Казанский был арестован. Было открыто два уголовных дела: о православных братствах и о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Всего в  деле было 110 обвиняемых.

Судебный процесс проходил с 10 июня по 5 июля 1922 года в бывшем здании Дворянского собрания. На процессе отец Вениамин держался мужественно, вину не признал, а последнее слово преимущественно посвятил доказательствам невиновности других подсудимых.

В итоге митрополит Вениамин вместе с тремя ближайшими помощниками – архимандритом Сергием (Шеиным), Юрием Новицким и Иваном Ковшаровым – были вскоре тайно расстреляны. Точное место казни неизвестно.

После казни митрополита Петроградский губисполком вынес распоряжение о передаче всех жилых помещений и служб лавры в ведение городских властей. В 1926 году начался и процесс закрытия храмов. Уже через десять лет все тринадцать монастырских церквей были ликвидированы. К 1936 году на территории лавры находилось 17 учреждений, в том числе две средние школы, детский дом культуры, автошкола, институт народов Севера, пять рабочих общежитий, институт Гипрогор, фабрика венских стульев и т. д. В Троицком соборе, закрытом в 1932 году, помещался склад универмага «Пассаж».

* * *

В 1922 году был арестован и отец Гурий Егоров. Его взяли по «Делу православных братств» вместе с другими руководителями Александро-Невского и других петроградских братств. Был приговорен к 3 годам ссылки, которую провёл в городе Полторацке (ныне Ашхабад).

Вернувшись в 1925 году в Ленинград, отец Гурий стал настоятелем нескольких церквей в лавре, а также Успенской церкви подворья Киево-Печёрской лавры. Одновременно он был и преподавателем Богословско-пастырского училища, где читал историю церкви, и руководителем Александро-Невского братства.

Но в мае 1927 года отец Гурий снова был арестован – за хранение и распространение лекций контрреволюционного характера, то есть фактически за свои труды в училище. Через полгода его освободили под подписку о невыезде, но затем последовал новый арест по делу религиозно-философского общества. Приговор – 5 лет лагерей.

Уже вернувшись из лагерей, он вспоминал:

«В лагере я исповедовал и причащал людей. Исповедь происходила во время прогулок, на ходу. Разрешительную молитву читал наизусть, незаметно совершая крестное знамение над человеком. Потом давал Святые Дары, завернутые в чистую бумажку, крошечку, – и говорил: «А это Вы скушаете завтра натощак». Так происходило причащение и исповедь у заключённых. Это было как солнечный луч в нашей жизни».

* * *

В 1937 году был арестован весь основной состав Александро-Невского братства, а два его руководителя – архиепископ Иннокентий (Тихонов) и отец Лев (Егоров), брат отца Гурия –  расстреляны. Однако братство не погибло.

Часть уцелевших после ссылок и лагерей братчиков поселилась под Боровичами Новгородской области – на родине своих духовных отцов Льва и Гурия. Ещё одним местом поселения членов братства стал Ташкент, где после лагеря жил единственный священнослужитель братства отец Гурий. Один из его духовных сыновей Константин Вендланд вспоминал: «Мы жили удивительной жизнью: с одной стороны, глубоко церковной, с другой – активно-гражданской. До сих пор я считаю такое соединение самым лучшим. Своей церковности мы не афишировали, более того – стремились к тому, чтобы никто из посторонних о ней не знал. Это достигалось очень легко, потому что мы не были болтливы, а в гражданской жизни работали очень напряжённо».

Владимир Тихомиров

Источник: S-t-o-l.com

 

20 января, то есть на следующий день после убийства отца Петра, митрополит Вениамин пригласил всех православных на общегородской крестный ход в защиту церкви. И этот крестный ход, к немалому удивлению большевиков, собрал несколько сотен тысяч человек. Митрополит Вениамин обратился к множеству людей, заполнивших всю Александро-Невскую площадь, с призывом активнее защищать храмы от поругания.

Количество просмотров материалов
1430171

доска объявлений