Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=103721

Несколько вещественных памятников: документы эпохи – начало XX столетия

Посадское Общество хоругвеносцев было создано в 1892 году, юбилейном со дня кончины преподобного Сергия Радонежского. В архивных описях за 1893 год есть заголовок дела об открытии Общества, с пометой «выбыло»: похоже, что дело могло заинтересовать следственные органы НКВД, в ведении которого находились все государственные архивы. Его название гласит: «О ходатайстве жителей Сергиевского Посада открыть Общество хоругвеносцев на память 500-летия со дня преставления пр. Сергия для участия в крестных ходах». Главой Общества, согласно его Уставу, считался митрополит Московский.

 

Крестный ход с участием хоругвеносцев

Немаловажным было то, что хоругвеносцы Сергиева Посада – патриотическая организация; участники Общества – православные люди, которые поддерживали русскую государственность. Но, прежде всего, они заботились о культуре, заказывая искусные художественные знамена, поддерживая различные церковные мероприятия, создавая праздничный дух во время проведения обширных молебствий на Красногорской площади в Лавре, поэтому неудивительно, что общество на второй год своего существования насчитывало до 350 членов.

Среди членов этого Общества были купцы и ремесленники, люди из духовного звания. Многие из них были видными людьми города, и все они желали внести свою лепту в его «благое устроение» – вместе они представляли собой творческий союз. В письме с просьбой о принятии иконы святого Мефодия Пешношского ради крестных ходов с ней порядка 70 подписей. Иван Федорович Зайцев владел шелкоткацкой фабрикой. Мы не знаем, жертвовал ли он ткани в Лавру, но такая традиция в обители была: в течение многих лет паломники приносили к мощам преподобного Сергия холсты и ткани. Семенчинский Сергей Егорович был кустарем, он был расстрелян в 1938 году на Бутовском полигоне, а в справке на арест основным обвинением было то, что он был членом Общества хоругвеносцев.

Хоругвеносцам полагалось иметь форменный кафтан из сукна темно-синего цвета с бархатными обшлагами малинового цвета с серебряными галунами  и шнуром: с 1903 года это был обычный уставной мундир для всех обществ. Членам Общества присваивался нагрудный серебряный знак с изображением в овальном круге хоругви с крестом вверху и аббревиатурой: «С. П. О. Х.», а также годом создания «1892». На этом металлическом знаке хоругвь имеет вид шитой со шнурами. Известен акт дарения хоругви православным бурам «в знак сочувствия защитникам Родины», хоругвь при этом была из золотисто-желтого шелка, по которому черной краской был изображен восьмиконечный крест с надписью «Сим победиши», а с другой стороны сюжет благословения преподобным Сергием великого князя Дмитрия Донского. В 1899–1902 гг. шла англо-бурская война на юге Африки, в которой русское общество деятельно сочувствовало бурам – голландским поселенцам, отстаивавшим свою независимость.

Хоругвеносцы. Фото: рushkino.tv/news

Помимо крестных ходов, кафтан разрешалось носить при отправлении в церковь, в праздничные дни и при представлении начальству. Своим внешним видом учредители Общества ориентировались на академические образцы русской народной одежды, которая при этом перекликалась с военной формой эпохи Александра III.

 На следующий год после своего открытия Общество преподнесло хоругви в дар Троице-Сергиевой Лавре, а затем, в 1903 году, – для Саровской пустыни, поскольку вообще сооружение хоругвей в память каких-либо особенных событий было, конечно, одной из его основных задач. Эти четыре кипарисовые хоругви хорошо известны по фотоальбому «Виды Саровской пустыни», изданному после прославления преподобного Серафима. Судя по их внешнему виду, они достаточно легкие, мобильные, а их навершие компактное. Это не огромные тяжелые хоругви из просечного металла. На них изображены избранные святые по одному или по два, в том числе и сам Саровский чудотворец.

Сооружение хоругвей в память каких-либо особенных событий было одной из основных задач Общества

Члены Троице-Сергиевского Общества хоругвеносцев были непременными участниками, как тогда говорили, «высокоторжественных» событий, происходивших в Лавре и Сергиевом Посаде. Делегация Общества принимала участие в процессии перенесения тела Императора Александра III, возложив на его гроб венок с надписью: «Царю-миротворцу от преданных хоругвеносцев Троицкого посада».

Думается, что чаще всего хоругвеносцы участвовали во встречах царских особ, которые происходили около Святых врат; принимали участие в молебнах, проходивших на Красногорской площади перед Лаврой, в праздничных крестных ходах, например, в день Крещения Господня. Скорее всего, участники общества реже участвовали в «малых» крестных ходах к местным часовням и не принимали участия в дальних крестных ходах, таких как «хождения» с иконой преподобного Сергия, которая находилась «в ходу» по городам и весям по нескольку месяцев.

Помимо прямой цели – придания порядка и большей торжественности  крестным ходам, Общество ставило своей целью поддержание благолепия в храмах Посада. В документах архива Древних актов в шнуровой книге сохранилась запись о том, что Сергиево-Посадское Общество хоругвеносцев пожертвовало в 1906 году к раке святых мощей преподобного Сергия сребропозлащеную лампаду. И в документах, наряду с лампадой и ее материалом, указывается и оплата  жертвы на масло. 500 рублей на масло – это была довольно крупная сумма.

Повсеместно хоругвеносцы ходатайствовали об учреждении новых крестных ходов, в которых изъявляли живейшее желание участвовать, – что мы видим и в деятельности Сергиево-Посадского Общества. Через городского старосту Сергиева Посада Общество ходатайствовало перед наместником о принятии образа святого Мефодия Пешношского из монастыря Сергиево-Посадской епархии. Хоругвеносцев поддержал и благочинный церквей Сергиево-Посадского округа, протоиерей Михаил Багрецов. Духовный собор также горячо поддержал это предложение, но Преосвященный не одобрил его.

Зато из этих документов мы узнаем о практике других крестных ходов в пределах Московской губернии и об участии Сергиево-Посадского Общества хоругвеносцев в них. Из прошений хоругвеносцев на имя Городского старосты становится известно, что ранее при торжественной обстановке «принимали из Дмитрова Животворящий Крест». Хоругвеносцы были не только свидетелями, но и участниками этого события. Животворящий Крест – одна из известнейших сохранившихся святынь российской земли – находится ныне в храме святителя Николая в Толмачах вместе с Владимирской иконой Божией Матери XII столетия.

Еще одно письмо общества хоругвеносцев в Лавру было решено «оставить без внимания» (такая резолюция). В нем делается экскурс в историю крестных ходов, говорится о том, что в Лавре есть несколько исторических крестных ходов «преимущественно по ограде», а из больших, вокруг монастыря – только один, в честь Успения Божией Матери. Предлагалось сделать крестный ход в день памяти преподобного Сергия более масштабным. Видимо, руководство монастыря отнеслось к этому предложению как к излишнему новшеству, тогда как уже была традиция износить из Лавры икону Преподобного по городам, селам и деревням на все лето. Важно, что мы узнаем: Общество тяготело к народным масштабным крестным ходам, связанным с городской средой.

В 1909 году Общество передало Лавре икону преподобного Нила Столобенского, пожертвованную ему, в свою очередь, Осташковским Обществом хоругвеносцев. Староста Общества обратился к наместнику с предложением встретить икону на станции «Сергиево» и торжественно препроводить ее  в обитель вместе с шествием. Образ был поставлен в церкви святых Зосимы и Савватия. И это событие было ответным: принесенную в дар икону преподобного Сергия в 1907 году встречали в городе Осташкове, что мы узнаем из того же письма.

Сергиево-Посадское Общество хоругвеносцев постоянно инициировало крестные ходы, праздники, готово было позаботиться об их совершении – им важно и необходимо было только благословение Лавры (и через нее московского митрополита). Общество заручалось поддержкой своих начинаний практически всех Сергиево-Посадских купцов, что видно по подписным листам (в конце практически любого прошения). Сейчас возрождаются различные православные организации, и мы можем видеть, какое именно наследие оставило нам дореволюционное Общество. Основную задачу Общество хоругвеносцев в царской России, помимо участия в церковных праздничных мероприятиях, видело в активном участии в жизни приходов через благотворительность.

Жанна Курбатова

26 апреля 2023

Источник: Московский Сретенский монастырь

Количество просмотров материалов
1434321

доска объявлений