Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

https://azbyka.ru/o-prichashhenii-na-pasxu-i-svetluyu-sedmicu

митрополит Иларион (Алфеев)

Я считаю, что священники, которые не благословляют причащаться на Пасху, допускают очень грубую ошибку. Почему? Потому что Литургия служится для того, чтобы люди причащались.

В Великий Пост по будням – по понедельникам, вторникам и четвергам – Литургия не служится. И это отсутствие возможности причаститься и является знаком покаяния и поста. А тот факт, что Устав предписывает служить Литургию на Светлой Седмице каждый день, как раз и означает, что люди призываются каждый день причащаться.

Почему они не должны поститься в Пасхальную седмицу? Потому что, как сказал Христос, «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?»

Пасха – самый главный праздник христианской Церкви. Весь Великий Пост является подготовкой к Пасхе. Как можно требовать от человека, чтобы он ещё и в Светлую седмицу тоже постился, если он хочет причащаться!

 

https://foma.ru/prichastie-na-svetloy-sedmitse-chto-delat-html.html

Как причаститься на Светлой седмице?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Правило ко причащению составляет чтение пасхального канона (который и так читается на Утрене перед Литургией), часов Пасхи и Последования ко Причастию.

Что касается исповеди: если вы исповедовались последний раз не раньше Лазаревой субботы или одного из дней Страстной седмицы и не имеете на душе нераскаянных тяжких грехов, то по благословению священника вы можете причащаться на Светлой без предварительной исповеди. Эта церковная традиция опять же таки связана с тем, что перед Пасхой был Великий пост - время нашего сугубого покаяния.  А Пасха - время радости о Христе Воскресшем, которую ничто не должно заслонять.

В 2015 году проходившее в Москве Архиерейское совещание утвердило документ «Об участии верных в Евхаристии». О причащении на Светлой седмице в нем говорится следующее:

“Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития”.

Светлая седмица

Мы и СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА

История пасхальных яиц Фаберже

КАК ВЕСЕЛИТЬСЯ И НЕ СОГРЕШАТЬ?

ПРАЗДНИК – ЭТО СОСТОЯНИЕ ДУШИ

Веселье

 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=94372

Тема службы в Великий Вторник

Богослужения пронизаны переживаниями конца мира, посмертного бытия и воздаяния. Тон задают евангельские чтения, длинные и насыщенные…

На утрене – большой фрагмент Евангелия от Матфея (22,15-23,39). Он начинается с на первый взгляд не имеющего отношения к теме эпизода про динарий с изображением кесаря («Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»).

А седальны на утрене рассказывают о личной катастрофе Иуды:

Совещание беззаконное против Тебя, Спаситель, священники и книжники коварно по зависти собрав, подвигли Иуду на предательство; потому он отправился бесстыдно и говорил о Тебе беззаконным людям: «Что вы мне, – он сказал, – дадите, и я вам предам Его в руки ваши?»…

Иуда сознательно предается сребролюбию… от света отпадает, предпочитая тьму, сговаривается о продаже, продает Бесценного… От его участи избавь нас, Христе Боже…

В этих стихах нам дана история человека, который предпочел «кесарево» «Божьему». Но это не единственное в богослужении Великого Вторника размышление о неправильном распоряжении деньгами. На Литургии Преждеосвященных Даров будет читаться такой же большой отрывок из Евангелия (Мф.24,36-26,2), состоящий из нескольких притч. Одна из них – притча о талантах. К ней авторы богослужений будут возвращаться неоднократно. Некоторые стихиры глубоко толкуют рассказанную Христом историю как призыв к милосердию и, как ни странно, миссионерской деятельности:

Придите, верные, потрудимся усердно для Владыки, ибо Он подает рабам Своим богатство; и каждый соразмерно да приумножит благодати талант: один мудрость да употребляет на добрые дела, а другой служение просвещения да совершает. Да приобщает же верный к слову Божию непосвященного, и да раздает богатство бедным иной: ведь так мы взаймы нам данное приумножим…

Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа, не скрывай слова Божия, возвещай чудеса Его, чтобы, умножив благодатный дар, войти тебе в радость Господа Твоего…

Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант. Со страхом дар прими, отдай в рост для Давшего тебе, раздай нищим и приобрети этим друга в Господе, чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе, и услышать блаженный глас: «Войди, раб, в радость Господа Твоего!»

Интересно, что эти строки перекликаются с призывом к апостолам исполнять сказанное фарисеями, но не подражать им в делах, из первого евангельского чтения: «Итак все, что они скажут вам, исполняйте и храните, по делам же их не поступайте: ибо говорят они и не делают. Связывают они ноши тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людей, сами же и пальцем своим не хотят двинуть их», – и с проклятием в адрес фарисеев за неправильную миссионерскую деятельность: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, чтобы обратить хотя бы одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны вдвое худшим, чем вы». Так вот, получивший талант веры должен сочетать в себе верное учение, добрые дела, желание проповедовать ради Христа, а не ради собственной славы.

Два сквозных сюжета богослужений этого дня – Страшный Суд, на котором каждому воздастся по делам его: ягнята и козлята, первые из которых послужили Христу через ближних, а вторые – оттолкнувшие Его, пройдя мимо страждущих, и притча о десяти девах. Притчу о десяти девах все помнят: подружки невесты со светильниками в руках ждут жениха, засыпают, но когда он в полночь приходит, оказывается, что лампады у пятерых из них погасли из-за недостатка масла. Девушки по совету подруг бегут к продающим за маслом, а когда возвращаются, свадебный пир уже начался, и жених им не открывает дверей.

Богословы толкуют притчу однозначно: масло – это добродетели, причем в первую очередь – милосердие, по созвучию греческих слов ἔλαιον – елэон (масло) и έλεος – елеос (милосердие). Авторы церковных текстов с ними солидарны. Косьма Маюмский, автор двупеснца (короткого канона, своего рода богослужебная поэма) на утрене призывает:

Пусть в сосудах нашей души будет достаточно елея щедрости, чтобы времени распределения даров не потратить на закупку.

Что любопытно, на службе звучит надежда на прощение даже тех, у кого елея недостаточно – от лица молящегося грешника произносятся слова:

От душевного нерадения задремав, о Христос Жених, не приобрел я светильника, горящего добродетелями, и уподобился девицам неразумным, во время работы мечтая. Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка, но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни и с разумными девами введи в Твой брачный чертог…

Здесь стоит задуматься об историческом контексте евангельского повествования. Пять девиц, которым не хватило масла, не зря названы неразумными. Для человека того времени притча звучит как анекдот: ночных супермаркетов тогда не было, так что девушки с горящими лампадками могли предложить подружкам пойти купить масла в полночь только в шутку.

Что на самом деле надо было сделать? Ничего особенного. Встать рядом с мудрыми девами и пойти с ними, попросив прощения у жениха. Понятно, что перед Богом покаяние – это не извинения за неподобающий вид на застолье.

Но суть примерно одна: кайся – и у тебя немалые шансы быть прощенным; держись хороших людей – и, освещенный светом их добродетели, увидишь дорогу к Богу.

Вообще образ брачного пира – один из ключевых не только в богослужениях Страстной недели, но и во всей церковной жизни. Само Таинство Евхаристии указывает на брак Христа с Церковью и души с Богом. «Се, Жених…» – песнопение полунощницы в течение всего года. С брачного пира начинаются чудеса Христа – в Кане Он превращает воду в вино. Про брачный пир Он рассказывает множество притч.

Понедельник, вторник и среда Страстной недели отсылают к притче, которая в эти дни не читается – о брачном пире, «званых и избранных», из 22-й главы Евангелия от Матфея:

«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов, ибо много званых, а мало избранных».

Судя по всему, царь не просто звал на пир, но и предлагал нарядную одежду гостям (по крайней мере, психологии героев Христовых притч это соответствует: притчу о талантах, розданных царем своим рабам, мы вспоминали несколько абзацев назад). Гости же либо просто проигнорировали, либо вообще убили посланников. Возможно, отобрав подарки. Царь, разумеется, наказал вконец потерявших стыд друзей, а рабам своим приказал собрать на улицах совершенно незнакомых людей и привести на пир.

И вот уже во время всеобщего веселья выясняется, что один из гостей – без нарядной одежды. На вопрос, как он вообще сюда попал в таком виде, он не отвечает. А дальше следует очень странный приказ царя: выставить его вон, во тьму, связанным. Откуда такая жестокость? Есть толкование, что он просто отбросил дар приглашающего и заявился в рабочем костюме прямо с поля (в наше время – с завода или из офиса), а то и в нищенских лохмотьях, тем самым проявляя неуважение. Но возможен и другой вариант: это был один из тех, кто отказался от посещения брачного пира, а потом передумал. Не зря же хозяин называет его другом. Тогда сцена приобретает новую окраску: опять же, это человек, не умеющий просить прощения. Гость мог подойти к хозяину и извиниться, мог на его вопрос ответить: «Прости, друг, я в последний момент бросил все дела и пришел к тебе», да мог хотя бы щетку попросить почистить свой костюмчик – но, вероятно, по гордости и ложному стыду не стал ничего объяснять. Такое бытовое хамство.

На ту же мелодию, что и «Се, Жених…», поется еще одно песнопение:

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.

Перевод очевидно излишен. Снова и снова Церковь самим богослужением настойчиво повторяет, прямо-таки вдалбливает нам важную мысль: напортачил – проси прощения.

Твои грехи перед Богом – такая же мелочь, как неподходящая одежда и недостаток масла. Но только если ты искренне осознаешь, что был не прав.

Это уже не совсем то, что покаяние (покаянию были посвящены предыдущие сорок дней) – покаяние предполагает исправление, хотя бы потенциально. А на Страстной времени на исправление нет. Брачный пир вот-вот начнется. Пора набраться смелости, подойти к гостеприимному, но строгому Хозяину и попроситься за стол, хотя бы на самый краешек…

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)

 

Источник: "Православие и мир"

 

https://vverh-dm.ru/experts/tochka_zreniya/protoierej_sergij_ryzhov_blagoj_primer__eto_80__zaloga_horoshego_vospitaniya

  • ФИО: Рыжов Сергей Викторович
  • Должность, регалии: священнослужитель, протоиерей, настоятель семи приходов Большемуртинского и Сухобузимского районов Красноярского края
  • Специализация: священнослужение
  • Жизненное кредо: «Если не я, то кто?»

Рыжов Сергей Викторович

О том, как одноногий инвалид голодных кормил; о том, как прапрадеду нашего героя удалось чудом деревенский храм сохранить; о том, как профессиональный повар вдруг стал священнослужителем; о том, как матушка-хореограф воспитывает 11 детей; о проблемах деревенских храмов, о семейном досуге, о родительской власти и свободе воли детей, о воспитании в детях правды, чистоты и добра – об этом и о многом другом - в нашем интервью с настоятелем семи приходов Большемуртинского и Сухобузимского районов Красноярского края, протоиереем Сергием Рыжовым.

- Батюшка, каким было Ваше детство? Какие ситуации и люди повлияли на формирование Вашей личности?

- В моей жизни главную роль заняла бабушка Екатерина: именно она большую часть детства меня воспитывала, поскольку мои родители развелись, и я остался жить с бабушкой по отцу. Конечно, я жил и у мамы, и у другой бабушки - Зои, где проводил каждое лето. Баба Катя очень рано осталась вдовой, и ей поступало много предложений выйти замуж, но она выбрала воспитание внука, и осталась моим Ангелом Хранителем.

В моей детской памяти запечатлелось жертвенное служение бабушки, я с детства его наблюдал, ощущал, и оно питает меня до сих пор. Жертва во имя Господа и во имя любви – бабушка добровольно несла крест своего сына. К Богу она пришла уже в зрелом возрасте, но жизнь её всегда была христианской.

Наверное, основы закладываются ещё в детстве… У моей бабушки был потрясающий дед (мой прапрадед): Елисей Савельевич Курбан служил старостой храма, который был в числе немногих красноярских храмов сохранён во времена гонений. В те страшные годы осталось всего три незакрытых храма во всём Красноярском крае, и один из них – храм Архангела Михаила в с. Новоберёзовка Идринского района Красноярского края – его сохранил мой прапрадед. Храм, кстати, до сих пор существует, он действующий!

А дело было так: в молодости дед стал инвалидом, оказавшись жертвой несчастного случая на советской стройке. Всю оставшуюся жизнь он прожил без ноги, передвигаясь на деревянном протезе. Во времена правления Хрущёва храм Архангела Михаила, в числе прочих, власти решили закрыть, чтобы использовать помещение под свои нужды. Но Елисей Савельевич не позволил этого сделать! Он продал корову – единственную кормилицу – и поехал в Красноярск (инвалид на одной ноге!) на разговор к высокому начальству. Там он напомнил, что стал инвалидом на советской стройке, и сейчас его единственная возможность кормить семью – служение старостой при храме. Это, конечно же, была лишь отговорка, внутренняя причина была гораздо глубже. Но Краевой комитет принял решение – отменить решение Районного совета о закрытии храма. Дед вернулся домой радостным, хоть и потерял корову, но зато храм сберёг от закрытия! И, представляете, когда дед приехал, то увидел в почтовом ящике свёрток с суммой, которая была эквивалентна стоимости коровы.

Господь всячески помогал деду и его семье, буквально кормил. Вот представьте: много ли может на земле сделать одноногий инвалид? Участок нужно вскапывать, обрабатывать, пропалывать и пр. Физическая работа была для деда почти непосильной – с горем пополам закопали картошку, с горем пополам выкопали – всё! Но при этом урожай у него всегда был в два раза больше, чем у соседей. А секрет прост - прадед щедро делился с нуждающимися тем, что имел: у него было специальное окошко, через которое он раздавал нищим милостыню – в основном картофелем, в иной день, бывало, выходило по ведру картошки! Такой вот парадокс: инвалид кормил голодных…

Так, моя бабушка была свидетельницей доброты, щедрости деда и стойкости его христианской веры.

- Невозможно поверить, чтобы при таком деде Ваша бабушка выросла атеисткой…. Может быть, она только внешнюю атрибутику советского строя соблюдала?

- Поначалу она была атеисткой, но потом вдруг, ни с того, ни с сего она начала поститься. И я, даже будучи ещё некрещённым ребёнком, стал поститься вместе с ней.

Но мой выбор священнического пути привёл её в негодование и смятение. Когда я учился в семинарии, она всем говорила, что я ушёл в армию… Но со временем бабушка приняла мой выбор, смирилась, и её эта мысль даже грела. Помню, она даже просила меня – тогда ещё диакона – ходить с ней в храм только в подряснике.

Бабушка во всех смыслах была удивительным человеком. Перед своей кончиной она почти всё своё имущество раздала, многое пожертвовала храму в с. Сарыг-Сепе, республики Тыва. Кроме того, она завещала похоронить себя в необшитом гробу и без венков, а поминать - без вина. 26 марта 2004 года, когда её хоронили, был Великий пост: на столе была только постная пища, как бабушка завещала. Многих это смутило, мол, «не по-людски». Важно ещё учесть, что бабушка была заведующей пекарни, а её муж - председателем райпо. Их все в округе знали, поэтому такие похороны выглядели немного юродиво…. Но зато по воле усопшей.

Жили мы тогда в республике Тыве, которая до 1924 года была провинцией Китая. Многие годы в республике был всего лишь один православный храм в г. Кызыле. Кстати, в моём генеалогическом древе – родственная связь с Министром обороны РФ Сергеем Кужугетовичем Шойгу. Моя тётя вышла замуж за Валерия Кужугет, а его отец – двоюродный брат отца Сергея Шойгу. По тувинским меркам это довольно близкое родство.

Кстати, другой мой дядя - Василий Соколов - тоже уникальной жизненной истории человек! Его отца ждала неминуемая гибель во младенчестве: семья отца жила в староверческом селении, в верховьях Енисея, а в то непростое время староверы по лжерелигиозным соображениям сжигали себя и свои семьи (документально зафиксировано самосожжение более 200 человек)! Дедушка и бабушка моего дяди тоже были активно в это вовлечены… Бабушка моего дяди Василия в те страшные дни заморозила всех своих детей, но только единственный из них - Филимон - заплакал, воспротивился этому. Мать каким-то чудом оставила его в живых. У Филимона со временем и родился Василий – мой дядя.

Дядя Василий был всю свою трудовую жизнь учителем, затем завучем, далее - директором в средней школе. И в завершении тувинского периода - Главой администрации в селении у старообрядцев. Потом он по моему приглашению переехал в Красноярский край, где и стал православным священником. Про него в книге «От мира не уйти», вышедшей в советское время в тувинском издательстве, написали, что в Туве он был первым атеистом среди староверов. А спустя годы этот первый атеист стал первым православным священником в тех местах. Сейчас он служит настоятелем Покровского храма в с. Шила, в соседнем со мной районе. В этом году дяде исполнилось 70 лет.

- А каким был Ваш путь к вере? Кем Вы мечтали стать в детстве?

- Сначала я мечтал стать ветеринаром. У меня с 10 лет было большое хозяйство - до 70 кроликов!  Я сам их врачевал, делал прививки – всё по книге. Но решил всё же идти учиться на повара, т. к. с детства любил готовить.

Отучился я в г. Минусинске и получил диплом с высшим пятым разрядом. По специальности я работал сначала на сельхозпредприятиях, затем – в местном соборе. Готовил для клириков, прихожан и гостей соборного храма. Однажды к нам приехал владыка Антоний (Черемисов, ныне митрополит Орловский). Наш настоятель начал расхваливать меня, мол, у нас в храме работает дипломированный повар! Владыка сказал, что у него нет такого повара – и забрал меня к себе.

Месяц я у него отработал и получил благословение на поступление в Тобольскую духовную семинарию.

- А как дальше складывался Ваш духовный путь? Как повар вдруг стал священнослужителем?

- Начиная с детства, в моей жизни было столько необъяснимых выходок! Например, помню, когда мы с мамой ехали однажды в автобусе (мне было лет 5), я вдруг, ни с того, ни с сего начал задавать женщинам, находившимся в автобусе, странные вопросы: «Почему вы не носите платочек?», «Почему вы не ходите в Церковь?». Представляете ужас моей мамы? Она не верила своим ушам – откуда её ребёнок из совершенно невоцерковлённой семьи вдруг начинает такую агитацию?.. Мама – женщина с завитушками химии на голове, с макияжем на лице, довольно модная по тем временам, и вдруг пассажиры начали на неё наговаривать, будто она – замаскированная сектантка. Пришлось нам выйти из автобуса через несколько же остановок. До сих пор не могу понять, откуда в моей голове это взялось? Как я мог задавать вопросы о Церкви, если ни я, ни члены моей семьи туда никогда не ходили!

Но защита православной веры жила во мне, наверное, на подсознательном уровне. Когда мне было 16 лет, к нам в дом однажды пришли адепты секты «Свидетели Иеговы». Я с ними вступил в яростную дискуссию, начал отстаивать Православие. Это при том, что я не знал, что такое Православие, и даже не был ещё крещён. После спора со мной, сектанты сказали моей маме с огорчением: «Твой сын в руках сатаны». Они такими взглядами на меня смотрели, что я подумал о том, что, если существует дьявол, то это – его слуги.

- Ни этот ли факт побудил Вас к принятию Святого Крещения в 16 лет?

- Однажды я зашёл в храм, перед началом Пасхальной службы, когда пели Часы (тогда я об этом не знал), и у меня вдруг будто отключилась память, я мгновенно потерял счёт времени, оно просто остановилось. И включилось ощущение времени только через несколько часов, когда люди уже стали выходить из храма. Я не мог понять, где же я – на земле или уже на Небе?.. Служба пролетела за считанные мгновения. После этого случая я принял твёрдое решение о принятии крещения. С того момента прошло уже 28 лет, но я помню всё, будто это было вчера… Это был День памяти Сорока Севастийских мучеников.

Когда я жил на квартире, моей соседкой была ризничная Спасского собора, баба Клава. Она договорилась с настоятелем, и меня окрестили отдельно, одного. Хотя тогда был огромный поток – по 200 человек в день! В День моего крещения батюшка сказал, что из меня выйдет хороший пономарь. Прошло буквально несколько дней, и я начал пономарить. Помню, я просился петь в хоре, но там пели только профессионалы с музыкальным образованием. Зато меня сразу взяли в алтарь, надели стихарь, и я стал и пономарём, и чтецом, и звонарём, и поваром, и даже истопником – в огромном Спасском храме было четыре мощных печи, поэтому я приходил аж в 4 часа утра, чтобы их натопить – закинуть в каждую печь по семь вёдер угля. А в 8 часов я уже был на уроках в поварском училище.

- Пройдя такую сложную школу жизни, как Вы думаете: священником рождаются или становятся?

- Думаю, что это призыв свыше. Господь призывает, но услышать способен не каждый.

Меня поразил факт, о котором я недавно прочёл: оказывается, в современном мире есть такие страны, где нет ни одного кандидата в священники (речь о католиках, протестантах, но это в данном случае неважно) - за год ни одного желающего стать священником! Есть, над чем задуматься…

- В чём лично для Вас радости и сложности священнического пути?

- Самая большая радость, когда люди приходят к Богу. А сложности… Наша Церковь – воинствующая, люди зачастую приходят озлобленные, и наша пастырская задача - их примирить.

Особенно это актуально для деревень. Люди порой говорят: «Вот если Марья будет сюда ходить, меня здесь не будет!». Проблема деревенских храмов зачастую сводится к простой фразе: «Как мне не нравится такая-то!». В городе есть альтернативы: не нравится один приход, иди в другой. А в деревне храм один, люди все друг друга знают, поэтому споры неминуемы… Примирить непримиримых – самая большая проблема деревенских приходов.

- Вы не только священнослужитель, но и глава большой семьи, отец 11 детей! Расскажите, пожалуйста, о Вашей семье: чем увлекаются детки, как строится процесс воспитания?

- У меня обычная семья, в которой у каждого члена семьи свой характер.

Матушка Елена – педагог дополнительного образования. У неё нетипичная для матушек профессия – она преподаёт хореографию. Но это прекрасное воспитательное средство! Матушка довольно строгий учитель, детям нужно много трудиться, но зато у её коллектива множество грамот, призов и пр.

Интересный факт: обычно в хореографических коллективах бывает дефицит мальчиков – на 7 девочек приходится 1 мальчик, а у матушки наоборот, потому что у нас 9 сыновей. Поэтому все призовые места - наши!

- Скажите, а как Вам удаётся уделять детям своё отеческое внимание при таком количестве пастырских послушаний и приходов?

- Честно говоря, я мало внимания уделяю детям. Больше времени у меня уходит именно на пастырское служение. Но вот сегодня, например, я в 6 часов утра услышал телефонный звонок от старшего сына - ему сейчас 22 года, он учится и работает в Москве. Я перепугался, ведь у него сейчас там 2 часа ночи, думаю, не случилось ли чего? Поднимаю трубку, спрашиваю, что случилось, а сын мне в ответ: «Ничего не случилось, просто хочу сказать, что я тебя люблю». Услышать такое – дорогого стоит!

- А как вы организуете семейный досуг, как проводите свободное время, когда оно всё же выкраивается? Существуют какие-то добрые традиции?

- Главная наша традиция – совместное богослужение. Чаще всего мы вместе именно за богослужением. Ну, а досуг – это, например, поездки на речку, в лес.

У моей супруги была другая семейная история – они с родителями регулярно выезжали на море, отдыхали на юге. Поэтому и детей матушка старается вывозить куда-то на море или на озёра. Я такого в детстве не знал, меня никогда никуда не вывозили, поэтому я и сейчас никуда не рвусь, больше люблю местные водоёмы.

Кроме того, традиция поездок на моря ограничена финансовым вопросом, а для многодетной семьи это особенно актуально. Но, несмотря на это, у наших детей так: кто-то где-то бывал, но не полным семейным составом. Нельзя сказать, что многодетные семьи – во всём ограниченные. Наши дети и в Абхазию ездили, и в Крыму отдыхали, и ещё много чего интересного видели. Так что, дети у нас и не избалованы, но и не «забиты».

У нас большой дом на 200 кв. м, своё хозяйство. В своё время у нас было 3 коровы, лошадь. Сейчас это для нас нерентабельно, поэтому на данный момент мы держим коз, гусей, кур и кроликов. А ещё с нами живут собаки и кошки, а также 2 красноухие черепахи и рыбки. За всем этим хозяйством смотреть нужно, поэтому дети во всём помогают. Кроме всего прочего, мы сейчас строим дом в пригороде Красноярска. Старшие сыновья собственными силами построили в правлении садового общества второй этаж здания, и им за это выделили участок. Там мы и строим дом – для детей, которые учатся в Красноярске.

- Ваши дети активно вовлечены в богослужебную жизнь, помогают на службах. Поделитесь своим рецептом воцерковления детей. Как не отпугнуть от веры детей в подростковом возрасте?

- У нас всё происходило органично – мы в храме, и дети в храме. Кому-то нравится больше, кому-то меньше – это нормально. Они не обязаны стать священниками. Хотя наш старший сын учится в богословском институте, второй служит в армии, а третий сын – на подготовительном курсе семинарии.

- А приходилось ли Вам сталкиваться с подростковым упрямством своих детей, когда они переставали желать посещать храм?

- Это естественно. Такое бывает и у взрослых людей. Но существует ведь традиция послушания родителям. Наши старшие дети уже вышли из зоны прямой родительской опеки, но всё равно ходят в храм – уже сами.

- Кто-то, наверное, может возмутиться, сказав, что нельзя принуждать детей в вопросах веры, нельзя насиловать личную свободу…

- Родительская власть на то и дана. Это не насилие воли, это просто воспитание культуры. Как существует культура языка: почему мы говорим именно на русском языке? Потому что с нами общались на нём. Почему мы ходим в храм? Потому что нас водили в храм. Это вопрос нашего православного бытия. Если у нас нет культуры посещения храма, нет культуры соблюдения поста, нет культуры миролюбивого общения вместо бранной речи, то кто же мы тогда….

Какую культуру посеешь, та и прорастёт. Ведь можно возмутиться и по поводу того, почему мы говорим с ребёнком именно на русском языке, а не на английском, например, - это же тоже, получается, насилие личной свободы?

Пока дети маленькие, родители должны привить им добрый навык. Как наш владыка, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон говорит: «Период детства чрезвычайно важен – зерно, посеянное в детском сердце, может дать всходы в далёком будущем».  Даже когда дети приходят к периоду отрицания, то при столкновении с жизненными трудностями они осознают, что делают что-то не так – и снова начинают ходить в храм.

Мне часто приходится исповедовать людей перед смертью. Многие это делают впервые в сознательной жизни, кто-то – после долгого «пробела». Спрашиваю их: «Почему вдруг захотелось исповедаться?» Чаще всего старики вспоминают, что их в детстве бабушка или мама водила в храм…

- Как, на Ваш взгляд, воспитать в детях чистоту, добро и правду?

- Только личным примером. Не слова, а поступки! Благой пример – это 80 % залога хорошего воспитания.

Беседовала Юлия Гащенко

 

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty-iz-biblii/99

Слово Божие (цитаты из Библии)

cоставитель К.В. Гриценко

Свет сияет на праведника, и на правых сердцем – веселие. Пс.96,11

Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием! Пс.99,2

С весёлым оком прославляй Господа и не умаляй начатков трудов твоих; при всяком даре имей лице веселое и в радости посвящай десятину. Сир.35,7

Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем. Пс.31,11

Откровения Твои я принял, как наследие на веки; ибо они веселие сердца моего. Пс.118,111

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика наша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Мф.5,11–12

Наблюдай, чтобы тебе не быть обманутым и не быть униженным в твоём веселье. Сир.13,10–11

Не ищи увеселения в большой роскоши и не привязывайся к пиршествам. Сир.18,32

..веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна? Иов.20,5

Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет. Прит.21,17

О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?» Екк.2,2

Екк.8,15

Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрём!» Ис.22,13

Сир.18,33

Притч.17,22

Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд. Екк.11,9

https://foma.ru/bozhestvennoe-vesele-veryi.html

Божественное веселье веры

«На закрытие храмов надо отвечать исканием непрестанной памяти Божией. И это не потому что через это откроются храмы, а потому что этим созидается Незакрываемый Храм». Так писал Сергей Иосифович Фудель в своей сегодня уже прочитанной нами книге «У стен Церкви». В этих словах — не только острейшее понимание того, что следует делать в период гонений, дабы сохранить веру, но и указание, как себя вести, когда храмы открывают. То есть послание нам, в большинстве своем гонений практически не знавшим. Память Божия, стремление быть со Христом — только это способно наполнить открывающиеся сегодня храмы живой молитвой, чтобы они не стали памятником нашему безбожию, как когда-то им стали церкви закрытые, поруганные и разрушенные.

Сергей Иосифович Фудель в сибирской ссылке. Красноярский край, 1947.

 Фото предоставлено издательством «Русский путь»

Тексты Сергея Фуделя (1900 — 1977) — человека, ставшего христианином в безбожном XX веке в атеистической советской стране, — правдивы не только потому, что каждая строчка в них оплачена страданием и кровью ссылок и лагерей, но и потому, что в них ясно виден евангельский свет. И книга о Фуделе получилась светлой и глубокой, современной и даже своевременной.

«...Фудель написал два десятка работ — о светоносной Церкви и о ее темном двойнике, о ее людях, о ее святости. А также о зле в церковной ограде, о котором должно скорбеть, но которого не надо бояться». Зло в церковной ограде появилось почти одновременно с самой оградой. Или даже раньше — в первые века существования Церкви, в катакомбах. Но Церковь всегда стояла Правдой Божией, которой никакое зло не страшно. Поэтому — как точно: скорбеть, но не бояться. Вот и сегодня нас пытаются пугать тем злом, которое «вдруг» обнаруживают в церковной ограде или возле нее. Но ответ был дан давно. И другого не будет.

...Сергей Иосифович был убежден, что учить людей нельзя, их надо кормить, физически и душевно». Вот девиз для современных миссионеров, которые в затянувшемся споре о методах миссии нередко забывают о ее цели. А также о том, что методы должны предопределяться целью. Человека, к которому мы обращаемся со словом Евангелия, нельзя воспринимать как заблудшую душу, нуждающуюся в нашем поучении. Кормить физически включает то, что сегодня несколько отвлеченно-холодно называется социальным служением Церкви, а по сути есть дело любви Христовой, которая не может пройти мимо голодного, страждущего или страдающего. И в далеком неспешном первом веке, и в стремительном двадцать первом этот евангельский призыв одинаково актуален. Он не книжен, он жизненен для нас —  для всех, кто дерзает называть себя христианами. Ведь не спросят потом о многом, что сейчас нас так заботит. А вот об этом — простом и ясном: накормил ли голодного — спросят. Сам Фудель писал так: «Любили ли мы?.. этот вопрос все включает». Есть что ответить? Мне нечего... Кормить душевно не легче. Ведь это значит давать жизнь, питать жизненными соками, а не поучать с высоты своего «духовного опыта». Какой уж там опыт, какое «житие твое»...

«Борьба духа есть постоянный уход от постоянно подступающего зла, в какой бы врубелевский маскарад это демонское зло ни наряжалось. Уход и есть уход, движение по пути, странничество, и в этом смысле духовное странничество, то есть богоискательство, присуще всем этапам веры. Оно есть побег от зла». И опять каждая строчка болью и радостью отдается в сердце. Болью — потому что так щемяще-знакомо, а еще потому, что так тяжел, а подчас кажется, что и вовсе невозможен этот уход и столько разных масок-маскарадов, что Врубелю с его «Демоном» и не снилось... Радостью — потому что писано человеком, совершившим этот побег. Значит, можно. Значит, получается.

...И опять про неустройство в Церкви, про «две Церкви», как иногда говорят сегодня. Все не ново. Все было, и всему даны верные оценки. «Обман действовал всегда, но более крепкие люди, противодействуя ему, всегда искали и всегда находили истинную Церковь: шли в глухие монастыри и леса, к старцам и юродивым, к Амвросию Оптинскому или Иоанну Кронштадтскому, к людям не только правильной веры, но и праведной жизни. Они-то и есть истинная Церковь, живущая и в городах, и в пустынях, а всякое зло людей, только причисляющих себя к ней, есть, как говорил отец Валентин Свенцицкий, зло и грех не Церкви, а против Церкви». Искали и всегда находили — вот что важно, Не боролись за чистоту рядов, не обличали других. Но искали и находили. И тем самым исправляли и себя, и мир вокруг. И разве может быть по-другому?

«...Фудель, вполне усвоив, что Евангелие с другими книгами путать нельзя, сумел показать всем своим дальнейшим опытом, что в любящем сердце можно уместить и Евангелие, и суровых Отцов пустыни, и вместе с тем Пушкина и Тютчева, Бориса Пастернака и Вячеслава Иванова, Достоевского и Метерлинка, Экзюпери и даже Рэя Брэдбери, — все они оказались в каком-то смысле спутниками на трудном скитальческом пути... Главное в том, что “Христа в душе уже нельзя ни с чем путать, да и невозможно, ибо если увидишь, что Он — Солнце, то как же солнце спутаешь с фонарем”». Это опять для нас и про нас, открывавших для себя Евангелие не только через классическую русскую литературу и философию, но и через М. Булгакова и рок-музыку. А потом, хотя бы слегка прикоснувшись к глубинам святоотеческой мысли, к сложной простоте евангельских слов, убиравших с полок Достоевского и Толстого, перестававших слушать классическую музыку и ходить в театр. И даже втайне — или явно — гордившихся этим: «Я больше Достоевского не читаю...» А чем тут гордиться? Просто не надо путать Солнце с фонарем. Тогда и фонарь будет полезен.

«Есть вера-обычай и есть вера-ощущение. Нам всегда удобнее пребывать в первой, каков бы ни был в нас этот обычай — бытовой или рациональный, как у сектантов. Обычай ни к чему духовно трудному не обязывает. Вера-ощущение требует подвига жизни: труда любви и смирения. И только она дает ощущение Церкви, которого в нас так ужасно мало, о котором мы часто даже и не слышали». Как много и сегодня веры-обычая. Как мало веры-ощущения. И вокруг, и в нас самих. И еще: как спокойно пребывать в вере-обычае — все ясно-понятно; красиво и благочестиво, внешне-церковно. Только без креста. А значит — без Христа. То есть не-Церковь.

«Веру... можно только показать живым дыханием правды. Убедить можно только убедительностью своего личного счастья в ней, заразительностью своего божественного веселья веры. Только этим путем передается она, и для этой передачи рождаются слова духоносные». Вот это очень просто и легко понять. И очень сложно исполнить. Может, потому мы порой и сталкиваемся с «неутешительной социологией», что нет в нас самих личного счастья в вере? И еще — как прекрасно: божественное веселье веры. Это ответ тем, кто считает христианство серым и унылым.

«Нет иных врат в Церковь, кроме как через личный крест». А вот это очень неприятно, потому что не хочется. А хочется комфорта и «простого человеческого счастья». Только нет его, этого счастья, без любви Христовой. А она — на кресте. Но почему она так важна, эта любовь? Что она меняет? И как обрести счастье через крест? Разве это возможно? А вот как. «Человек без Христа видит вокруг себя одних врагов или создает их себе, с ними борется и от них изнемогает. Христос снимает это наваждение, у человека открываются глаза на мир и людей как на детей Божиих, в темноту сердца падает луч Пасхи». Как трудно любить людей, глядя на них своими глазами: один глуп, другой безобразен, третий слишком умен, четвертый — излишне красив. Но это именно наше зрение искажено, именно оно — без Христа — и не позволяет нормально видеть.

«В Церковь начинаешь верить и ею начинаешь жить, только почувствовав ее дыхание, — никакие статьи здесь не помогут». Все сказано — добавить нечего.

P.S. Я сердечно благодарю авторов книги «Сергей Фудель» протоиерея Николая Балашова и Людмилу Сараскину за то, что они сумели подарить нам — кому-то впервые, кому-то в очередной раз — радость общения с человеком, которому нельзя не верить.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=94206

И почему Евангелие не делит мир на «своих» и «чужих»

Злость, грубости — в адрес знакомых и совершенно незнакомых людей — кажется, это стало чуть ли не нормой общения в социальных сетях. Уровень агрессии в обществе увеличился? Или наоборот, она выплескивается в интернет, уходя из реальной жизни? Что происходит с нами, почему мы разделяем всех по лагерям, группам «своих» и «чужих», — размышляет протоиерей Алексий Уминский. «Правмир» вновь публикует видеозапись, сделанную в 2013 году.

У меня ощущение, что уровень агрессии не снизился. Агрессия волнообразна. Для нее нужны поводы, для нее всегда ищутся и всегда находятся какие-то объекты. Агрессия в обществе всегда перетекает, перенаправляется из одного русла в другое. Возникает объект для какой-то ненависти, значит, нужно направить агрессию в ту сторону.

протоиерей Алексей Уминский

Фото: pravmir.ru

Когда уровень агрессии достигает такой усиленной степени, то тогда она выплескивается уже на конкретных людей. Тогда люди начинают просто друг друга уничтожать, самым зверским, бесчеловечным образом. Потом это проходит. Агрессия в нашем обществе есть всегда, ведь она не лечится. Никто не озабочен тем, чтобы общество исцелялось от агрессии.

Агрессивное общество, — очень удобное, легко управляемое сверху. Только найди объект для агрессии. Агрессия в государственном масштабе может быть очень «полезной» вещью. Она заражает людей, делает их толпой, лишает их личностного сознания и превращает в бессознательное коллективное.

Такой образ мышления потом человек несет с собой в Церковь. С этим образом очень удобно жить. Не так давно я читал послание апостола Павла, в котором были такие слова: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа». (Гал. 1,11–12). Очень важные слова о том, с чем мы, христиане, имеем дело, о том, что там нет ничего, придуманного человеком.

Само по себе Евангелие — это весьма неудобная книга, она не дает человеку жить в таких парадигмах, в которых только и может существовать агрессия — «свой-чужой», «друг-враг», «ближний-дальний». Если бы это была человеческая книга, как многие религиозные человеческие книги, то враг был бы обозначен. «Свой-чужой» был бы обязательно четко описан. Было бы четко изложено, кто свой, кто чужой, и какие параметры своего, которому надо помогать, которому надо служить, с которым надо делиться, и кто тот, с которым не надо делиться, которого можно обмануть, которого необходимо уничтожить.

Так вот, Евангелие — это та книга, которая не дает человеку человеческих способов хранить свою агрессию и умножать ее. Тем не менее, в Церковь часто приходит человек, не преображенный или живущий идеологемами, идеологией вместо живой веры. Идеология — она же всегда вещь человеческая, а вера христианская — не человеческая, а дар Божий, дар непостижимого Бога, ставшего Человеком. Очень неудобно с такой нечеловеческой религией иметь дело, и поэтому постоянно происходит желание подменить христианскую веру, Евангельское Благовестие христианской идеологией.

Там, где появляется идеология, даже под знаком христианства, православия, чего угодно, там сразу появляются враги — этой идеологии, этой веры, враги Церкви.

Очень много врагов: ищи, не хочу — сразу найдутся. Тогда эта агрессия, которая могла бы быть исцелена милостью Христовой, любовью Христовой, нашим покаянием в том числе, нашим изменением, не выдавливается, как какой-то яд из человека. Наоборот, вдруг эта агрессия приобретает свой благой смысл, становится благом, приобретает силу, потому что ей можно пользоваться против общего врага. Тогда она никуда не девается, а просто называется другим названием.

Были классовые враги, были враги народа, и в Церкви тоже появляются сразу свои враги — те, которые чужие, не свои, которых ты все время можешь отделить. Кто-то фундаменталист для тебя, а ты для него либерал. И столько сразу «любви» люди друг к другу испытывают в тот момент, столько готовы произнести гадких, мерзостных проклятий и кличек, забывая о том, что причащаются от одной Чаши.

Даже возникает вопрос у них: «А можно с такими из одной Чаши причащаться? Могут ли люди, если они нам не нравятся, вообще быть христианами?»

Так что эта агрессия и в Церкви замечательно может существовать. Тогда она выливается в агрессивное и злобное проявление своей веры, которая, якобы, имеет благую цель — защиту наших святынь.

Мы видели, как в прошлом году вся эта страшная, греховная агрессия вдруг стала пониматься некоторыми людьми как способ защиты веры, как христианское поведение.

Напоминаю, что Евангелие, которое нам завещано — не человеческое, там нет идеологии. Значит, и агрессии в Евангелии места тоже нет, поэтому исцелять эту агрессию в обществе может только христианин, у которого есть возможность даже своего врага полюбить, даже не отвечать ударом на удар, а ненавистью на ненависть. У нас есть такая возможность.

Мы могли бы дать этому миру пример того, как исцеляется агрессия, но, к сожалению, пока не дали.

Протоиерей Алексий Уминский, Оксана Головко

14 апреля 2021

Источник: «Правмир»

Количество просмотров материалов
1435034

доска объявлений