Поиск

Игра Паломник

Православный
геймер
для ВАС

Православные
мультфипьмы
для ВАС

Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь
Поездки по всему Миру Поездки на Афон Паломничество на теплоходе

Продукция монастырских подворий

Накануне экзаменов
Новый Год в кругу семьи

Воскресные школы, православные гимназии Москвы и Московской области

Благотворительные акции

Православные песнопения в исполнении монастырских хоров

Молитвы живущих в супружестве

Ко дню памяти Патриарха Алексия II

Агентство религиозной информации "Благовест"

Удачного путешествия

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

Молитвы на Лето Господне

Молитвы для земледельцев



Banners

Читайте Евангелие, закон Божий, адреса храмов,
правильно готовьтесь к исповеди и причастию

Интернет-паломничество

Великая Лавра Афон
Великая Лавра Афон
Изображение взято по ссылке
http://ic.pics.livejournal.com/
irnella/66734384/
1599716/1599716_original.jpg

Cсылки для перехода на сайты с записями церковных служб или с веб-камерами, транслирующими сами службы, 3-D туры по храмам и монастырям.
Читать о Великой Лавре


Икона дня



Blue Flower

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=102315

И как любить того, с кем не согласен

«Нам вместе радостно и хорошо, — говорит священник Владимир Лапшин об общине в храме. — Так что же нам плакать и Бога гневить? Мы лучше будем молиться о тех, кому плохо». «Правмир» поговорил с настоятелем московского храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке.

Фото: Сергей Щедрин

Под миром каждый понимает свою победу

— Когда наступают тяжелые, невыносимые времена, в людях становится больше веры или меньше? С одной стороны, нам нужно утешение, а с другой — мы говорим: «Господи, почему Ты не с нами? Почему не вмешаешься, не защитишь?» 

— Вера всегда была не для утешения, а для служения. Смысл христианской веры не в том, чтобы Бог нас гладил по головке и исполнял наши желания — для этого есть золотая рыбка или щука у Емели. Суть христианства в том, что мы служим Христу, исполняем Его заповеди, Его волю. 

Хотя, конечно, в такие моменты, как сейчас, нужна поддержка, каждый человек в ней нуждается. Тот, кто ищет эту поддержку для служения Богу, ее находит. Если кто-то ищет просто утешения для себя, то с этим может быть сложнее.

— Можно я немного переиначу ваши слова? Сейчас не Бог должен нас пожалеть и защитить, а мы должны Его пожалеть и защитить. Можем ли мы в каком-то смысле быть для Бога опорой?

— Бог нас уже давно пожалел. 

Нигде в Евангелии не сказано, что Сын Человеческий пришел в этот мир, для того чтобы мы были сытые, богатые и здоровые.

В Евангелии написано, что Сын Человеческий пришел спасти этот мир, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Что такое жизнь вечная? Что значит «не погиб»? Это вопрос уже фундаментальный, богословский, туда залезать далеко не хотелось бы. Вы правы, да, можно сказать, что суть христианства не в том, что Бог нас должен жалеть, Он уже это делал, делает и будет делать. Но мы чем-то должны ответить. Он доказал Свою любовь тем, что отдал Сына единородного на смерть, так сказано в Евангелии. А что мы для Него делаем? 

— Похоже, что именно сейчас мы отвечаем на Его любовь ненавистью друг к другу. Но как спастись от ненависти, если это нормальное чувство, которое человек испытывает к врагу, к убийце?

— Это не нормальное чувство. Это животное чувство, а человеку сказано: любите врагов ваших. Тем более, если человек считает себя верующим христианином. Да, это очень трудно. По-человечески просто невозможно. Но Иисус ясно сказал, что невозможное человеку возможно Богу. Все зависит от того, чего мы просим, с чем мы обращаемся к Богу. Сегодня все говорят, что хотят мира, но каждый под миром понимает свою победу. Победа одного — это поражение другого. 

«У нас сейчас огромное количество диванных бесноватых»

— Насколько в нашей нынешней жизни возможна сосредоточенность, стоит ли к ней стремиться? Или это, наоборот, предательство — стремиться к внутреннему покою?

— Все зависит от того, ради чего. Если я ищу покоя и сосредоточенности, чтобы быть более эффективным в защите каких-то ценностей, идеалов, того, во что я верю, чтобы служить Богу, это одно. Если я ищу покоя, тишины, сосредоточенности только для того, чтобы мне было комфортно, это совсем другое. Тогда это и есть предательство. 

Самое главное, во что все упирается — то, ради чего я стал христианином. Если я стал христианином, чтобы только свою душу спасти, то это плохо. Если я стал христианином, для того чтобы служить Богу и чтобы мир был спасен, это совсем другое дело.

— Получается, что чем хуже в этом мире, тем лучше для христианина, потому что это дает ему возможность проявиться во всей своей христианской полноте?

— Искать этого не надо, оно само придет. И испытание, и искушение, и крест. Сбрасывать крест нельзя, но самому рваться не надо. 

— То, что сейчас происходит, — это наш крест, испытание, которое послано нам Богом? Всякое ли испытание от Бога?

— Апостол Иаков пишет: «В искушении не говори, что тебя искушает Бог». Бог никого не испытывает. С другой стороны, Господь говорит, что если не будет на то воли Отца Небесного, волос с вашей головы не упадет. Это все двояко. 

Бог дал нам свободу. Бог дал нам этот мир, чтобы мы его облагораживали, развивали, украшали, делали более удобным для жизни своей и других людей. А мы с ним вон что творим.

И это даже не сейчас началось. А изменение климата? Какие-то глобальные техногенные катастрофы — та же Чернобыльская АЭС. 

— И тот же ковид.

— Даже ковид — какое испытание и искушение! Это не значит, что Бог нам все это устраивает. Каждый искушается собственными грехами, прежними ошибками. 

Мы ведь часто представляем бесов так, словно есть линия соприкосновения, где бесы воюют с ангелами. На самом деле все гораздо сложнее. Бесы — тоже творения Божии, и Бог их тоже любит. Поэтому Он их не уничтожает, дает им возможность хоть как-то существовать. 

Помните евангельский рассказ о том, как Иисус исцеляет гадаринского бесноватого? Бесы просят Его: «Не прогоняй нас в бездну. Дай нам хоть в свиней войти». Он говорит: «Ну, идите в свиней». 

— И бесы веруют и трепещут.

— И бесы веруют и трепещут. Бог их контролирует, не дает им распоясаться, распуститься. Но иногда мы сами даем им возможность действовать в нашей жизни. 

Если человек одержим бесом, значит, тот где-то нашел дырочку в защите, проник в него. Мне приходилось сталкиваться с людьми, которые… я не знаю, насколько они были реально одержимы, может быть, у них были проблемы с психикой. Но им самим это нравилось! Все нормальные, а я такой особенный. 

Одни бесноватые бегут в пустыню, прячутся в пещере. Но бывает и другая одержимость. 

У нас сейчас огромное количество диванных бесноватых, достаточно почитать комменты в соцсетях.

В крещении мы получаем реальную защиту от Бога, когда запечатываются и глаза, и нос, и рот, и уши, все органы чувств, и руки, и ноги, и тело — все помазывается священным миром, и через это мы получаем некое ограждение. Но если нам хочется поиграться, то стоит приоткрыться — и такой легион проникнет…

Вера — это не когда у вас что-то чудесным образом получается

— Что является противоположностью ненависти? Все больше кажется, что равнодушие. Может быть, горячее чувство лучше, чем ни то и ни се?

— Альтернатива ненависти — все-таки любовь, другое дело, что у нас ее нет. Важно помнить, что человек из двух природ. Он, с одной стороны, существо духовное, а с другой — вполне земное, животное. Ненависть — это прорыв животной сущности нашей: инстинкты, озлобленность, агрессия. Важно противопоставить этому то, что нам даруется от Бога, искать, просить этого. 

Все время в нашем храме мы говорим о том, что просить надо любви, мира, терпения — того, чего нам больше всего не хватает. Когда захлестывает суета, надо молиться о смиренномудрии. Захлестывает зависть — значит, молиться о преодолении зависти. Если ненависть — значит, молиться о любви, о смирении. В Евангелии есть все ответы.

— Почему это так трудно, почти невозможно?

— Это возможно. Просто люди не хотят. А когда мы чего-то не хотим, нам все трудно. Если я не хочу есть, меня трудно заставить, чтобы я поел нормально. Если я не хочу делать зарядку каждый день, я всегда найду кучу причин, чтобы ее не делать. 

И тогда опять вопрос, для чего мы пришли в церковь. Если для того, чтобы нигде не жало, это один вариант. Если для того, чтобы служить Богу и служить до конца, это совсем другое. 

Господь в Евангелии говорит: «Кто хочет следовать за Мной?» Он даже никого не заставляет. Он говорит: «Каждый день бери свой крест и иди за Мной». А крест — это больно и страшно, это мучительное орудие смертной казни. «Каждый день бери свой крест и иди за Мной», — вот суть христианства. 

— Если к вам приходит мать, которая потеряла сына, вы ей скажете: «Возьми крест и иди»? 

— Конечно, я буду плакать вместе с ней. Но если она ходит в храм, то на следующий день в проповеди она услышит эти слова: «Отвергнись себя, возьми свой крест». Может быть, не сразу, может быть, через какое-то время она начнет понимать. 

Физическая смерть всегда бессмысленна.

Из детей моих прихожан и прихожанок сегодня, слава Богу, все живы. Но у одной прихожанки некоторое время назад сын погиб в автокатастрофе, у кого-то маленький ребенок умер от страшной болезни. Почему это? Зачем это нужно? Понять это невозможно. Это вопрос доверия Богу. 

— Да, физическая смерть бессмысленна, однако уход человека к Богу — это хорошо? Вы готовы это сказать матери, которая потеряла ребенка?

— Иногда человека нужно ошарашить. Если он потерял голову и не просто плачет, но бьется об стенку головой и воет, то надо напомнить, что необходимо довериться Богу, а завывания — сплошной эгоизм. Вы думаете только о себе, а не о ребенке. Ребенок идет к любящему Отцу, за него только порадоваться можно. Иногда такими словами можно человека хоть в какое-то чувство привести. 

Смог ли бы я сказать это матери? Все зависит от ее состояния. Да и от моего тоже. Я же ведь не Господь Бог, а человек, слабый, немощный, старый, больной. И у меня бывает, что терпения не хватает, и какие-то семейные проблемы могут быть, и все что угодно. Но я очень доверяю Богу. 

Господь говорит: «Если будете иметь веру с горчичное зерно, скажете горе сей, чтобы она вверглась в море, и будет так». Многие считают, что вера — это когда у них что-то чудесным образом получается. Но мы можем вспомнить Ветхий Завет, когда Моисей совершает какие-то чудеса, а египетские жрецы все это повторяют. И у них тоже все получается. Чудо, сверхмощь — не показатель веры. 

Сила веры — это доверие Богу, готовность принять самые тяжелые испытания. Помните, как жена говорит Иову: «Похули Бога и умри спокойно»? А он отвечает: «Как же так? Принимали хорошее, а от плохого откажемся?» 

И еще Иосиф. Помните, «Иосиф и его братья»?

— Конечно.

— Они же хотели его убить, потом все-таки один из братьев уговорил: «Давайте сохраним ему жизнь и продадим в рабство». И вот Иосиф прошел через самые страшные испытания, сколько раз был на краю смерти — и он же потом, увидев через много лет своих братьев, стал их жалеть и утешать! Для меня это христианская вера за сотни лет до Христа.

«Все разногласия преодолеваются любовью»

— Народу много у вас в храме?

— К сожалению, тут все одно на одно ложится — сначала ковид, потом это испытание. Реально многие уехали из России и, боюсь, уже никогда не вернутся. Многие стали гораздо реже ходить. Говорят, что страшно лишний раз из дома выйти. А я им: «Наоборот, здесь мы все вместе, семья, поддержим друг друга». 

Увидеть друг друга — и этот жив, и этот жив, и этот, какое счастье, как здорово!

 Узнать какие-то новости о том, кто уехал. 

— Чем приход отличается от коллектива? 

— Мне не очень нравится слово «приход». Пришел, ушел. Мне нравится слово «община», когда люди друг друга знают, вместе празднуют события семейной и личной жизни, отмечают дни рождения, ездят отдыхать большими группами, просто поддерживают друг друга. 

Если приход, то люди сегодня пошли в этот храм, завтра в другой. Община — это те люди, которые ни при каких обстоятельствах не пойдут в другой храм, разве только если в их храме ремонт. 

— Возможно ли в общине единомыслие? Все ли одинаково относятся к происходящему?

— Для меня церковь — это семья. В семье люди тоже на какие-то вещи смотрят по-разному. Все это мы преодолеваем с любовью. 

У меня нет примеров, чтобы семьи раскалывались из-за отношения к последним событиям. Но некоторые жалуются: «Мы настолько по-разному на все смотрим, что стало очень трудно». Я говорю: «Потерпи. Жить вообще трудно. Господу, думаешь, было легко с Его апостолами, которые ничего не понимают? Он идет на смерть, а они спорят, кто из них главнее, кто важнее».  «Места священника для тебя нет. Вон вас развелось сколько» — Мне кажется, что вы очень спокойный человек.  — Я старый человек. Мне 75 лет почти уже. Я прошел через много испытаний. Начал работать в 16 лет, и работа была довольно тяжелая — на заводе фрезеровщиком. Потом пошел механиком в НИИ автотранспорта, потом на автокомбинат обычным автослесарем. Ну а дальше меня поманила романтика приключений, и я стал изыскателем. Отучился на курсах топографов, поступил на заочный в МИИГАиК, Московский институт инженеров геодезии и картографии. С трудом закончил три курса, но стал много ездить в экспедиции и продолжал это, даже когда уже стал верующим человеком.

— Экспедиции и жизнь на природе сыграли в этом свою роль?

— Конечно, именно это. Я стал задавать себе вопрос о смысле того, что я делаю: если я так люблю природу, что специально стал изыскателем, то почему, куда бы я ни приехал, после меня строят какую-нибудь дорогу или завод, и от природы ничего не остается? 

Может быть, действительно, смысл жизни в том, чтобы соединиться с природой, уехать куда-нибудь в тайгу, там построить себе хижину?

— Прямо вот мысли об отшельничестве?

— Моей жене и сейчас очень тяжело жить в городе, она все время говорит: «Давай уедем куда-нибудь в деревню». Но что мы там будем делать? Печку надо топить, дрова заготавливать и так далее. Притом, что изначально именно она была городской жительницей, это я все время был на природе. 

Призван ли человек к тому, чтобы строить заводы, космические корабли, плотины? Для чего ему нужен весь этот технический прогресс? Я мучительно искал ответы на эти вопросы, читал книги. Родственники меня познакомили с отцом Александром Борисовым, который тогда был дьяконом, а он свел меня с отцом Александром Менем. Я стал бывать в храме на малых группах, семинарах. Это было такое домашнее духовное и интеллектуальное развитие, ведь я был человеком совершенно необразованным, да в общем-то им и остался. 

Становилось все труднее совмещать работу с верой и церковной жизнью. Тогда отец Александр Борисов сказал, что если менять работу, то уж на самую лучшую. Я говорю: «Какая самая лучшая?» — «Священник». — «Кто же меня возьмет?» — «Попробовать надо». 

— Вы учились в семинарии?

— Да, я поступил, когда мне было 36 лет, и окончил в 1987-м. Это тоже было не высшим образованием, а средним, чем-то вроде техникума.

Уже в разгар перестройки, в преддверии 1000-летия Крещения Руси, что-то в обществе стало меняться, и мне удалось рукоположиться в священники, но не в Москву. 

Я пришел к секретарю Патриарха, отцу Матфею Стаднюку, замечательный был человек. Говорю: «Отец Матфей, дьяконом я служить не буду, у меня ни голоса, ни слуха. Только священником». Он чуть со стула не упал, говорит: «Каким священником? У меня и дьяконского места для тебя нет. Вон вас развелось сколько!» Я сказал: «Слава Богу!» Развернулся и ушел.

Потом освободилось место в области, отец Матфей отправил меня туда, где — не без участия, думаю, отца Александра Меня, к которому с уважением относился митрополит Крутицкий и Коломенский, владыка Ювеналий — я стал священником.

— Никогда не жалели? Иногда человеку кажется, что он неправильно выбрал свою дорогу.

— Я и сейчас считаю, что я не своим делом занимаюсь. Столько молодых, образованных, умных священников. У меня все время был и есть какой-то комплекс недоученности.

Но, если бы я не стал священником, моя жизнь… Ее бы уже не было.

Все, с кем я работал, давно в упокоении. Не зря же говорят, что у изыскателей три хронических заболевания: ревматизм, алкоголизм и ненормальные семейные отношения. Меня ведь по 6–8 месяцев подряд дома не было. Мы женой ни разу даже не отдыхали вместе. Лето — разгар работы, я всегда в экспедиции. 

«Хорошо быть верующим, но не до такой же степени!»

— Как вы познакомились?

— Ой, это забавная история. Мы познакомились с ней в Бауманском райкоме комсомола. Она работала там девочкой-статистиком, выписывала какие-то учетные карточки. А я был дружинником в комсомольском оперотряде. Мы там пересекались, встречались немножко.

— Как она отреагировала, спустя годы, на ваше желание рукоположиться? 

— Она говорила: «Верующим быть хорошо, но не до такой же степени!»

Моей жене и троим детям непросто было. Раньше у меня был заработок на уровне профессора, жена никогда не надрывалась на работе, занималась воспитанием детей. И вдруг… Накоплений никаких, сберкнижка есть, но на ней скорее пусто. В семинарии минимальная стипендия 15 рублей, если учишься без троек — 20 рублей, если отличник — 25. Вот и весь доход. Жена хорошо печатала на машинке, стала подрабатывать. 

 — Она не роптала?

— Роптала не роптала, а выбор сделан. Помню, была жутко холодная зима, а наша старшая дочка бегала в школу в резиновых сапогах и в болоньевом плаще. Под плащ на школьную форму надевала кофту. На еду еще кое-как хватало, а на одежду нет. 

Я подрабатывал в храме. Алтарничал по субботам после занятий и по воскресеньям на ранней и на поздней Литургии, а потом занимался уборкой: зимой чистил снег, осенью мел листву, выколачивал ковры, мыл посуду. Друзья немного помогали, отец Александр Борисов подкидывал денег иногда. Три года моей учебы мы как-то протянули.

В начале июня я выпустился из семинарии, а в сентябре меня рукоположили в священники. Я впервые тем летом в отпуск съездил. Моя семья отдыхала в Эстонии, и я к ним выбрался на какое-то время. Так хорошо было! Вернулся в августе, мне звонят из Новодевичьего: «Приезжайте, надо поговорить по поводу вашего рукоположения». Я говорю: «Можно через неделю?» — «Нет. Сейчас приезжайте, а рукополагать будем завтра». 

Я сразу собрался, поехал. Там все эти разговоры, бумаги, оформление, документы.

Вечером на всенощное бдение пошел, участвовал уже и как дьякон служил. А утром меня рукоположили в священники — и началась новая жизнь.

Неделю дали потренироваться в Новодевичьем — и отправили на приход. Первая служба у меня была на праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, 27 сентября. 20-го меня рукоположили, а 27-го я уже на самостоятельной службе, и двунадесятый праздник.

Так иногда учат плавать — бросают в речку с лодки.

— Выплывешь — хорошо, потонешь — сам виноват?

— Как-то выплывал. Поначалу ужас был, конечно. С одной стороны, мне церковная жизнь была знакома, я алтарничал четыре года. Но одно дело, когда ты алтарник, а другое дело — когда священник. Время было нищее, а храм нужно ремонтировать, коммунальные платежи платить, какие-то отчисления в фонд мира. А еще что-то выкроить певчим хотя бы на проездной, а еще обед после службы устроить. 

Перед началом первой своей службы слышу какой-то говор в храме, выхожу, а там десять бабушек — и все. Что ты с них возьмешь? Наоборот, это им помочь надо.

Потом дело пошло. Из Подольска стали приезжать, храмов-то было раз-два и обчелся. Сейчас в Чеховском районе их около 50, а тогда было три. В Москве сейчас более 600 храмов, а когда я алтарничал, было всего 40.

«Любое время хорошее»

— Все равно счастливое время было? Или нет?

— Любое время счастливое.

— А сейчас? 

— И сейчас. Я смотрю на своих внуков — конечно, мне за них страшно, потому что возраст такой… Но они учатся, у них студенческая жизнь. А самый старший внук уже второй год работает, обсуждает какие-то свои производственные проблемы. Господи, это же так интересно все! Любое время хорошее.

Недавно приходит в храм тетенька, такая, немного не в себе: «Батюшка, как вы относитесь к апокалипсису?» Я говорю: «Никак я к нему не отношусь. Я сам по себе, он сам по себе». Она не унимается: «Что вы думаете про последние времена?» 

— «Мы уже две тысячи лет живем в этих последних временах, — отвечаю. — Вроде да, последние, а жизнь продолжается».

Счастливым можно быть в любое время. Даже во время Второй мировой войны люди находили источники радости. Не случайно апостол Павел пишет: «Радуйтесь, радуйтесь, радуйтесь. Всегда радуйтесь». Он не говорит, радуйтесь, когда вас по головке гладят, всегда радуйтесь, за все благодарите. 

Отец Александр Шмеман писал, что невозможно быть верующим человеком, знать, что есть Бог, который тебя любит, который для тебя все приготовил, что Царство Божие тебе уже даровано, — и не радоваться.

Лет 35 назад, когда я только начинал священническое служение, мог сказать: «Жизнь — это испытательный полигон, мы здесь тренируемся, развиваемся, набираемся сил, умений, чтобы потом, в вечности…» 

Теперь я понимаю, что уже сейчас нужно жить вечностью. Мы должны этому учиться. Царство Божье — это царство любви, открытости, принятия. Оно даровано нам здесь и сейчас, только мы его не принимаем, не ощущаем, не умеем в нем жить. Надо учиться. 

— Все, что вокруг, этому не способствует.

— В конце ноября будет презентация книги «Брат Роже из Тезе», об основателе общины Тезе (интервью состоялось в начале ноября. Роже Луи Шюц-Марсош (1915–2005) — франко-швейцарский христианский лидер и монах, основатель и первый глава экуменической общины Тэзе в Бургундии, Франция. — Примеч. ред.).

C 1993 года и вплоть до ковида я каждый год ездил туда со своими прихожанами. Все, кто там бывал, говорили одно и то же: «Господи, хорошо нам здесь быть. Давайте построим три кущи». Там живут люди разных конфессий со всего мира. Протестанты, католики, православные. Говорят на разных языках, но все друг друга любят, вместе молятся, стараются друг другу помочь.

Там ощущение постоянной Пятидесятницы и Преображения.

Величие брата Роже в том, что он всю жизнь пытался показать людям, что так можно жить.

— Хорошо общину создавать во Франции, когда все вокруг цветет и колосится.

— Эта община как раз и создавалась в ответ на Вторую мировую войну, когда вокруг были оккупанты, беженцы, разруха. 

Вы знаете, у нас после службы бывает общая трапеза, и там всегда так весело. Мы смеемся, хохочем, хотя, казалось бы, вокруг такие события происходят. Все дело в том, что нам просто вместе хорошо. И зачем же нам гневить Бога, плакать и ныть? Мы лучше почаще будем собираться вместе и молиться о тех, кому сейчас плохо. 

Мария Божович

16 декабря

Источник: "Правмир"

Матушка Амвросия считала себя счастливой всегда, даже среди тяжелых испытаний

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=102182

Если плыть через Великий Устюг по Сухоне, оба ее берега производят невероятное впечатление: храмы разных веков создают красивейший архитектурный ансамбль, гармонирующий со всеми временами года. Наш рассказ – о нескольких великолепных устюжских храмовых комплексах и ансамблях на берегах Сухоны, которые стоит увидеть своими глазами.

Комплекс Соборное дворище

Центральное храмовое ядро города – Соборное дворище, расположенное на месте древнего детинца на левом берегу Сухоны. В его комплекс входят:

    • собор Успения Пресвятой Богородицы 1639–1658 годов с колокольней;

    • собор святого Прокопия Праведного 1668 года;

    • собор святого Иоанна Устюжского XVII – нач. ХХ века;

    • церковь Богоявления Господня (Власия Севастийского, XVII век);

    • церковь Алексия, митрополита Московского XVIII века.;

    • Архиерейское подворье XVII – XIX веков.

О каждом храме можно долго и много рассказывать.

Например, Успенский собор, история которого насчитывает более семи столетий, успел семь раз сгореть, еще будучи деревянным. И всякий раз его вновь отстраивали, и вновь он сгорал, пока в XVII веке не появился, наконец, каменный собор по образцу главного храма Московской Руси – Успенского собора Московского Кремля. Освятили главный устюжский храм в 1658 году. А позже и его опять много раз перестраивали. Южный фасад собора полностью закрывает построенная в середине XIX века двухэтажная теплая (придельная) церковь Благовещения. С восточной стороны к ней примыкает возведенная в конце XVII–XVIII веке высокая соборная колокольня. Резной барочный иконостас собора относится к 1780 году.

Собор Успения Пресвятой Богородицы. Фото: st-tsourkan.ru

Прокопьевский собор (собор Прокопия Праведного) с папертью и колокольней возведен в 1668 году «иждивением» устюжского купца Афанасия Гусельникова над могилой святого праведного Прокопия – блаженного чудотворца и небесного покровителя Великого Устюга. Известно имя мастера, создавшего собор: устюжанин Петр Дмитриев Котельников. Собор известен мироточащей иконой Благовещения и великолепным резным золоченым пятиярусным иконостасом первой половины XVIII века. Иконостас этот называют собранием устюжской живописи XVII–XVIII веков.

Небольшой, но монументальный собор Иоанна Праведного (соборный храм во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста) тоже возведен над гробом месточтимого святого Иоанна Праведного. Каменный собор построен на месте деревянного на средства одного из богатейших устюжских купцов Н. Ф. Ревякина в 1656–1663 годах.

Вид на храмы Соборного дворища открывается не только с набережной, но и со стороны Советского проспекта, Красноармейской улицы. А еще лучше смотреть на комплекс с противоположного берега Сухоны – со стороны Дымковской слободы.

Комплекс Михайло-Архангельского монастыря

Это второй по древности устюжский монастырь после Троице-Гледенского. Предание гласит, что мужской монастырь во имя Архангела Михаила в Великом Устюге основал преподобный Киприан Устюжский в XIII веке. Каменное строительство началось здесь в XVII веке. По благословенным грамотам Ростовских и Ярославских митрополитов Варлаама II и Ионы (Сысоевича) на средства устюжского купца Никифора Ревякина в 1653 году в обители построили и освятили теплую церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1653–1656 годах тот же купец Ревякин организовал и оплатил строительство каменного пятиглавого холодного (то есть неотапливаемого) храма во имя Собора Архангела Михаила. До него на этом месте стояла деревянная церковь с тринадцатью главками. Одновременно с собором поставили каменную восьмигранную шатровую колокольню. До нынешнего времени в соборе и на его паперти сохранились росписи разных веков, древнейшая из которых датируется рубежом XVII–XVIII веков. В конце 1680-х годов над монастырскими святыми вратами появилась церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. На протяжении нескольких веков в ней находился Владимирский образ, который устюжский иконописец Афанасий Соколов скопировал с московской святыни. В 1711 году над могилой преподобного Киприана встала церковь Преполовения Пятидесятницы.

На территории монастыря располагалось Великоустюжское духовное училище, а с 1737 по 1786 годы – Великоустюжская духовная семинария.

В 1918 году монастырь закрыли, до 1941 года здесь были концлагерь, исправительно-трудовой дом, следственное отделение, тюрьма. Затем сменилось несколько учреждений – от пехотного училища до автотранспортного техникума. Сейчас Михайло-Архангельский монастырь – часть Великоустюгского государственного музея-заповедника, памятник истории и культуры федерального значения.

Ансамбль дымковских церквей Дымковская слобода

Дымковская слобода – на правом береге Сухоны, напротив центральной части Великого Устюга. Отсюда открывается великолепный вид на городскую набережную и Соборное дворище. В свою очередь, со стороны набережной – огромное удовольствие любоваться Дымковским архитектурным ансамблем. Недаром эти виды считаются визитной карточкой города.

Два храма одного прихода: храм побольше – «холодный», поменьше – «теплый» – это традиционная система храмовой застройки на Руси, особенно актуальная на Русском Севере. Сейчас здесь стоят каменные сооружения, а в конце XIV века храмы в Дымково были деревянные. Выстроили их в память участия устюжан в Куликовской битве.

Одна из церквей посвящена Димитрию Солунскому, другая – Сергию Радонежскому. Их много раз возводили на месте сгоревших или обветшавших предшественников. До наших дней дошли каменная холодная церковь 1700–1708 годов и теплая церковь середины XVIII века.

Они очень красивые, великолепно вписаны в ландшафт, их обожают фотографы. Правда, внутрь войти не получится – фотографировать можно только снаружи: в 1930 г. храмы закрыли, сняли с колокольни колокола, уничтожили многие элементы интерьеров, в том числе иконостасы Сергиевской церкви. Разобрали каменную ограду, которая окружала ансамбль, – от нее сохранились лишь восточные ворота и частично угловая юго-восточная башенка. В 80-х годах ХХ века церкви реставрировали, но внутрь по-прежнему не пускают. Сегодня ансамбль дымковских церквей охраняется государством как памятник истории культуры федерального назначения и закреплен за Великоустюгским государственным музеем-заповедником для внешнего показа.

В начале XXI века правый берег Сухоны, который в половодье сильно размывало, пришлось укрепить бетонными конструкциями. Храмы были спасены, но традиционный вид ансамбля с противоположного берега, конечно, изменился. И все же стоит обязательно пересечь Сухону по мосту и доехать до Дымковской слободы или на экскурсионном автобусе, или на машине – эти храмы достойны внимания.

Ансамбль Спасо-Преображенской и Сретенско-Преображенской церквей

На нынешней Комсомольской площади Великого Устюга когда-то стоял Спасо-Преображенский женский монастырь. Основан он был в 1422 году, а в 1764-м закрыт. Остались два каменных храма – Преображения (1689–1696 годы) и Сретения (1725–1740 годы).

Деревянные церкви – теплая Преображенская и холодная Сретенская – стояли на этом месте еще до XV века, когда игуменья Анисья решила основать здесь обитель. В конце XVII века оба деревянных храма и колокольня сгорели. Успела сгореть и заново отстроенная деревянная Сретенская церковь. Два каменных храма встали рядом лишь в первой половине XVIII века, а во второй половине монастырь уже закрылся, и церкви стали приходскими. В 1928 году закрыли и их. Сейчас здания обеих церквей отданы Великоустюгскому центральному архиву.

Каменный пятиглавый Спасо-Преображенский храм очень напоминает Архангельский собор Михайло-Архангельского монастыря. Отличие лишь в более скромных размерах и внешнем убранстве – в Спасо-Преображенском храме использовано много изразцов местного производства. Сени и своды в алтаре Спасо-Преображенского собора в 1756 году украсили живописными изображениями. По западной стене церкви под сводами выстроили деревянные хоры, которые в старину составляли принадлежность соборных церквей.

Сретенско-Преображенская церковь интересна тем, что в ее верхних ярусах предусматривался ярус колокольного звона – такие церкви назывались «под колокол».

Ансамбль Николо-Гостинской церкви и колокольни

На берегу реки Сухоны, на территории бывшей торговой площади, расположен Никольский храм с колокольней – памятник архитектуры ХVII–ХIХ веков. Это самый ранний пример устюжского каменного двухэтажного храма, объединившего зимнюю и летнюю церкви.

Николо-Гостинская церковь. Фото: Благовест-инфо

Церковь Николы стоит на берегу Сухоны на территории старого торга. Основали его «гости», приезжие торговцы в 80-х годах XVII века. Строили долго – строительство завершилось лишь в 20-х годах XVIII века.

Как получилось, что Никольская церковь – двухэтажная? Подклет храма сначала служил хозяйственным целям, а потом его расширили и переделали для зимнего храма. Летний храм расположили на верхнем этаже.

Рядом с храмом стоит ярусная колокольня. Встроенные пристройки сделаны с уступом, так как над алтарными частями храмов нижнего этажа не должно быть помещений иного назначения, кроме алтаря.

В 1986 году после реставрации в здании Никольской церкви открыли выставочный зал музея. Сегодня здесь развернуты экспозиции Музея этнографии.

* * *

Мы рассказали лишь о нескольких ансамблях, но в Великом Устюге множество и одиночных церквей, и часовен. До революции в городе с населением около 12 тысяч человек насчитывалось 40 церквей и пять монастырей. Сегодня на балансе Великоустюгского музея – 28 храмов. Правда, службы проводятся не везде: есть заброшенные, полуразрушенные здания церквей, есть и такие, в которых располагаются музеи и учреждения.

Наталья Харпалева

1 декабря 2022

Источник: Global Orthodox

https://mir-znaniy.com/kazaki-v-russkoj-gvardii-neizvestnaya-istoriya-russkih-dzhigitov/

К 1917 году в русской императорской гвардии числились 3 казачьих полка: лейб-гвардии Казачий Его Величества полк, лейб-гвардии Атаманский Его Операторского Высочества Наследника Цесаревича полк и лейб-гвардии Сводно-Казачий полк. Кроме того, к гвардейской конной артиллерии относилась 6-я Донская казачья Его Величества батарея. Совершенно особое место в гвардии занимали казаки Собственного Его Императорского Величества конвоя. Таков был состав «казачьей гвардии» русских императоров…

Рождение «Казачьей Гвардии»

История гвардейских казачьих частей берет свое начало еще в годы правления Екатерины II. В апреле 1775 года императрица Екатерина II повелела включить в свою свиту две особые конвойные казачьи команды. Подбором казаков занимался сам Григорий Потемкин. В 1796 году Павел I включил команды в состав вновь формируемой части, получившей несколько странное название — лейб-гусарский Казачий полк. Два года спустя, в 1798 году, гусар и казаков все же разделили. Так появился лейб-гвардии Казачий полк — первый казачий полк в русской гвардии.

Лейб-казаки участвовали во всех войнах императорской России, начиная с печально памятного сражения при Аустерлице 2 декабря 1805 года. За подвиги в войне 1812 года полк получил престижную награду: серебряные георгиевские трубы. 22 трубы общим весом в 27 килограмм чистого серебра были специально
изготовлены и вручены горнистам полка.

В истории каждого полка есть сражение, которое считается его звездным часом. У лейб-казаков таким сражением стала «битва народов» при Лейпциге в 1813 году, когда они спасли русского императора Александра I, а заодно — прусского и австрийского монархов.

В разгар сражения Наполеон бросил ударные силы на высокий холм, на котором наблюдали за ходом битвы три союзных государя: император России Александр I, австрийский император Франц I и король Пруссии Фридрих-Вильгельм III. Французской кавалерии удалось прорвать фронт, и лишь контратака
лейб-казаков спасла самодержцев от гибели или плена.

Восхищенный Александр I выбрал необычный способ награждения. Он выдал командиру чистый лист бумаги за своей подписью, на котором каждый офицер полка мог написать, какую награду он хочет получить: чин или орден. А весь полк целиком получил Георгиевские штандарты с надписью; «За подвиг, оказанный в сражении при Лейпциге 4 октября 1813 года».

Атаманский полк влился в ряды гвардии значительно позднее. И хотя сам полк был основан еще в 1775 году, но звание гвардейского он получил лишь в 1859 году. А еще спустя 20 лет, в 1878 году, он получил замысловатое официальное название — лейб-гвардии Атаманский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк. Однако в народе казаков этого полка называли просто — «атаманцы».

Отдельно стоит сказать и о такой уникальной воинской части, как Собственный Его Императорского Величества конвой. Долгое время российские самодержцы не имели какой-то специальной воинской части для своей охраны. Ситуация изменилась в начале XIX века, при императоре Александре I (1801-1825).

По его распоряжению функции конвоя особ императорской фамилии с 1811 года стала выполнять Черноморская сотня лейб-гвардии Казачьего полка. Однако вскоре выяснилась необходимость иметь для этих целей все-таки полноценную воинскую часть.

В 1828 году из кавказских горцев сформировали лейб-гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон. В него включили кабардинцев, чеченцев, кумыков, лезгин, ногайцев и других кавказских народов. Он и стал ядром Собственного Его Императорского Величества конвоя. В 1832 году в состав конвоя влились команды терских и кубанских казаков. Так сформировалась эта, не имеющая аналогов в тогдашней Европе, воинская часть.

Итак, как же был устроен почетный эскорт русских императоров? Конвой состоял из двух эскадронов: Кавказского и Казачьего. В Кавказский эскадрон набирали грузин и горцев Северного Кавказа. В Казачий эскадрон входили терские и кубанские казаки.

Служба в конвое была далеко не бессрочной. Казаки служили в Петербурге 3 года, после чего прикомандировывались к своим частям на Кавказе, а горцы — 4 года. Казаки служили меньше, потому что их служба считалась тяжелее. Они охраняли царя и членов его семьи при выездах, на прогулках, во время отдыха в загородных дворцах и т.д. Ежедневно у кабинета императора выставлялись унтер-офицер и 2 казака. Во время придворных балов в подъезд царя «для снятия пальто» назначались 7 нижних чинов. На ночь у спальни царя выставлялись часовые. Горцам всю эту службу не доверяли — по причине неважного знания русского языка и своеобразного менталитета. Кавказский эскадрон выполнял, в основном, функции конного эскорта при выездах царя. Для офицера назначение в конвой считалось высочайшей наградой. Обязательно учитывался образовательный ценз кандидата. Принимались, как правило, те офицеры, которые оканчивали военные или юнкерские училища «с отличием».

Непосредственным подбором нижних чинов для конвоя занимались офицеры, командируемые в казачьи войска. В течение года объезжая станицы, они отбирали каждого новобранца индивидуально. При отправлении в Петербург казаки должны были иметь: собственное обмундирование, годного к службе рослого коня любой масти (кроме вороного и пегого), седло и сбрую, шашку и кинжал. При прибытии в конвой остальное положенное обмундирование и снаряжение они получали за счет казны. Дисциплина в конвое была жесткой. За нарушение установленных правил казаки конвоя подвергались суровым наказаниям. Но самым строгим наказанием служило исключение из конвоя — семья такого казака считалась опозоренной в глазах остальных станичников. Бывали случаи, когда конвойцы, боясь отчисления за какой-то серьезный проступок, кончали жизнь самоубийством — чтобы не позорить свой род.

В отличие от других гвардейских казачьих частей, подразделения конвоя практически не привлекались для выполнения полицейских функций. Исключение составил один инцидент, происшедший 17 июля 1902 года. В Петербургском доме предварительного заключения взбунтовались арестанты. Смотритель тюрьмы обратился за помощью к командиру конвоя генералу Мейендорфу (казармы конвойцев находились неподалеку). Генерал Мейендорф распорядился отправить 30 человек. При появлении казаков арестанты сразу же успокоились. Порядок был восстановлен.

На следующий день о случившемся доложили царю. Николай II был крайне недоволен. Ознакомившись с рапортом, он собственноручно написал на нем: «Очень удивлен и недоволен тем, что для прекращения беспорядка в доме предварительного заключения вызвали взвод моего конвоя. Строго запрещаю впредь обращаться за содействием к моему конвою! Он несет совсем другого рода службу и обязанности!» Генералу Мейендорфу был объявлен строгий выговор…

Крах Тысячелетней Монархии

К началу XX века сложилась явно «несправедливая» ситуация: в русской гвардии были представлены только одни донские казаки. Да еще терцы с кубанцами служили в Собственном Его Императорского Величества конвое. Но и лейб-гвардии Казачий, и лейб-гвардии Атаманский полки, а также 6-я Донская батарея — все эти части пополнялись только выходцами с Дона. Остальные 7 казачьих войск не имели своих представителей в составе гвардии (за исключением одной сотни от уральских казаков, которая состояла в гвардии на особых правах; тем не менее уральцы считали себя несправедливо обойденными — сотня это ведь не полк).

Для того чтобы исправить это упущение, 27 мая 1906 года «в ознаменование вековых исторических заслуг» Астраханского, Уральского, Оренбургского, Сибирского, Семиреченского, Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск государь Николай II повелел: «Сформировать лейб-гвардии Сводно-Казачий полк, взяв по одной сотне от Уральского и Оренбургского казачьих войск, по полусотне от Сибирского и Забайкальского и по взводу от Астраханского, Семиреченского, Амурского и Уссурийского казачьих войск».

Крах Российской империи стал концом русской гвардии вообще и гвардейских казачьих частей в частности. Все они прекратили свое существование в 1917-1918 годах.

Первой жертвой пал Собственный Его Императорского Величества конвой, что неудивительно — охрана русского императора прекратила свое существование вместе с тысячелетней российской монархией. В мае-июне 1917 года конвой был расформирован. Казаки были переведены в другие части или уволены в отставку. Затем пришел черед и остальных гвардейских полков: в ноябре-декабре 1917 года не стало лейб-гвардии Атаманского полка и 6-й Донской казачьей батареи, в марте 1918 года — лейб-гвардии Казачьего и лейб-гвардии Сводно-Казачьего полков.

Была попытка возродить казачью гвардию в составе белых армий, но это были уже, конечно же, совсем не те блестящие лейб-казаки, как во времена «государя-императора». В 1920 году остатки лейб-казаков покинули Крым вместе с эвакуируемой армией барона Врангеля. Так закончилась история «казачьей гвардии» русских императоров…

Икона-триптих Лейб-гвардии Казачьего Его императорского Величества полка

Как запорожские казаки унию встречали

История: Южный путь или Яицкое казачество

Вклад казачества ради победы в Великой Отечественной войне

Дело под Иканом. Уральское казачье войско

Войны, в которых участвовали кубанские казаки

Святые казаки и казачьи святые

https://www.povarenok.ru/recipes/show/27456/ 

Фруктовый салат "Простецкий"

Ингредиенты для «Фруктовый салат "Простецкий"»:

  • Яблоко — 1 шт
  • Апельсин — 1 шт
  • Банан — 1 шт
  • Сок яблочный — 3 ст. л.
  • Нектарин — 1 шт

Рецепт «Фруктовый салат "Простецкий"»:

Все вышеперечисленные фрукты моем , нарезаем в тарелку кусочками.Добавляем 3 столовых ложки яблочного сока и перемешиваем. Салат готов!

https://www.povarenok.ru/recipes/show/3162/

Фруктовый салат «Солнце зимой»

Ингредиенты для «Фруктовый салат «Солнце зимой»:

  • Ананас
  • Яблоко
  • Банан
  • Киви
  • Апельсин

Рецепт «Фруктовый салат «Солнце зимой»:

Разрезать ананас строго по середине вдоль. Аккуратно вырезать мякоть не прорезав ананас. Нарезать фрукты, перемешать. Выложить в половинки ананаса и подавать на стол.

При желании можно добавить сахарную пудру, медю

 

https://www.povarenok.ru/recipes/show/72871/

Салат "Фруктовый кус-кус"

Ингредиенты для "Салат "Фруктовый кус-кус"":

  • Кус-кус — 100 г
  • Сахар коричневый (100 гр. для кус-куса+50 гр. для карамели) — 150 г
  • Клубника — 150 г
  • Апельсин — 2 шт
  • Яблоко — 1 шт
  • Груша — 1 шт
  • Лимон — 0,5 шт
  • Вода (150 мл для кус-куса+30 мл. для карамели) — 180 мл

Рецепт "Салат "Фруктовый кус-кус"

С одного апельсина снять цедру, сок выжать. Второй апельсин очистить, как яблоко, выбрать мякоть из пленок, стекший сок добавить к первому.

Апельсиновый сок смешать с соком от 1/2 лимона, добавить 100г сахара и 150 мл. воды, довести до кипения.

Получившимся апельсиновым сиропом залить кус-кус, накрыть крышкой и дать настояться в течение 30 мин., помешивая изредка. Клубнику нарезать кубиками, не очень мелко, пару ягодок оставить для украшения.Яблоко и грушу нарезать также кубиками, очищать не обязательно, но я для себя очистила.

Далее слегка карамелизуем яблоко и грушу. Для этого 50 г сахара смешать с 30 мл воды, дать закипеть, всыпать яблоки, проварить с момента закипания минуты 3-4. Затем яблоки вынуть и всыпать в эту же карамель груши, так же проварить 3-4 мин. Вынуть их из карамели.

Далее собираем наш салат. На дно салатника или креманки (если подавать порционно) кладем часть распаренного кус-куса. Затем часть яблок, опять кус-кус, и часть груш.Далее кус-кус и апельсины.Затем опять кус-кус и клубника. Сверху все это закрываем кус-кусом.При подаче украсить клубникой!Можно подать, украсив розой из яблока и каплями карамели.

Вкус этого салата получается яркий, насыщенный. Он очень сытный. Считается, что блюда для поста должны быть скромными, без излишеств, в то же время они должны радовать нас, ведь во время поста организму приходится задействовать все свои резервы. Кстати, фрукты можно брать любые, по сезону, а также ягоды.

 

https://www.povarenok.ru/recipes/show/73606/

Фруктовый салат с хлопьями

Ингредиенты для «Фруктовый салат с хлопьями»:

  • Изюм — 1 ст. л.
  • Морковь (небольшая) — 1 шт
  • Яблоко — 1 шт
  • Мед (или тростниковый сахар) — 1 ч. л.
  • Хлопья злаковые (5 злаков или овсяные) — 0,5 стак.
  • Мандарин — 1 шт

Рецепт «Фруктовый салат с хлопьями»:

Можно использовать в салат любые хлопья, я делаю с овсяными или 5 злаков, не требующие варки, от фирмы "Мистраль".

​​​​​​​Фрукты вы можете брать ваши любимые, у меня всегда дома есть яблоки, мандарины, апельсины, я добавляю еще морковь - очень полезно. Вместо сахара я добавляю мед, вы можете использовать тростниковый сахар.

​​​​​​​Хлопья с промытым изюмом залить 0,75 стакана кипятка и оставить на время, которое необходимо для приготовления хлопьев, у меня на 3 минуты.

​​​​​​​В это время нарежем на маленькие кусочки пол-яблока, вторую половину я оставляю на украшение (яблоко я не чищу, так полезней). Мандарин почистим на дольки, можно нарезать дольки пополам. Морковь натираю на крупной терке.

​​​​​​​Добавляю фрукты в кашу, немного меда, перемешиваю. Все, можно кушать полезный вкусный завтрак.

https://www.povarenok.ru/recipes/show/138805/ 

Фруктовый салат "Весенний"

Ингредиенты для «Фруктовый салат "Весенний"»:

  • Яблоко —2 шт
  • Банан — 2 шт
  • Апельсин (большой) — 1 шт
  • Мандарин — 2 шт
  • Чернослив (без косточек) — 50 г
  • Мед (у меня липовый, жидкий) — 2 ст. л.
  • Корица — по вкусу
  • Орехи (у меня арахис измельченный) — по вкусу

Рецепт «Фруктовый салат "Весенний"»:

Апельсин разрезать пополам и выжать сок из одной половины. Чернослив залить кипятком минут на 10. У яблок удалить сердцевину, порезать на кусочки. Один банан очистить и тоже порезать на кусочки. Мандарины и половину апельсина очистить, удалить косточки, порезать.

Смешиваем мед и апельсиновый сок. С чернослива слить воду, нарезать на кусочки.

Один банан помять вилкой и добавить к апельсиновому соку, перемешать. Это будет наша заправка.

В широкую посуду выложить нарезанные фрукты, добавить корицу, залить заправкой и аккуратно премешать.

Разложить по креманкам, притрусить орехами и приглашать родных подзарядиться витаминками! Будем здоровы!

Праздник авокадо

Постная выпечка

Соевая спаржа. Рецепты для вас

"Луково-порейное счастье" во время поста

Многоликая форель

"Рецепты для хозяйки во время урожайной осени"

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102194

Фильм «Святой архипелаг» режиссера Сергея Дебижева закрывал кинофестиваль «Arctic Open» в Архангельске. Эта лента стала большим открытием для фестивальной публики из-за неординарной подачи истории Соловецкой обители. Станислав Анисимов посмотрел картину и поговорил с автором, сообщает телеканал «Культура».

 

 

Документальный фильм Сергея Дебижева – это приглашение зрителя к диалогу. Сложному и неоднозначному. Поэтому режиссер и решил изменить свой почерк – того требовала тема. В ленте много закадрового текста, размышлений об истории и современности Соловецкой обители. До революции сюда было принято отправлять подростков из соседних сел, они изучали не только Священное писание, но и основы рыбацкого дела. Отдельные и самые страшные эпизоды картины посвящены истории Соловков в 20-30-е годы, когда здесь располагался первый в СССР исправительно-трудовой лагерь. Представлен в фильме и современный быт монахов – эти съемки особое достижение режиссера.

«Мне кажется, что сейчас пришла пора, когда кинематограф должен перестать обращаться к инстинктам и даже к интеллекту, а должен начать обращаться к душе и сердцу человека. Мне кажется, что человек достоин серьезного разговора на глубинные темы», – поделился режиссер Сергей Дебижев.

«Святой архипелаг» – не видовой фильм. Но эти кадры поражают не только зрителей, но и коллег-кинематографистов. В ленте использованы все достижения современной кинотехники: подводная камера, съемки с коптера. А размеренный ритм повествования убирает суету репортажа: каждый кадр можно подробно рассмотреть, лучше всего на киноэкране.

«В современном мире изображение имеет очень серьезное значение, потому что после того, как люди перестали использовать философские конструкции, какие-то сентенции, они переключились на бесконечное употребление изображений. И, с одной стороны, это беда, а с другой стороны, коль скоро это так, то изображение в фильме должно быть высочайшего качества», – считает Сергей Дебижев.

Музыку к фильму написал музыкант и композитор Вячеслав Бутусов. Прежде всего он отсматривал отснятый материал и уже под изображение сочинял мелодию. «В двух местах я его попросил, чтобы он взял уже существующие в его творчестве темы, в частности «Апостол Андрей», и сделал бы некий саундтрек из этой песни», – рассказал режиссер.

Нестандартный подход, сочетание современных методов съемки и классического повествования, музыкальный ряд, идеально комментирующий изображение, – «Святой архипелаг» вызвал небывалый интерес у зрителей «Arctic Open». При входе в кинотеатр спрашивали лишний билет.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=102189

Возможности острова. Как сохранить Соловецкий архипелаг

Уходящий 2022-й объявлен президентом Годом культурного наследия народов России. Одно из его сокровищ – комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Усилиями специалистов-реставраторов и Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага уникальный архитектурный ансамбль сохранится для будущих поколений.

Соловецкий архипелаг начал осваиваться древними племенами примерно пять тысяч лет назад: с тех пор сохранились многочисленные археологические находки и знаменитые соловецкие лабиринты. Следующая страница истории Соловков открывается переходом островов во владение Великого Новгорода: поссорившись с Ганзейским союзом, Новгород искал новый выход в Северное и Балтийское моря. Соловецкие острова стали местом, где торговые корабли, прошедшие по реке Волхов, а затем через Ладогу, Свирь и Онежское озеро, переоснащались для выхода в Белое море.

В 1429 году на архипелаге начали свое пустынножительство два монаха – преподобные Савватий и Герман. Выросший на месте их скитов Соловецкий монастырь стал самым северным в России. Вскоре знаменитая новгородская купчиха Марфа Посадница пожаловала основателю обители, преподобному Зосиме, все острова архипелага. С этого момента начинается самый значительный, почти 500-летний, духовный этап жизни Соловков. Именно тогда был создан образ архипелага, признанный сегодня объектом Всемирного наследия.

В 1920 году на территории монастыря был организован Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), который просуществовал до 1939-го – в этом году его сменила база ВМФ. Надо сказать, что Соловки на протяжении всей своей истории имели важное фортификационное значение. Об этом свидетельствуют укрепительные и оборонительные сооружения, самое мощное из которых – сама Соловецкая крепость, сложенная из валуна в XVII веке. Еще в 1923 году в Соловецком монастыре случился страшный пожар, уничтоживший звонницу. Впоследствии были утрачены и колокола, и только в наше время отлили новые. Самый большой из них весит 14 тонн, самый маленький – 3 кг. Общая масса колоколов – более 32 тонн.В 1967 году на территории архипелага учредили Историко-архитектурный и природный музей – заповедник, который и сегодня является одним из важнейших градообразующих предприятий на Соловках. А в 1991-м Спасо-Преображенский Ставропигиальный мужской монастырь вернулся в лоно Русской православной церкви.

В 2018-м указом президента России был учрежден Фонд по сохранению и развитию архипелага. В сфере его деятельности – всестороннее развитие территории: обеспечение ее транспортной инфраструктурой, инженерными системами, современными жилыми и общественными зданиями. Но на первом месте, безусловно, стоит сохранение уникальных объектов культурного наследия.

В чем их уникальность? В истории возникновения, в архитектурных особенностях – сочетании валунной каменной и кирпичной кладки, скромном северном убранстве, деревянных элементах и конструкциях. Время и суровые климатические условия оказывают на них разрушающее воздействие, поэтому на Соловках постоянно ведутся работы по предотвращению ухудшения состояния объектов и по проведению полного комплекса работ по сохранению.

Сегодня специалисты возвращают исторический облик кровлям храмов Николая-чудотворца и преподобного Германа, Соловецкого чудотворца: эти здания были перестроены в советский период. В храме во имя преподобного Германа отреставрировали фасады, в его помещениях смонтировали системы электроснабжения, освещения, охранно-пожарной сигнализации, связи и системы отопления, а также отреставрировали кирпичные стены и своды. Также были выполнены работы по воссозданию дверных и оконных столярных заполнений, отреставрированы оконные кованные решетки и пол из белого камня. По историческим фотографиям специалисты воссоздали иконостас.

Уже завершены работы по воссозданию ограждения Свято-Троицкого Зосимо-Савватьевского собора, выполнены ремонтно-реставрационные работы на Никольской башне. На подклетах ризницы выполнено укрепление валунной кладки инъектированием, а также реставрация кирпичной кладки стен фасадов и интерьеров. Воссозданы и установлены столярные заполнения оконных проемов. В храме во имя святителя и чудотворца Николая выполнены работы по реставрации стен интерьеров, воссозданы оконные рамы и кованные ворота на входе в церковь, проведена реставрация белокаменных полов и подоконников.

Другие объекты культурного наследия архипелага также не остаются без внимания специалистов. Они делают все возможное для спасения и сохранения Соловецкого архипелага.

6 декабря

Источник: Главгосэкспертиза России

Соловки: 10 скитов и пустыней

Паломничество на Соловки

В Соловецком монастыре отреставрировали церковь преподобного Германа

Количество просмотров материалов
1434860

доска объявлений